Непосредственная причастность Василия Ивановича Баженова (1737 или 1738—1799) к важнейшим достижениям «ломоносовской эпохи» и его роль как одного из основоположников архитектуры русского классицизма выявлены специалистами. Однако остаются неясными многие факты биографии архитектора. До сих пор нет полного и достаточного списка его произведений; при отсутствии прямых документальных подтверждений авторства (большинство проектно-графических работ его остались недописанными) ведутся споры о неизвестных и предполагаемых постройках Баженова. Особое значение в связи с этим приобретает не только продолжение поиска ервоисточников, но и уточнение рабочих аннотаций уже учтенных архивных документов, связанных с его именем.
Таким является «Изъяснение», написанное Баженовым в Москве 20 апреля 1783 г. Документ составлен в официальном стиле того времени — от третьего лица, текст полностью написан рукою Баженова.
Значительная часть рукописи носит характер экспликации к отсутствующим чертежам и требует разгадки.
В «Изъяснении» говорится о «дворе» с четырьмя «срединами». По терминологии того времени «двор» может означать здание государственного учреждения, а четыре «средины» — его корпуса, почти равные по протяженности и состыкованные в форме четырехугольника.
Ознакомившись с представленным проектом здания, Баженов пожелал расширить число внутренних проездов. Это предложение, бесспорно, предполагало наличие между корпусами достаточно большого свободного пространства.
В «Изъяснении», по всей вероятности, даны комментарии к проекту сооружения значительного масштаба. По первоначальному замыслу здесь планировалась восьмисаженная колоннада, а Баженов предложил другую — саженью выше первой. Эта архитектурная композиция решалась в торжественно-монументальном стиле дорического ордера. Варианты высоты внутренних помещений были определены Баженовым в расчете на два этажа со сводчатыми потолками и открытыми двухсветными галереями.
Особое внимание архитектор уделил центральной части фасада. Он счел нужным сократить здесь количество окон, частично заменить их декоративными нишами и добавить медальоны с украшениями «в арамутурии» (по мотивам военной символики).
В заключение Баженов высказал сожаление по поводу своего кратковременного пребывания в Москве в период весеннего паводка. Ссылка архитектора на «беспокойство от разлития реки» дает повод думать о расположении проектируемого здания на одной из московских набережных.
Этот документ остался вне поля зрения авторов сборника «Неизвестные и предполагаемые постройки Баженова» (М., 1951). Между тем при сопоставлении данных «Изъяснения» Баженова с опубликованными в сборнике гипотезами подтвердилась на документальной основе одна из них.
Плановое решение, конструкция, декоративный убор и другие особенности проектируемого сооружения на берегу Москвы-реки, охарактеризованные Баженовым, оказались тождественными описанию Кригс-Комиссариатского дома, сделанному И. Грабарем*. Здание Кригс-Комиссариата — государственного учреждения, ведавшего снабжением и содержанием армии, — располагалось в Садовниках, на берегу реки Москвы. Оно сохранилось до нашего времени в перестроенном виде (теперь это здание Московского военного округа по набережной Максима Горького и улице Осипенко).
Не вдаваясь в рассуждения о взаимоотношениях Баженова с архитектором Леграном, начавшим сооружение Кригс-Комиссариата весной 1777 г., заметим, что имя Леграна упоминается в документах в связи со строительством этого дома в последний раз в 1780 г., а перед этим, 31 октября 1778 г., состоялось решение заказчика поручить окончание строения «другому искусному архитектору»**.
Изъясненіе
Присланной Планъ, токмо перемененъ. Однимъ колонадомъ. И окны по мненію Архитектора Баженова были весма часто, что такъже перемeнено, а въпротчемъ хорошъ, проезды же въ него не худо бы было, естли бъ во все четыре средины его двора зделать.
Высота первой восми саженной высоты кажется колоннаде коротокъ, по литере А. и, В. И для того рассудилось здeлать другой которой под № 2, высота его саженью выше перваго, орденъ выходитъ в лутчей пропорціи дорика.
Въ нутри отъ полу по замокъ свода1 высота быть можетъ во 2 план? или фасад? 10? аршинъ, во втором? етаже, быть можно до четырнатцати аршинъ, въ два света.
Половина фасады посредину назначены фальшивыя окнны2, надъ коими быть могутъ въ мeдальіонахъ украшеніи приличныя въ арамутурии, другая же половина во въ падинахъ над поесомъ медальіоны же быть могутъ что будетъ приятней въ практике нежели фальшивыя окны.
За краткостію время, а притомъ безпокойство отъ разлитія реки, воспрепятствовало Баженову зд?лать профиль, но естли не будетъ благоугодно и въ фасадахъ что либо, то проситъ онъ. Чтоб благоволено ему прислать въ чемъ неудовольствано.
Тогда усердствуя подъщится онъ зд?лать еще и еще. Будучи въ селе уже Царицыне где онъ весма съвободнее, Василій Баженовъ3.
20 апреля
1783
Москва
Примечания
Автограф «Изъяснения» хранится в ОПИ ГИМ, ф. 213, ед. хр. 155. Входил в состав т. н. «щукинской» коллекции (№ 23234/щ). Написан на листе старинной голландской бумаги с золотым обрезом.
1 Замок свода — верхний средний камень, которым замыкается и заканчивается свод.
2 По-видимому, описка.
3 На протяжении жизни Баженов подписывал исходящие от него бумаги по-разному: в 1768 г. — Главный архитектор Кремлевского строения; в 1776 г. — Архитектор Василий Баженов; в 1778 г. — Архитектор и артиллерии капитан Василий Баженов; в 1783 и 1796 гг. — Василий Баженов (ОПИ ГИМ, ф. 526, ед. хр. 127, л. 3 и прошение Баженова в контору Ямской канцелярии от 24 февраля 1778 г., опубликованное в «Советском музее», 1987, № 2, с. 54).
Публикация Н. Б. ПАНУХИНОЙ