Еврейские купцы в Москве XVII в. / Публ. [вступ. ст. и примеч.] Д. З. Фельдмана // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 9—12. — Из содерж.: Дело об отпуске из Москвы в иностранные государства жидов Самоила Яковлева с товарищами его для покупки венгерского вина 1672 г. июня 5. — С. 10—11. — [Т. XII].
О многовековом опыте евреев в коммерции и финансах и их деятельности в Российской империи известно достаточно много*. Однако до сих пор сравнительно мало изучен вопрос о купеческих занятиях евреев во второй половине XVII столетия, поскольку доступ им в пределы страны тогда был значительно затруднен. Так, Торговый устав от 11 сентября 1677 г. в соответствии с указом царя Федора Алексеевича определял: “Которые евреяня впредь приедут с товары утайкою к Москве и учнут являтца и товары свои записывать в Московской большой таможне, тех евреян ис Приказу Большого приходу присылать в Посольской приказ и товары их в таможне не записывать для того, чтоб, по указу, евреян с товары и без товаров из Смоленска пропускать не велено”**. “Трактат вечного мира между Империею Всероссийскою и короною Польскою” от 26 апреля 1686 г. еврейскую торговлю в России также запрещал: “... Обоих великих государей торговым людям, кроме жидов,.. ездить на обе стороны со всякими товары незаказанными...”***.
Но хотя московские власти и оберегали народный быт и православие от влияния иноверцев и противодействовали появлению чужеземцев, экономические интересы требовали и до, и после упомянутых законоположений разрешать отдельным иностранцам, в том числе евреям Польши и Литвы, приезжать по торговым делам.
Одним из подобных редких примеров можно считать публикуемые ниже архивные источники периода правления царя Алексея Михайловича. Кстати, именно при нем, в результате военных действий с Польшей 1654—1656 гг., в России появилось много пленных евреев. По заключении мира 1667 г. им предложили остаться в стране. И большинство, как видно, этим воспользовалось, постепенно растворяясь в окружающем населении, приняв христианство****. Тем не менее, с этого же времени иностранцев в России стали подвергать новым стеснениям. Приехать в Москву смогли немногие, получившие особые грамоты “за красной печатью”. Среди этих были и евреи, исполнявшие поручения правительственных учреждений и Двора.
Данные документы первоначально отложились в архиве Посольского приказа, ведавшего приехавшими в Россию иностранными купцами, их поездками за рубеж. Как следует из дела, пятеро евреев, выполнявших царский заказ по доставке импортного вина, являлись жителями г. Шклова (Польско-Литовское государство), где имелась многочисленная еврейская община*. Винная торговля являлась одним из главных занятий местных купцов, и в России, несомненно, об этом знали.
Путь коммерсантов пролегал от Москвы через Можайск, Вязьму, Дорогобуж, Смоленск (т. е. по Смоленской дороге) до литовской границы. Далее они скорее всего ехали по землям Великого княжества Литовского (через Шклов), Коронной Польши и, наконец, Венгрии. Купцам предоставлялось право беспошлинного провоза товаров и выделялся необходимый транспорт. Кстати, венгерские (токайские) вина считались в то время одними из лучших. И в более поздних материалах РГАДА (за XVIII—XIX вв.) имеются данные о том, что еврейские торговцы доставляли в Россию венгерское вино.
Архивное дело состоит из трех документов: записи в Посольском приказе об отпуске купцов из Москвы за границу (1); наказной памяти из Посольского приказа местной администрации о беспрепятственном пропуске купцов до границы (2); памяти из Посольского в Ямской приказ о предоставлении купцам подводы (3). Документы хранятся в составе фонда “Дела о Посольском приказе и о служивших в нем”. (РГАДА. Ф. 138. Оп. 1. 1672. Д. 10. Л. 1—3).
“Дело об отпуске из Москвы в иностранные государства
жидов Самоила Яковлева с товарищами его
для покупки венгерского вина”
1672 г. июня 5
1
7180-го июня в 5 день по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца околничей Артемон Сергеевич Матвеев1 да думной дьяк Григорей Богданов2 приказали отпустить с Москвы за литовской рубеж для покупки венгерского вина евреенина Самоила Яковлева, да с ним товарищей ево евреян ж Лазаря Яковлева да Давыда Василева, Осипа Алексеева, Якова Степанова, и дати им великого государя проезжая грамота. А написать в проезжей, чтоб с товаров их пошлин в городех не имати, и пропускали их везде, не задержав. А как Самоила Яковлев поедет из-за рубежа назад к Москве и приедет в Смоленск с венгерским вином, и ему под то вино дав две подводы, отпустить к Москве, и пошлин в городех по тому ж с товаров ево не имати. А с Москвы на чем ему съехать, ныне дать подводу до рубежа и послать о том в Ямской приказ память. Учинить по сему великого государя указ.
2
От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белые Росии самодержца от Москвы по городом до Можайска и до Вязмы, и до Дорогобужа, и до Смоленска воеводам нашим и всяким приказным людем. По нашему великого государя указу отпущены с Москвы за литовской рубеж шкловцы еврееня Само(и)ло ... да Лазар Яковлевы, да Давыд Василев, Осип Алексеев, Яков Степанов... И как они в которой город, и по городом воеводам нашим и всяким приказным людем велети их пропущать везде, не задержав. А с товаров их, которые у них объявитца, по нашему великого государя указу имать пошлины с них не велено. ... А как они приедут в нашу отчину Смоленску, и боярину нашему и воеводам князю Ивану Андреевичю Хованскому3 с товарыщи... велети их из Смоленска отпус(ти)ть за литовской рубеж по тому ж, не задержав. И нашу великого государя проезжую грамоту... взяти у них в Смоленску в приказной избе. А как из-за литовского рубежа евреенин Самоило Яковлев приедет с венгернским вином назад в Смоленеск, и ему дав... под то венгерское вино две поводы, отпустить к нам, великому государю, к Москве, а с товаров бы ево пошлин по тому ж не имати, да о том писати, а отписку велети подать. И ему, Самоилу, с тем венгерским вином явитца в Посолском приказе околничему нашему Артемону Сергеевичю Матвееву да дьяком нашим думному Григорью Богданову, да Якову Поздышеву4, да Ивану Евстафиву5. Писан на Москве лета 7180-го июня в 5 день.
3
7180-го июня в 5 день в Ямской (приказ). Указал великий государь отпустить с Москвы за литовской рубеж шкловца евреенина Самоила Яковлева для покупки венгерского вина. А от Москвы до Смоленска и до литовского рубежа на чем ему съехать, дать подводу, с оборотом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Матвеев Артамон (Артемон) Сергеевич (1625—1682), русский государственный деятель и дипломат, окольничий. В 1654 г. входил в состав русской делегации на Переяславской раде, а в 1656—1657 гг. — посольства в Польшу. С 1669 г. возглавлял Малороссийский приказ, с 1671 г. руководил одновременно Посольским приказом.
2 Богданов Григорий Карпович, думный дьяк. В 1655—1656 гг. упоминается как дьяк, посланный в Крым. В 1657—1661 гг. служил в Разрядном приказе. В 1662—1663 гг. был послом в Польше, в 1663—1664 гг. направлен в Смоленск, в 1664—1665 гг. вновь послан в Польшу, а в 1666—1668 гг. — в Астрахань. В 1668—1676 гг. был дьяком Малороссийского приказа, в 1669 г. — дьяк Посольского и соединенных с ним приказов, в конце 1671 г. пожалован в думные дьяки. В 1666—1667 и 1671—1676 гг. был в Посольском приказе. В 1676 г. — думный дьяк Приказа Большой казны и Приказа Большого прихода.
3 Хованский Иван Андреевич (? —1682) (прозвище — Тараруй), русский политический и военный деятель, князь, боярин. В 1636 г. упоминается в качестве стольника. Служил воеводой в Туле (1650), Яблонове (1650), Вязьме (1651—1654), Могилеве (1656—1657), Пскове (1657—1662), Новгороде (1663, 1666—1667, 1672—1680) и Смоленске (1670—1672). В 1659 г. получил чин боярина. В 1663 и 1667—1668 гг. управлял Ямским приказом. В 1650—1670-х гг.принимал активное участие в войнах с Польшей, Швецией и Турцией.
4 Поздышев Яков, дьяк. В 1660 г. находился при полномочном посольстве на съезде с польским посольством. В 1667 г. — подьячий Посольского приказа, а в 1668 г. — дьяк, посланник в Польше. В 1669—1674 гг. был дьяком Посольского приказа.
5 Евстафьев Иван — дьяк. Первоначально упоминается в качестве подьячего Посольского приказа. В 1672—1675 гг. — дьяк Посольского приказа.
Публикация Д. З. ФЕЛЬДМАНА