Перевод с галансково письма... что всякому уряднику в ратном строе подобает ведать. И против тех воспросов — ответ / Публ. [и примеч.] А. Малова // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1995. — С. 7—9. — [Т.] VI.
Перевод с галансково письма, что подал
боярину Илье Даниловичу Милославскому
райтарсково строю полковник Исак фан Буковен,
как всяких чинов урядников воспросить
про ратное ученье,
что всякому уряднику в ратном строе подобает ведать.
И против тех воспросов — ответ
Первой воспрос: спросить всяково урядника, что салдату подобает первее всего ученья ведать.
Ответ: первое подобает салдату быть всем урядником послуш(ным).
Второй воспрос: что салдату подобает знать, чем ему возвышения чина своево дослужитца.
Ответ: салдату подобает добру и верну стоять на карауле, где его поставят, и всем оружием научитца владеть. И потом ему мочно быти ис рядовых салдатов гефрейтером, сийречь шляхтичем, потому что первое шляхетство родитца доброю службою.
Воспрос: что подобает гефрейте(ру) (сире)чь шляхтичу в своем чину ведать.
Ответ: подобает ему в полкех и в городе будучи всякие караулы (досма)тривать и на отводных ка(раулах) самому стоять с пикою или с (...) и с пистолетом на голо. И с тово отводново караула не сойти, покаместа ево с отводново караула сведет саржант или иной какой большого чину урядник, хотя ево на отводном карауле и убьют. И как услышит, что люди против нево идут, и ему надобно в стан отойтит до другово и до третево караула, покаместа к Болшому караулу придет и приход неприятелских людей объявит, чтоб на Болшом карауле мочно ко всполоху изготовитца.
Воспрос: обучене сколько людей в роте в ученье надобно быть, как роту учить, и сколько с мушкетами, и сколько с пиками, и в сколько шерег, и в сколько рядов их ставит в ученье.
(Ответ): на меншую статью (н)ад(о) (...) быть как роту учить, в роте восемьдесет человек, в то числе сорок человек с мушкетами по десяти человек в ряд, а по осми человек в шерегу. (А) коников поставит по правую, а пикенерником на левую сторону. А к бою ставят по-иному обычаю, смотря по неприятельским полкам и по месту.
Воспрос: скольким урядником у такой роты подобает быть.
Ответ: у такой роты подобает быть пяти человеком урядником окромя карпралов, одному человеку капитану, одному человеку порутчику, одному человеку прапорщику, двум человеком саржантом да трем человеком карпралом. А карпралы в рядах и в шеренгах стоят с рядовыми салдаты.
Воспрос: каким обычаем роте в поход итти, как в роте сто человек будет, и каким роте в поход итти, как в роте будет сто пятдесят человек и болши.
Ответ: как в роте сто человек будет или менши, и им подобает итти мушкетником всем вперед на меншую статью по пяти человек в шерегу, а рядов — сколько станет ровными шерегами, а пикинерником сим за ними итти по тому же, по пяти человек в шерегу. А как в роте болши ста человек, ино подобает такую роту урядить в три ровные доли. Двум долем быть с мушкетами да третьей доле с пиками. А в поход иттить, перво, одной доле с мушкетами на перед, а затем другой доле с пиками, а затем третей доле опять с мушкетами, что были пики в серетках.
Воспрос: как подобает урядником у рот итти.
Ответ: капитану подобает передом итти пред мушкетники, а порутчику — за ротою, а прапорщики — перед пиками, а саржантом — по обе стороны. А карпралом — всякому у своево карпралства в первоней шереге с правой руки. А барабанщиком — у мушкетников промеж третей и четвертой шереги.
Воспрос: что есть уставы и промежутки салдатские и как их называют в походех и в учене.
Ответ: бывают в салдатском строе три промежутки. Первой промежуток слывет розступ, то есть как салдаты по шти ступеней ряд от ряда и шерега от шереги стоят. Второй промежуток слывет приближанье, то есть как салдаты по три ступеней друг от друга стоят. Третей промежуток слывет сомкнетей, — как салдат от салдата в шерегах по полутера ступеней друг от друга стоят.
Воспрос: как велет вскоре теми промежутки ставитца?
Ответ: первой промежуток, что слывет розступ, учить сиим обычаем: велет салдатом руки высовыват, и как рука с рукою соткнетца и тот промежуток будет по шти ступеней в шерегах. Второй промежуток, что слывет приближанье, учить сиим обычаем: велет салдатом руки к бокам своим принкнуть, и как локоть с локтем сонкнетца, и тот промежуток будет три ступеней в шерегах. Третей промежуток, что слывет сомкненей, то есть как салдаты плечо от плечо стоят, и тот промежуток будет полторы ступеней в шерегах.
Воспрос: для чего розступной про(ме)жуток учат и к чему то годно.
Ответ: как учить доведетца оружием владеть, и им доведетца тем розступным промежутком стоять, а потом привесть и выучить ином сложным промежутком.
Воспрос: каким промежутком в походе итти подобает.
Ответ: как сквоз город или куды в поход итти ино, подобает трехступенным промежутком салдату от салдата итти. А как уским или лесным местом итти ино подобает сомкненым ближным промежутком итти. А как мимо отсадново города итти, где отсадные люди в осаде сидат, ино подобает розступным промежутком итти, ч(тоб) з города от осадных людей своим людем шкоды не учинить.
Сии воспросы подобает всякому уряднику ведат и ответ против всяково воспросу дат от карпрала до саржанта, и до прапорщика, и до порутчика, а больши того капитану и маеору, и подполковнику и полковнику. И подобает все ведать, и по(до)бает им всяким оружием: мушкетом, и пикою, и алабардом, (и) (...)менем, и партазаном самим (вла)дет и роты всякому ратному строю (учить). А полковнику подобает не то(лко) роту, но и полк умет учить (подобае)т, и на многие стат(и) в ополч(ени)е в оправе ставит, чтоб полком (сво)им неприятельским людем на всякие стати шкоды умет учинит и стройным обычаем от неприятельских людей отойтить, чтоб людей своих не потерять. То же подобает ведать и полковнику, и маеору. А только хто тово не знает, и тому в таком болшом чину не подобает быт.
Да им же подобает ведать: ответ дать от карпрала и до полковника, что чины их обдержат, и для чево их такими чинами называют. Потому что всякому урядническому чину — свой толк. А что чины всякие обдержат, и что толк всякому урядническому чину и о том боярину Илье Даниловичу Милославскому преж сево на писме подал.
А будет хто скажет, что пехотною службою не служивал, и тех мо(жно) райтарскими ротами и полками (осве)детельствовать и велеть им (в) (рай)тарские роты и полки учить (...) объявитца: хто что умеет.
История воинских формирований европейского строя в русском войске начинается со времен Ливонской войны, когда Иваном Грозным были взяты на русскую службу 85 пленных шотландцев1. Тогда будущие государственные мужи России могли убедиться, сколь развилось воинское искусство в Европе. Уже М. В. Скопин-Шуйский пытался с помощью шведов учить русские войска нидерландскому военному строю2. При Василии Шуйском был переведен, а при Михаиле Федоровиче дополнен «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до ратной науки»3. Сведений об использовании этого устава на практике не имеется.
Постоянное войско «нового (иноземного — A. M.) строя» возникает в России лишь при Михаиле Федоровиче. В 1630 г. появляются первые полки, возглавляемые иноземными начальными людьми (первыми были два солдатских полка, сформированные Александром Лесли и Францем Петцнером), а в середине века число их весьма умножается. Иноземцы учат русских солдат согласно правилам и традициям, сложившимся в тех землях, откуда они прибыли, руководствуясь положениями тех уставов, которыми они пользовались в прежней службе. Очевидно, существовали некоторые различия в системах и уровне подготовки начальных иноземных людей. «И для свидетелства, что умеет ли он рейтарскому строю, и для ученья дана ему рейтарская Давыдова рота Дромонта... И он тою ротою ворочал двожды, а иного никакого учения не оказал, а сказал, что де в свейской земле болши того ученя, что поворачивают в коло ротами не бывает. А полковники Александр Лесли и Александр Краферт, и Яган Бутлер сказали то ж, что и капитан сказал Кондратей Реймер, и что он добр и рейтарскому строю достаточно умеет. А полковник Исак фан Буковен той Давыдове роте Дромонта и иным рейтарским ротам своего полку в учене и к стрелбе оказывал в многие стати чево, — сказали они, Александр Лесли с товарыщи, и не видали»4.
Иноземцы должны были готовить не только солдат, но и начальных людей или урядников. Правительство сочло необходимым выпустить устав ратных дел на русском языке. Такое издание было осуществлено в 1647 г.5 Источники подтверждают использование этого устава в войсках6. Обучение солдат и урядников в первую очередь зависит не от устава, а от компетентности учителей. Важным оказался вопрос проверки профессиональной готовности иноземных инструкторов, поэтому им устраивались проверки-освидетельствования при приеме на службу. Иногда людей случайных удавалось «отсеивать». «Яков Стюарт выходил с мушкетом, шурмовал и стрелял, и застрелил трех человек: толмача Нечая Дрябина да двух солдат немцев. У Нечая да у немчина испортил по руке да на всех на них прожег платье, за пику солдатскую принялся и шурмовать не умел и по смотру худ добре; а майор фон Буковен говорил, что Гариох в капитаны, а Стюарт и в солдаты не годится»7.
Сведения о низкой боевой подготовке большей части иноземного командного состава полков нового строя позволяют сделать вывод о том, что не всегда было возможно проверить воинские навыки иноземных урядников при записи их в службу. Для подобных ситуаций, очевидно, и предназначался публикуемый документ.
В 1651 г. главе Иноземного приказа, боярину Илье Даниловичу Милославскому было подано письмо голландского полковника рейтарского строя Исака фан Буковена, с которого был сделан перевод, дошедший до нас в комплексе документов Разрядного приказа. Автор этого письма, будучи служилым человеком «старшего выезду», являлся консультантом центральной администрации в вопросах приема на службу иностранцев, определения их чинов, обучения солдат и русских урядников. Нельзя исключать, что Исаком фан Буковеном письмо было подготовлено по заказу. Это означало бы, что перед нами «рабочая инструкция» по проверке профессиональной пригодности иностранных урядников. Серьезный аргумент против такого взгляда — статья документа о переходе в шляхетство за службу простого солдата8. Это говорит о том, что перед нами лишь проект своеобразного теста. Письмо содержит минимум информации, который должны были знать все урядники. В него вошли элементы строевого и караульного уставов. Из текста следует, что это уже вторая записка подобного рода.
Публикуемое письмо хранится в РГАДА (Ф. 210. Разрядный приказ. Московский стол. Стб. 875. Л. 227—233, 244), написано скорописью XVII в. Края листов рукописи повреждены, имеются дыры. Восстановленные места воспроизводятся в ломаных скобках.
Публикация А. МАЛОВА