Российский архив. Том XI

Оглавление

Русские кликуши: три взгляда современников

Аркадий, архиепископ. Из рапорта Аркадия архиепископа Пермского и Верхотурского Святейшему Правительствующему Синоду // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2001. — [Т. XI]. — С. 190—195.



Из рапорта Аркадия архиепископа Пермского и Верхотурского1 Святейшему Правительствующему Синоду



15 июня 1840 г.



Секретно



Екатеринбургское Духовное правление рапортом мне от 27 минувшего мая донесло о появившихся в 1839 г. в селении Нижнем, принадлежащем к приходу Уткинской слободы Георгиевской церкви, кликушах и что по розысканию местного благочинного священника2 Флоровского с другим священником Евгением Оглоблиным дознано следующее:



1. Желая по возможности приблизиться к начальным причинам или источнику, из коего с такою быстротою разлились болезненные припадки беснующихся между жителями селения Нижнего, он, благочинный, обратился к ним с расспросами, кого они признают первыми виновниками введения сей болезни и кто особенно между ними играет роль чародеев, знахарей, называемых ими колдунами. Отзывы всего общества были одинаковы. С давнего времени, по мнению некоторых, лет двенадцать, сильные подозрения всегда падали на жену непременного г. Яковлева работника3 Тимофея Селянина, Евдокию, которая толи посредством трав или минеральных веществ садила на многих людей и скот наросты и отравляла птиц, кошек и собак. При страдании от нее многих из жителей и погибели животных тайные ее действия обнаружились, и жители принуждены двукратно доносить Уткинской г. Яковлева конторе4, дабы оная приняла со своей стороны законные меры к удержанию сей чародейки от вредных и погибельных ее действий на людей и бессловесных животных. После сей явки Евдокия Селянина до нынешнего времени не высказывала зловредных своих познаний.



Вторая, государственного крестьянина5 Ивана Вирачева жена Евдокия же, родная мать которой за производимые колдовства и доказанные злокачественные действия удалена в Сибирь.



Третья, непременного работника Никиты Лямкина жена Мария Павлова, взятая в замужество из Нижнетагильского завода, по уверению соседей, с самого прибытия в селение Нижнее подозревается в связи с нечистыми духами и колдовстве, от которой и прочие научились чародейству.



Все сии колдуны православного исповедания, но христианские обязанности вполне не исполняют: ко Св. причастию не ходят. До 1839 года поименованные чародейки столь открыто не оказывали своих вражеских познаний и не изрыгали яд злобы своей в чародействе на дальних, ближних, даже на родных в одном доме живущих с ними, и мужей, как от последней в семействе ее страждут четыре человека. С мая месяца как-будто по одному желанию колдуньев болезнь беснования подобно наводнению разлилась между жителями селения Нижнего и не только не прекращается, но даже после принятых мер и употребленных средств Комитетом врачей6 оказалось вновь двое больных — крестьянина Якова Аристова 18-летняя дочь Матрона и Тита Петрова Дроздова 8-летняя дочь Агрипина, и хотя вышеозначенные колдуньи по распоряжению г. исправника Волкова находятся теперь под стражей в Уткинском заводе, но несмотря на то, явились преемницы, подобные им, вдова Хиония Иванова Аристова и г. Демидова крепостного крестьянина жена Марфа Димитриева, которые первые опыты своих познаний оказали на вышепрописанных девицах Матроне Аристовой и малолетней Агрипине.



2. Когда уже по предварительным розысканиям дознаны и уличены виновницы, распространяющие заразу, он, благочинный Флоровский, с своей стороны за необходимое почел спросить жителей, какими средствами достигают чародейки своей цели, как действуют на организм страждущих или тех, которых они подвергают страданиям, подходящим к беснованию? Сего жители совершенно не могут утвердить. Одни говорят, а) может быть колдуньи действуют посредством отравительных веществ, смешанных с пищею или питием, которые употребивши здоровый человек вдруг начинает чувствовать давление под ложкой, тоску, потом производит различные движения членами, испускает пронзительные крики и некоторый род икоты и, наконец, обнаруживает сильное негодование на известных знахарей, которых при встрече готов (ежели бы беснующихся не удерживали) растерзать. Ежели больные не видят колдуньев, то, пришед в восторженное положение беснующихся, скороговоркой выкликают: “Дунька! Дунька! Еленка! Еленка! Зато, зато посодила”. От сего кликания называют страждущих кликушами. Все сии пароксизмы оканчиваются слезами, после коих страждущий переходит в положение здорового человека. Впрочем, как в последствие по наблюдениям можно было удостовериться, среди сильных таковых страданий из больных никто не лишается рассудка и как страждущие все почти женщины, при бесновании истерических припадков не выходят из границ благоприличия, не обнаруживают свое тело, как истинно беснующиеся, и тем подают повод опытному глазу отличать действия странных припадков от натуральной болезни.



Другие, имеющие более доверия к знахарям, утверждают: в) что чародеи, состоя в связи с темными духами, не употребляя никаких физических и посторонних средств, будь то бы самый воздух подчиняют своей силе, и воля их есть единственный состав всех страданий, которым они по злобе своей подвергают известное лицо. Стоит только им пожелать и болезненные явления на человеке обнаруживаются. Слыша сии неимоверные рассказы и желая опытом увериться в истине, он, благочинный, призывал одну из одержимых нечистым духом, именно жену крепостного г. Демидова крестьянина Ивана Феодорова Ванина, Елену Яковлеву, которая всеми доводами уверяла его, что она ни пищи, ни пития от золовки своей Марьи Павловой Лямпиной никогда не принимала и по существующей между ними с давнего времени вражде не входила к ней в комнату, но в одно время, увидев братьев своих, возвратившихся с поля, вышла на двор для свидания с ними, золовка ее, Мария, начала требовать с нее должные 30 коп. денег и, когда после многих просьб, убеждений и поручительства ее обождать на ей по неимению Мария осталась непреклонною в своем требовании, то в жару злобы своей сказала ей: “Помни же ты эти 30 коп.” В то же мгновение Елена сделалась больна, и доныне известные припадки, род бешенства, мучат ее повременно, как в сие время вышеписанное она могла объяснить ему, благочинному, уже после окончившихся с нею страданий, которые почувствовала еще при приближении своем к квартире его, но, успокоившись, приложилась к Св. Евангелию, Животворящему кресту и приняла св. Богоявленскую воду. Впрочем, женщина сия другим каким-либо натуральным болезням не подвержена, довольно полна, с румянцем на щеках и находится в цветущем здоровье. Впрочем, по прошествии таковых страданий все одержимые беснованием свободно занимаются домашними трудами.



Дабы видеть, как в собственных домах подвергаются страданиям, он, благочинный, посетил крестьянина Петра Аристова и сына его, Василия, коих жены, Евфимия и Мария, одержимы родом беснования. По вступлении его в комнату больные сначала ничего не чувствовали и спокойно рассказали ему, с которого времени подверглись страданиям. В одно время, сидя за кроснами, разговаривали между собой о распространяющейся в селении странной болезни, вдруг почувствовали давление под ложкой, засим последовала тоска, икота, пронзительный крик и слезы. К допущению болезни сей со стороны их не было никаких причин. Одинаковая пища, труды и одинаковый образ жизни устраняют всякое подозрение от того, чтобы колдуньи могли иметь случай в тот день подать им какую-либо отраву. Посреди таких разговоров женщины сии вдруг пронзительно закричали, заикали и старались скрыться от них, вовсе отрицались ограждать себя крестным знамением, призывать имя Господа Иисуса Христа и Св. угодников Божиих, но припадки сии скоро прекратились; больные сии у исповеди бывают ежегодно, у Св. причастия два года уже не были, Богоявленной воды при домах не имеют и в навечерии Богоявления Господня почти все жители селения Нижнего для окропления домов и пития оной не получают из церкви.



3. Удостоверившись собственным наблюдением, что страдающие при виде Святыни чувствуют не только судорожное движение и потрясение в теле, но к самим духовным особам имеют довольно сильное отвращение, обнаруживают страдания пронзительным криком, делают кривляния, трясутся всем телом в знак того, что будто бы нечистая сила зашевелилась в их сердце, припадки сии продолжаются до тех пор, пока, ослабев в силах и после пролития многих слез, приступают к Святыне. По недавнему появлению болезни из страждущих никто еще не приступал к таинству Евхаристии, если после подобных временных припадков они спокойно без отвращения истинно беснующихся могут приступить к Св. Евангелию и Животворящему кресту, может быть, и приступят к Св. причастию. Хотя эти явления страждущих, как выражается Комитет врачей, взятые отдельно и будучи рассматриваемы поверхностно, наведут уныние на самого строгого наблюдателя, как действительно испытано им самим, благочинным, и принудят на время согласиться с мнением народным, состоящим в том, что чародейки имеют связь с нечистыми духами, расселяют их в людей, но, следя кратковременные пароксизмы страждущих, невозможно не увериться в противном, т. е. между больными есть разряды, из коих к первому принадлежат те, которые, как сами рассказывают, в такое-то время на обеде, на коем присутствовали и колдуньи, не оградив себя крестным знамением, ели и пили и с того времени подвергаются давлению под ложкой, ужасной тоске, иногда злобе. Здесь, может быть, могли иметь влияние отравительные средства.



Ко второму разряду отнести можно чисто притворно страждущих, что при постоянном наблюдении легко заметить можно. Хотя скрытные причины побуждают их принимать на себя роль беснующихся, но из оттенка семейной жизни проблескивает истина, как в темную ночь вдали блестящий огонь, как видно иногда — жена красивая, муж безобразен или муж строг, но добрый хозяин, трудолюбив и христианин в полном смысле сего слова, жена, не привыкшая к занятиям, любит веселую и праздную жизнь и не охотница молиться, вот начинаются домашние несогласия, и нечистый дух тотчас является, а нечистый дух по уверению легковерных не терпит никаких выражений, и тогда явления беснующихся возобновляются часто, при каждой размолвке мужа с женой. Но сего рода страждущих немного, из большого количества он, благочинный, заметил одну женщину.



Какие же средства Комитет врачей употреблял для изгнания из страждущих злых духов? По мнению его — немедицинские, насильственные, противозаконные. Ежели по уголовным преступлениям на публичных площадях законами строго воспрещено совсем обнажать женщин, то при собрании четырех врачей и уткинского прикащика Ивана Китаева в присутствии большого числа людей раздевать и оставлять без рубашки женщин и 18-летних девиц, держать их с обеих сторон руки и распущенные волосы, потом, вовсе забыв человеколюбие, со льдом смешанной воды из пожарной машины выливать по одной и по две сороковых бочек на каждую страждущую, приказывая держащим оборачивать на все стороны и направлять биение воды на те места, в коих чувствуют присутствие духа, и язвительными сарказмами спрашивать обнаженных обливаемых: “Вышел ли нечистый дух?” — когда страждущие и принужденные выносить новые страдания от холодной воды при крепком сложении и поддержании посторонних, лишаясь физических сил, падали иногда без чувств или готовы были пасть, произносили выпытанное признание, что нечистая сила вышла и они не чувствуют в себе никаких более прежних болезненных припадков, то — освобождали их от сей жестокой операции, а больные, опасаясь снова подвергнуться испытаниям такого врачевания, уверяли Комитет врачей, что они находят себя в совершенном здравии, и как это было 16 и 17 числ июля при начале самого сенокоса, то освободившиеся от толь неистерпимых медицинских врачеваний и их родственники убедительно просили Комитет врачей уволить всех, кроме виновниц болезни их, в место жительства, благодаря за скорое излечение. Комитет, полагая, что в самое краткое время достиг выполнения возложенной на него начальством обязанности той цели, которую оно предполагало от него видеть, потребовал Уткинского завода и Уткинской слободы священников Михаила Алексеева и Евгения Оглоблина, которых страждущие сами пожелали, и хотя страждущие, из коих двое, Петра и Василия Аристовых жены Евфимия и Мария, объяснили ему, благочинному, что из подобострастия по совершении молебствия и целования Животворящего креста и Евангелия при пастырском духовном напутствовании все 23 человека пред Комитетом врачей сознались по совести, что присутствие духа в себе более не чувствуют и что им чрезвычайно легко, в чем дали от себя письменные подписки, но скоро исцеленные Комитетом врачей, возвратясь в домы свои с прибавлением простудных припадков, снова испытывают все прежние страдания, которые всегда возобновляются и увеличиваются по прибытии в селение Нижнее кого-либо из начальствующих по делу о кликушах. Приезд таковых посетителей одержимые болезненными припадками, не находясь в то время в селении, не видя едущих, не слыша ни от кого о приезде их, иногда разделены десятиверстным и более расстоянием, вдруг чувствуют расслабление во всем составе тела, необыкновенную тоску, начинают плакать и пронзительно кричать, иногда целый день бегают, совершенно неспособные не только к трудным работам, но и к самым легчайшим занятиям. При самой встрече в селении с начальствующими лицами или духовными особами чувствуют к ним отвращение, непреодолимый страх, истерические припадки — то пронзительно кричат, хохочут, икают, а некоторые убегают в домы, что подтверждают следующие примеры.



Не в дальнем расстоянии от занимаемой им, благочинным, квартиры, он с священником Евгением Оглоблиным и непременным г. Яковлева работником Иоанном Диомидовым Кузнецовым осматривал лес, приготовленный для постройки часовни, навстречу к ним идет с водою Василиска Захарова Селянина жена Параскева самого скромного вида и по отзывам у соседей хорошего поведения, издалека увидев их, переменилась в лице, побледнела, едва с трудом держала ведро с водою, при дергании всех членов едва могла устоять на ногах, однако с слезами и всхлипыванием принужденно подошла к ним обоим для принятия благословения, после чего физические силы ее истощились до такого положения, что она принуждена была прислониться к близстоящему забору и провести сильные первые пароксизмы болезни. По прибытии в квартиру его, благочинного, долго плакала и до трех раз усиливалась пить св. воду и влитую ей в рот извергла вон с рвотою. Имя нечистому духу — Плаксивый.



После вышеозначенной Параскевы Селяниной попадается непременный г. Яковлева работник Изосим Косьмин Сысоев, едущий на лошади верхом с женой своей Татианой, которая, увидев их тоже издалека, начала оказывать подобные прежней болезненные припадки, называя их еретиками, сскочив с лошади, скрылась в дом свой. Будучи приведена к нему, благочинному, на квартиру, несколько времени хохотала, плакала, пала на пол и подверглась судорожным движениям и роду легкого беснования, однако без повреждения здоровья. Отрицалась ограждать себя крестным знамением, но по прошествию сильных страданий пила святую Богоявленскую воду, от коей чувствовала тоже какое-то отвращение, как и другие подобные ей. Имя в ней сидящему духу — Хохотун.



По требованию его, благочинного, представлены были за отлучкою прочих только две женщины, над коими учинено было наблюдение. Хиония Александрова, Карпа Сысоева жена после продолжительных утешений и успокаивания при начавшемся роде беснования сначала не могла принять св. воды и приложиться к Св. Евангелию и Животворящему кресту, впрочем по прошествии первых припадков болезни с трудом могла сие исполнить. Больные сии не терпят ни в семейной, ни в общественной жизни ни малейших противуречий, от коих болезнь возобновляется во всей своей силе. В Хионии имя нечистому духу — Сидун, ибо у больной до окончания плаксивости и конвульсий беснования нет силы в ногах.



Ирина Михайлова, Моисея Аристова жена, довольно плакала и икала, но воду св. пила, приложилась к Св. кресту и Евангелию. Женщина сия, вероятно, ведя не слишком союзную жизнь с мужем своим, хотя старалась его, благочинного, уверить в противном, кажется, довольно искусно притворяется. Многие из больных, бывши на покосах за день до его приезда в селение Нижнее, как бывшие с ними уверяли его, благочинного, подвергались болезненным припадкам и говорили, что в селении кто-нибудь приехал из судей или начальников, другие же, подъезжая к селению, чувствовали припадки болезни, от того единственно, что предузнавали о приезде того лица, которое имеет с ними заняться.



4. Соображая все виды и роды болезненного положения страждущих, должно заключить то, что некоторые из них, пользуясь в крестьянском быту совершенным довольством, хорошего поведения, живя согласно с мужьями своими (ибо из страждущих почти все замужние женщины) и с семейными, не имея ни малейшей причины к принятию на себя притворного беснования, и какие заслуживают вполне сострадания и принятия необходимых мер к восстановлению прежнего их здоровья. Если Комитет врачей не находит более нужным употреблять никаких средств к излечению мнимостраждущих, то в недрах Матери Святой церкви, в священных ее таинствах несчастные сии должны искать избавления от жестоких страданий своих. Селение Нижнее, хотя на не большое пространство удалено от приходской своей церкви, но в оном с давнего времени существует раскол, некоторые из страждущих читают по-раскольнически молитвы, вероятно, без начала не приступают к домашним занятиям. При раскрытии существующей заразы в селении Нижнем и при видимом отвращении больных от Святыни нельзя удалиться от вопроса: не скрывается ли в болезни страждущих тех темных начал, на коих раскол хочет основать свое мрачное здание, поселяя в страждущих начально отвращение к духовенству и Святыне правоверующей церкви, впоследствии привесть болящих как бы уже предварительно завлеченных в сети заблуждения, хочет чрез известную исправу удержать в скрытной своей ереси, подобно квакерской. Соображая все вышеприведенные обстоятельства и принимая предположения сии во внимание, которые, хотя несколько, подтверждают следующие его, благочинного, замечания.



В субботу 12 числа почти половина жителей знали уже о приезде их и слышали продолжительный звон к малой вечерне и, видя всегдашнюю нужду в священнослужении, никто не пришел к Богослужению. Жители оного селения весьма охладели к православной вере, весьма недостаточно любят Церковь Божию, но при таком положении духовного их состояния нет для них более средств, как читать над беснующимися от прогнания злых духов каноны, совершать молебны и по умягчении сердец их исповедать и приобщать Св. таин. Как от всего этого страждущие теперь уклоняются, надеясь найти помощь в человеческих средствах и прибегая к хитрым чародеям, всем известному им деревни Талицы, состоящей в приходе шайтанской Петропавловской Церкви, государственному крестьянину Ивану Филиппову Ропаникову, состоящему в связи с нечистыми духами, коих у него во власти находятся три, и который якобы излечал того же селения государственного крестьянина Андрея Алексеева Пьянкова жену и г. Демидова крепостного крестьянина Анания Скоробогатого жену Анисию, которые ныне подвержены беснованию, то для скорейшего прекращения распространяющейся заразы необходимо должно удалить из селения главных колдунов — Евдокию Селянину, Марью Лямкину, Евдокию Вирачеву и девку Елену Малямонову, о чем все общество убедительно просит, но не дается на меры, принятые врачами, а если колдуньи не выдворятся, то жители вышеозначенного селения все заражены будут одинаковою болезнию.*



Нижайший послушник



Аркадий архиепископ Пермский и Верхотурский7



Смирнов Н. М. Донесение калужского гражданского губернатора Н. М. Смирнова министру внутренних дел Л. А. Перовскому // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2001. — [Т. XI]. — С. 195—196.



1



Донесение калужского гражданского губернатора Н. М. Смирнова8 министру внутренних дел Л. А. Перовскому



21 сентября 1846 г. г. Калуга



Господину министру внутренних дел



До сведения моего дошло, что в некоторых местах Калужской губернии распространяется большое число так называемых кликуш, т. е. крестьянских баб, полагающих, что они были испорчены неблагонамеренными людьми, которые в них поселили злого духа. Между прочими в имении помещицы Гиль, Калужского уезда, число кликуш распространилось до такой степени, что оно дошло до 30 на 180 душ. Эти кликуши несколько раз в день, и постоянно во время обедни и других богослужений в церкви, падали на землю, ломались, кричали и находились как будто бы в сильном исступлении. Кроме того, в селениях, где заводились кликуши, находится всегда какой-нибудь старый мужик или баба, слывущие в общем мнении колдуном и колдуньею, портившими крестьянских баб, которых не полюбят.



Постигая вполне все безрассудство народного поверья относительно кликуш и, быв уверен, что это не что иное как притворство или истерическое состояние, я почел нужным сделать сильный пример в губернии над кликушами для удержания их размножения. Посему я послал в имение г-жи Гиль исправника с уездным лекарем с тем, чтобы врач освидетельствовал физическое состояние кликуш, а исправник наказал тех, которые, быв признаны здоровыми, позволят кричать у обедни. Это средство было достаточно, чтоб вдруг исцелить 11 баб, а те 19 баб, которые оказались упорными, были привезены в Калугу. По освидетельствовании их инспектором Врачебной управы9 и старшим врачом богоугодных заведений только 4 женщины оказались слабо расстроенные нервами, но в несколько дней они совершенно поправились; прочие же бабы найдены были здоровыми и крепкими, посему я приказал их наказывать за всякий их притворный припадок, и чрез несколько дней этим средством они все были вылечены столь совершенно, что ежедневно присутствовали у литургии с должным благоговением, почему и были возвращены домой.



Я долгом почел донести Вашему высокопревосходительству о вышепрописанном потому, что сколько мне известно, в великороссийских губерниях везде находятся кликуши и достаточно в каком-нибудь селении одной кликуши и одного мнимого колдуна, чтоб тотчас распространить число кликуш. Наблюдения же, сделанные мною над вышепоказанными бабами, меня вполне убедили, что в иных крестьянках это состояние не что иное, как притворство для избежания работ и даже для вселения к себе сожаления в народе, а в других — невольное влечение к подражанию от глупой уверенности, что они точно также испорчены. В том и другом случае, опасение наказания достаточно, чтоб совершенно исцелить кликуш, ибо сей страх побеждает притворство и дает нравственную силу, чтоб воздержаться от крика.



Имея в виду вышеизложенный пример, внимательно исследованный врачами и мною, я вменил в особенную обязанность земской и градской полициям иметь строгое наблюдение за кликушами в губернии, свидетельствовать их лекарями и тем, которые окажутся действительно больными, оказывать медицинское пособие, а совершенно здоровых из них наказывать полицейскими мерами. Этими средствами я надеюсь истребить в губернии кликуш, которые по временам распространяются в иных местах в значительном количестве.



В должности гражданского губернатора Н. Смирнов



Перовский Л. А. Всеподданнейший доклад министра внутренних дел Л. А. Перовского Императору Николаю I // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2001. — [Т. XI]. — С. 196.



2



Всеподданнейший доклад министра внутренних дел Л. А. Перовского Императору Николаю I



(Не позднее 29)10 октября 1846 г.



О мерах противу беснующихся или кликуш



В некоторых местах России народ верит в беснующихся или в людей, одержимых бесом, относя поверье это преимущественно к женщинам, коих именуют в подобном случае кликушами.



Пользуясь этим поверьем, бабы в деревнях иногда по нескольку вдруг прикидываются кликушами, избирая для сего в особенности воскресные дни, когда народ сходится в церковь, и неистовым криком и телодвижениями привлекают на себя общее внимание и сострадание.



Ныне состоящий в должности калужского гражданского губернатора статский советник Смирнов доносит, что в некоторых местах Калужской губернии кликуши чрезвычайно размножились, так что, например, в имении помещицы Гиль, близ Калуги, их считалось до 30-ти на 180 ревизских душ. Освидетельствовав этих кликуш чрез врача, губернатор приказал наказывать их впредь розгами за каждый повторный припадок; вследствие чего они все выздоровели и беснование прекратилось. Статский советник Смирнов в то же время вменил в обязанность градским и земским полициям строго наблюдать за появлением кликуш, свидетельствуя их чрез врачей, оказывая врачебное пособие больным и подвергая притворнобеснующихся исправительному наказанию.



Считаю долгом всеподданнейше довести об этом до сведения Вашего императорского величества.



Загорский А. Выписка из журнала Медицинского совета // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2001. — [Т. XI]. — С. 196—197.



Выписка из журнала Медицинского совета11



19 ноября 1846 г.



Слушана записка Департамента полиции исполнительной от 31 октября 1846 г. № 4724 о мерах, принятых калужским гражданским губернатором противу кликуш.



Имея ввиду, что нередко болезни, особенно с нервными припадками, оказывались притворными и что страх наказания принадлежит в таком случае к числу действительных средств к прекращению обмана, но, что не менее того, при особенном нервном расположении без всякого дурного умысла нервные припадки легко развиваются при одном взгляде на одержимого подобными припадками, Медицинский совет в отношении к кликушам, не отвергая притворства, может быть, в большей части одержимых этими припадками женщин и пользы в таких случаях мер устрашительных, считает однако обязанностию своею заметить, что даже и при видимом отсутствии наружных признаков болезненного состояния в некоторых случаях припадки эти могут находиться в тесной связи с глубоко вкоренившимся страданием нервной системы, причем страх наказания может иметь весьма пагубное действие на состояние здоровья; почему по мнению Совета необходимо приступать к подобным мерам с крайнею осмотрительностию и не иначе как по удостоверении Врачебной управы, что болезнь действительно притворная.



О таком своем заключении Медицинский совет положил уведомить Департамент полиции выпискою из журнала12



Ученый секретарь Александр Загорский



Атапин С. С., Лупанова В. М. Примечания: Русские кликуши: три взгляда современников // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2001. — [Т. XI]. — С. 197.



1 Аркадий (Г. Ф. Федоров) (ок. 1786—1870), архиепископ Пермский и Верхотурский, известен миссионерской деятельностью среди иноверцев и старообрядцев в Пермской епархии.



2 Благочинный — должностное лицо в православной церкви, помощник епископа, осуществляющий надзор за церквами и духовенством одного из районов епархии — благочиния (от 10 до 30 церквей).



3 Непременный работник — приписанный к заводу крепостной крестьянин, получавший от завода содержание; по данным 1826 г. число непременных работников в России составляло около 30 тыс.



4 Имеется в виду контора Уткинского чугуноплавильного и железоделательного завода, принадлежавшего П. И. Яковлеву; завод находился в Екатеринбургском уезде Пермской губернии.



5 Государственные крестьяне — “свободные сельские обыватели”; по данным 1835 г. составляли более одной трети крестьянского населения империи.



6 Комитет врачей создавался гражданской властью для исследования конкретных случаев обычно массовых заболеваний.



7 Рапорт архиепископа Аркадия был заслушан и принят “К сведению” в Синоде 10 июля 1840 г. Одновременно Аркадий послал подобное отношение пермскому гражданскому губернатору И. И. Огареву, который переслал отношение министру внутренних дел графу А. Г. Строганову. Реакция последнего была более чем определенной: “Местное екатеринбургское духовное начальство... увлекается само по-видимому существующим в помянутом селении и вообще между простолюдинами поверьем о возможности чародейства и колдовства над людьми и животными”. Получив отношение министра, обер-прокурор Синода граф Н. А. Протасов решил повторно обсудить дело о кликушах в Синоде. На этот раз Синод “поставил вид” архиепископу Аркадию за то, что он неосмотрительно передал пермскому губернатору И. И. Огареву “в буквальном изложении полученное от подведомственного духовенства донесение об означенном предмете, а то донесение написано сбивчиво и потому не отличавшее ясно обман от действительности, что послужило поводом к нареканиям гражданского начальства на духовенство”.



8 Смирнов Николай Михайлович (1808—1870), с 1845 г. по 1851 г. калужский губернатор, впоследствии петербургский губернатор, сенатор.



9 Врачебная управа — губернское медицинское учреждение в ведении Министерства внутренних дел; надзирало за больницами, качеством съестных припасов и т. п. Состояло из трех человек.



10 Датируется на основании делопроизводственной пометы; доклад был рассмотрен Николаем I без резолюции 2 ноября 1846 г.



11 Медицинский совет — высшее государственное врачебно-ученое, врачебно-полицейское и судебно-медицинское учреждение в России в составе Министерства внутренних дел. В 1846 г. в состав совета входили такие видные ученые, как Н. И. Пирогов, Я. В. Виллие и др.



12 Министр внутренних дел Л. А. Перовский секретным письмом от 10 декабря 1846 г. сообщил калужскому губернатору Н. М. Смирнову заключение Медицинского совета, чтобы “поставить в известность для надлежащего руководства”.



Публикация С. С. АТАПИНА и В. М. ЛУПАНОВОЙ



Атапин С. С., Лупанова В. М.  Русские кликуши: три взгляда современников // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2001. — [Т. XI]. — С. 190.



Русские кликуши: три взгляда современников



В XIX в. кликушество, некогда распространенное во многих странах, стало явлением сугубо русским: в то время, как в Западной Европе воспоминания о колдунах, одержимых бесами и юродивых сохранились в основном в легендах и исследованиях историков, в России чуть ли не повсеместно кликушество было обыденным делом. Согласно народному поверию, кликали, т. е. исступленно кричали, причитали, икали и корчились, те женщины (а изредка мужчины и дети), в которых по наветам местных колдунов вселялась нечистая сила (злой дух).



Отношение государства и церковной власти к кликушеству в России постоянно менялось: в XVII в. кликуш “отчитывали”, а привлекали к суду колдунов, чьи имена выкликали; при Петре I кликуш, напротив, стали предавать гражданскому суду; с 1842 г., считая “беснование” ничем иным, как обманом, их подвергали наказанию плетьми и содержанию в смирительном доме, и, наконец, с середины XIX в. возобладал взгляд на кликуш как на людей, которым требовалась медицинская помощь.



Публикуемые документы достаточно определенно свидетельствуют о трех подходах в России сороковых годов прошлого века к объяснению природы кликушества: 1) порча крестьянок колдунами (рапорт архиепископа), 2) притворство (донесение гражданского губернатора, доклад министра внутренних дел), 3) болезнь (заключение ученых медиков).



Документы публикуются по подлинникам (писарские рукописи, подписи — автографы), хранящимся в РГИА. Ф. 796 (канцелярия Синода). Оп. 121. Д. 1006. Л. 1—14; Ф. 1286 (Департамент полиции исполнительной МВД). Оп. 10. Д. 1097. Л. 1—4; 5—6; 9—9 об. Языковые и стилистические особенности документов сохраняются.