Русь и Хазария  > Русь и Хазария > Хазария и Кавказ

Аланы

Группа близкородственных ираноязычных племен, обитавших в периоды поздней античности и раннего средневековья на Центральном и Северо-западном Кавказе, в предкавказских степях и лесостепном Подонье. Аланы сыграли значительную роль в истории хазарского государства. Они были одним из древнейших народов, входивших в его сферу влияния.

Группа близкородственных ираноязычных племен, обитавших в периоды поздней античности и раннего средневековья на Центральном и Северо-западном Кавказе, в предкавказских степях и лесостепном Подонье. Аланы сыграли значительную роль в истории хазарского государства. Они были одним из древнейших народов, входивших в его сферу влияния.

Аланы выделились из крупного массива ираноязычных сарматских племен не позднее I в. н.э. Этникон «аланы» впервые встречается в источниках в названии сарматского племени роксолан (т.е. буквально – «светлые аланы»). Его этимология восходит к общеиранскому слову arya.

Прародиной алан были степи восточного Прикаспия и Приаралья откуда они продвинулись на запад в Причерноморье. С середины I в. н.э. общий политоним «аланы» вытеснил ранее распространенное на этих территориях название сарматского племенного объединения аорсов. Доказательством того, что дело обстояло именно так служит наличие в письменных источниках смешанных или переходных этнонимов, таких, например, как аланорсы (т.е. буквально «алано-аорсы»). Память о центрально-азиатских аорсах сохранялась в Восточной Европе и в хазарское время в названии располагавшейся в Итиле гвардии хорезмийских наемников ал-арсия или ал-ларисия.

В конце IV в. аланы были разгромлены пришедшим с востока новым кочевым объединением – гуннами. В результате часть их была вынуждена уйти вместе с племенами, подвластными гуннскому союзу, далее на запад в Галлию и Испанию, (где их имя до сих пор сохраняется в названии провинции Каталония, т.е. Готоалания). Другая часть отступила к югу. Позднее, к концу средневековья процесс взаимной ассимиляции аланских пришельцев и аборигенного населения в горах Центрального Кавказа привел к образованию осетинского народа.

В хазарский период на центральном и северо-западном Кавказе существовали два основных аланских этнополитических объединения: собственно алан и асов. В исследовательской литературе наиболее распространена точка зрения о связи первых с восточной частью географического ареала аланского расселения на центральном Кавказе. Тогда как асов обычно локализуют западнее – в верховьях Кубани. Недавно К. Цукерманом была предложена гипотеза о расположении асов в восточной части средневековой Алании. Древнерусское обозначение алан – ясы и современный этноним осетины восходят именно к этому этникону.

Одной из труднейших и не имеющих однозначного решения проблем средневековой аланской истории является вопрос о характере политических отношений между Аланией и Хазарским каганатом. Степень аланской зависимости от хазар трудно оценить в силу имеющихся противоречий в письменных источниках. В отличие от письма Иосифа и Кембриджского документа, арабские и византийские авторы не отмечают подчинения алан хазарскому государству. В результате, одни исследователи (например, А.П. Новосельцев) отрицают возможность такого подчинения, другие (В.А. Кузнецов, О.Б. Бубенок) склонны больше доверять сообщениям хазарских документов.

В реальности, алано-хазарские отношения в каждый определенный период времени складывались по разному и предполагали различные варианты развития: от прямого подчинения до равноправного военного союза.

Об исключительно важной роли алан во внутренней жизни хазарского каганата свидетельствует то, что они вместе с протоболгарами стали основным этническим компонентом салтово-маяцкой археологической культуры. Один из ее локальных вариантов, распространенный в хазарское время в лесостепном Подонье, традиционно считается в археологической литературе этнически аланским.

Историки, археологи, и специалисты-алановеды не пришли к единому мнению по вопросу о причинах массового переселения алан на далекую северную периферию Хазарии. Существует несколько наиболее распространенных объяснений этого явления.

Одни исследователи, (например, С.А. Плетнева), считают эту миграцию следствием затронувших кавказскую Аланию арабо-хазарских войн. Другие, (Г.Е. Афанасьев) видят в переселении на северо-запад результат внутреннего развития аланского общества. Третьи (А.В. Гадло, О.Б. Бубенок) считают этот процесс результатом целенаправленной политики хазарских каганов, заинтересованных в привлечении алан к военной сторожевой службе в северном приграничном регионе государства.

Не менее важное значение для хазар имели аланские земли центрального Кавказа, в особенности, район Дарьяльского ущелья, само название которого восходит к персидскому выражению Дар и-Алан, т.е «Аланские ворота». Дарьял, как и дербентский проход, представлял собой наиболее удобный путь военных вторжений с Северного Кавказа в Закавказье и в обратном направлении. Арабские армии вторгались на территорию Хазарии через Дарьял в 724/25 и 728/29 гг. Но наиболее известным стал поход арабского полководца Мервана, проникшего в 737 г. вглубь каганата через Дарьяльское ущелье, поставив Хазарское государство на край гибели. Хазары также вторгались во владения арабов в Закавказье через Дарьял. Одно из таких вторжений, приписанное хазарским преданием Булану – первому царю принявшему иудаизм, описывается в письме Иосифа.

В хазарское время у алан северного Кавказа начинает распространяться христианство. Однако его утверждению мешало развитие традиционных культов. Ибн Русте – мусульманский автор начала X в., опираясь на более ранние сведения, отмечает, что, хотя царь алан – «христианин в сердце», большинство его подданных – язычники.

Начавшемуся тогда же постепенному ослаблению иудейской Хазарии сопутствовали два параллельных и тесно связанных друг с другом процесса: христианизация алан и укрепление антихазарского алано-византийского союза. К X в. Алания начинает играть в византийской политике туже роль защиты подступов к византийским владениям в Северном Причерноморье, что и Хазария в более ранний период. К началу X в. относятся первые попытки христианизации алан при константинопольском патриархе Николае Мистике (во время его первого патриаршества в 901 – 907 гг.). Тогда христианизация затронула лишь верхушку аланского общества: крещены были царь и представители высшей знати.

Первое официальное введение христианства в Алании закончилось довольно скоро. Арабский историк и географ ал-Масуди отмечает, что после 320 г. х. (932 г. н.э.) аланы прогнали присланных из Византии епископов и священников. Вероятно к этому же времени относится описанное автором Кембриджского документа последнее сближением между Аланией и хазарским каганатом. Аланы поддержали Хазарию в войне против соплеменных им асов, что, по данным Анонима, была связано с распространением иудаизма среди части аланской верхушки.

Однако к середине X в. отношения между Хазарией и Аланией вновь ухудшаются. Константин Багрянородный в своем трактате «Об управлении империей» упоминает Аланию в числе государств и народов, способных в интересах Византии воевать против хазар. В своем сочинении «О церемониях» он называет правителя кавказских алан «духовным сыном» императора ромеев. Вероятно к этому же времени начинается настоящая христианизация Алании, полностью завершившаяся в XI в. По данным Кембриджского документа в середине X в. на хазар напали подстрекаемые Византией аланы. И хотя хазарам удалось разгромить их при поддержке гузов, а дочь аланского царя была после этого взята в гарем последнего правителя каганата – Иосифа, эта победа уже не могла спасти распадающееся государство от гибели, наступившей в результате нападения русского князя Святослава. Аланы, согласно «Повести временных лет», также потерпели поражение от русов Святослава.



Источники и литература
  • Алемань А. Аланы в древних и средневековых источниках. М., 2003
  • Артамонов М.И. История хазар. Изд. 2-е. СПб., 2002. С. 356 – 367
  • Афанасьев Г.Е. К вопросу о происхождении аланского варианта Салтово-маяцкой культуры // Античные государства и варварский мир. Орджоникидзе, 1981. С. 48 – 64
  • Блаватский В.Д. О скифской и сарматской этнонимике // КСИА (1975) Вып. 143. С. 45 – 46
  • Бубенок О.Б. Алани-асi Днiровсько-Донського межирiччя на вiйсковiй службi в хозар // Хазарский альманах. Т. 1. Харьков, 2002. С. 18 – 28
  • Бубенок О.Б. Хазары и мятежная Асия. К вопросу о характере алано-хазарских взаимоотношений // Проблемы еврейской истории. Ч. 1. М., 2008. С. 40 – 57
  • Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа в IV – X вв. Л., 1979
  • Зетейшвили С.Г. Сведения об аланах в хронографии Феофана // ДГ 1976. С. 81 – 86
  • Иванов С.А. Византийское миссионерство. Можно ли сделать из «варвара» христианина? М., 2003. С. 180 – 190
  • Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. С. 50 – 53; 332 – 333
  • Кузнецов В.А. Аланские племена северного Кавказа. (МИА № 106) М.; 1962
  • Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Владикавказ, 1992
  • Кулаковский Ю.А. Избранные труды по истории аланов и Сарматии. СПб., 2000
  • Ляпушкин И.И. Памятники салтово-маяцкой культуры в бассейне р. Дона // МИА № 62. М.; Л., 1958. С. 85 – 148
  • Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X – XI вв. М., 1963. С. 193 – 194; 204 – 205, 221
  • Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С. 105 – 107
  • Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 2004. С. 131 – 133; 225 – 229
  • Плетнева С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. С. 71 – 91.
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"