Российский архив. Том VI

Оглавление

Из масонских бумаг генерала А. А. Жеребцова

Жеребцов А. А.  Письмо великого мастера провинциальной ложи А. А. Жеребцова в Министерство внутренних дел о целях и задачах масонства // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1995. — С. 96—97. — [Т.] VI.



1 октября 1816 г.



На обязанности моей Великого Мастера Провинциальной ложи имею честь Вам донести о нашем обществе нижеследующее:



Орден Свободных Каменщиков есть училище добродетели. Все, что Религия Христианская к украшению нравственного человека имеет в себе изящного, заключается в правилах, прилагаемых к исполнению Свободным Каменщиком, а потому основания свободного каменщического Ордена суть не имея как те же самые, кои заключаются в Христианстве, из чего следует, что истинный Свободный Каменщик, в точности, а не по единой наружности исполняющий все добровольно принятые на себя обязанности, есть не иное что, как истовый и деятельный Христианин.



Так как род человеческий большею частию стремится к приобретению вещей, к временности относящихся, которые многочисленностью своею коренную его внимательность в такое приводят развлечение или раздробление, что человек вообще лишается свободности быть внимательным к обыкновенным словесным нравоучениям; то Орден Свободных Каменщиков учение свое преподает через Иероглифы, оставляя знаменования оных раскрывать каждому из своих членов не инако, как через прилежное размышление, чего достигнуть не возможно иначе, как укротя в себе наперед стремление страстей и склонностей и, соединяя ими, сосредоточив всю свою внимательность к обозрению предлагаемых Орденом иероглифов.



Главнейшие предметы науки каменщической суть познание самого себя, натуры и Творца всяческих.



Любовь к Государю и Отечеству, повиновение Государю и властям, от него учрежденным, и любовь к ближнему, ко всему человеческому роду и даже к своим врагам суть главнейшая обязанность каждого истинного Свободного Каменщика.



Благодарение суть одна из важнейших обязанностей каменщических; для чего всякий член сего общества сверх того, что при открывающихся ему ежедневно случаях обязан оказывать помощь страждущему под бременем убожества, в собраниях братских всякий раз кладет в кружку для бедных что заблагорассудит, и сии заботы поручаются достойным членам и ответственейшим членам, которые делают всепоможения требующим оного, тайно, не делая из того никакого тщеславия, так что тот, кто получает вспоможение, часто не знает, от кого оное происходит.



Словом сказать, Орден Свободных Каменщиков в членах своих предлагает Отечеству наилучших граждан, усерднейших Государю подданных, неустрашимых Отечества защитников, правосудных судей и точных и деятельных исполнителей всех обязанностей истинного Христианина и честного человека.



Руководствуясь сими правилами, пять лож, а именно 1-я Елизаветы к Добродетели, 2-я Соединенных друзей, 3-я Пламенеющей звезды, 4-я Трех коронованных мечей в Митаве и 5-я Трех Добродетелей, стремятся к достижению вышеизъясненного совершенства и, будучи соединены узами братской любви и единодушия, работают единообразно по древним ритуалам и законам Ордена, известным в России, и находятся под управлением Великой Провинциальной Ложи, в которой по неограниченной любви и доверенности братьев избран я Великим Мастером и по званию сему пекусь о порядке работ в Ложах сих, за который и отвечаю, зная совершенно, каким духом они ведомы.



Ложи, под управлением Великой Провинциальной Ложи находящиеся, разделяются на три степени, называющиеся Иоанновскими.



Сверх оных есть высшие степени, кои в каменщической науке дают яснейшие и подробнейшие подтверждения тому, что в Иоанновских степенях учат. Оные степени разделяются на четыре следующим образом. 4-я и 5-я принадлежат или, лучше сказать, составляют Шотландские ложи Сфинкса и св. Георгия, управляемые Шотландскою Директориею, в коей я Президент; 6-я и 7-я составляют Капитул Рыцарей Храма, в коем я Великий Префект.



Все сии три отделения Ордена Свободных Каменщиков находятся под Светом Ордена, составленного из 9 членов, и старших братьев, пекущихся о сохранении порядка во всех трех отделениях. Старший брат между нами Иван Васильевич Бёбер3. Но управление всего состава и ответственность пред Правительством лежит на ложе яко на Великом Префекте Капитула и Великом Провинциальном Мастере.



А. ЖЕРЕБЦОВ



Жеребцов А. А.  Речь, говоренная 20-го сентября 1816-го года Великим Провинциальным Мастером А. А. Жеребцовым при закрытии Великой Директоральной [ложи масонской] Владимира к порядку // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1995. — С. 94—95. — [Т.] VI.



В(ЕЛИКАЯ) П(РОВИНЦИАЛЬНАЯ) Л(ОЖА)



Предмет сегодняшнего нашего собрания есть закрытие Великой Директоральной ? ... Владимира к порядку, чтобы на месте оной открыть вскоре торжественно древнюю Великую Провинциальную Ложу, бывшую в нашем Отечестве еще в 1787-м году под управлением покойного В ... М ... Князя Гагарина2, столь уважаемую предками нашими истинными Свобод, каменщиками и соотечественниками.



Да поможет нам великий Строитель Миров оную соорудить на истинном фундаменте Ордена (т. е. порядка).



С закрытием Великой ? ... Владимира закроем все, что не должное среди оной и бб ... происходило, замажем оное лопаткою совершенного забвения.



Наконец мы приступаем к делу великому, коего мы хоть недостойные орудия, но на то есть воля вышняя: повинуемся в смирении ей. Бог есть наш единый и великомогущий Великий Мастер, а долг наш есть Ему поклоняться, Ему угождать и через внутреннее наше совершенство с Ним сблизиться и даже уподобиться Ему. Природа есть великая наша ? ..., по Его воле нам данная для познания и удостоверения нас в Его могуществе и милосердии, в изыскании оной всего, что может быть понятно братиям и роду человеческому. Ежели нам дано и зло, возле его же не дано ли и добро; ежели мы имеем болезни, нам даны и лекарства; ежели мы имеем бедность, Орденом через природу имеем и вспоможение; ежели имеем печали, имеем в Ордене утешение; ежели упадаем через оный, то и встаем; ежели бродим во тьме, то и просвещаемся познанием природы; через Орден приобретаем великую милость, данную нашим Великим Мастером.



Оно начинается с познания самого себя, труднейшей науки для обыкновенных человеков, долженствующих при первом воззрении на себя усматривать только грубое, скорбное, иногда угасающее — только тьму при слабо мерцающей искре света. Орден есть зеркало, показывающее безобразие наше, Орден иероглифами наружными возбуждает в нас внутренние размышления и приводит нас в счастливое положение. Мыслить, видеть, слышать, чувствовать и наконец принимать благие намерения исправить себя, улучшиться. Сердце наше есть дикий камень, который должны обтесывать, а мы сами есть малая ? ..., в которой должны работать и держать ее в порядке. Наша совесть есть священный молоток В ... М ..., приводящий нас в сей порядок, он враз открывает и закрывает ? .... Счастлив будет тот, кто прежде закрытием оной скажет: я доволен, я получил плату за мою работу. Истинный наш ритуал есть неукоризненная нравственность: Мастер наш открытое Его слово: Св. Евангелие; Его же признавать и не исповедовать и не следовать оному есть не быть Своб. каменщиком, но презреннейшим из тварей.



Наши Акты суть ближайшая к истине, потому их держаться должно свято и нерушимо и притом помнить, что ? ... есть школа премудрости и добродетели, и потому приходить в нее как в истинное училище с сердцем открытым и с благословением неограниченным.



Бог есть любовь: Он для Блага нашего изливает на нас милости свои через учение Ордена нашего, а мы, каменщики, должны разделить любовь сию не только с братьями одними, но и со всеми подобными нам человеками.



Единый свет, горящий всегда в ? ..., и по закрытии ее указывает нам на тот свет, иже просвещает всякого человека, грядущего в МИР. Ложа же не иначе открывается возжением троякого света вокруг лежащего пред очами нашими ковра и открытием оного возжением троичного же света на жертвенник и раскрытием Св. Евангелия. Три света на жертвеннике образуют Святую Троицу, три света, окружающих ковер, означают три силы, составляющих существо человека, по подобию Всевышнего сотворенного, и такие три главные (кардинальные) добродетели: веру, надежду и любовь; а шесть, в звезде горящих, показывают соединение торжественного с земным по шестидневному творению Его.



Наконец все народится на своем месте, в Ордене ничего нет лишнего или недостающего: все имеет свое ощутительное ознаменование, и потому упоен нас Строитель Миров прибавить или отнять и единое звено из связующей и ведущей нас к Блаженству цели, сие покажет неразумение наше Ордена и слепую гордость, страшнейшую из пороков, от коей пал и виновник зла. Все в Ордене доказывает нам великие истины, завернутые в иероглифический язык; стоит нам прямо заняться оным, и Орден отчасу делаться будет нам знакомее, стоит последовать означенному тремя знаками трех наших степеней: ученической — в образовании головы нашей; товарищеской — в ощущении сердца; и мастерской — в приложении всей нашей натуры состоящих. Тогда-то мы и будем Рыцарями Духовного Храма.



Для победы над нечистой силой Орден нас не только учит теоретической науке, но посредством учения его через теорию дается нам вернейшее познание и суть к практическому познанию Бога, натуры и самого себя.



Ежели мы были в ? ... научены, я за счастие бы поставил, люб(имые) бб., сказать вам, что я вижу на поверхности, в символах и прочих иероглифах Ордена: оно было бы для вас не ново, но и хорошие воспоминания иногда полезны: я бы вам сказал очень мало об Ордене, ибо еще во все мое учение о нем одно узнал я то, что ничего не знаю, недостоин даже имени Мастера, ибо я сам слабый еще ученик.



Корнеев В. Е., Сахаров В. И.  Примечания: Из масонских бумаг генерала А. А. Жеребцова // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1995. — С. 97. — [Т.] VI.



1 По масонской символике ? — ложа; ... — масоны, масонский; бб. — братья-масоны; ВМ — великий мастер.



2 Гагарин Гавриил Петрович (1745—1808), князь, действительный тайный советник, сенатор, президент Коммерц-коллегии. Руководитель масонских лож шведской системы в России в конце XVIII в.



3 Бёбер Иоганн Вильгельм (Иван Васильевич) (1746—1820), действительный статский советник, директор 2-го кадетского корпуса, руководитель масонских лож шведской системы в начале XIX в.



Публикация В. Е. КОРНЕЕВА,



В. И. САХАРОВА



Корнеев В. Е., Сахаров В. И.   Из масонских бумаг генерала А. А. Жеребцова // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1995. — С. 93—94. — [Т.] VI.



Русское масонство, разгромленное Императрицей Екатериной II в 1792 г., было отчасти реабилитировано при Павле I, но по-настоящему возродилось в начале правления Александра I. Новый расцвет российского тайного общества «вольных каменщиков» был тесно связан с наполеоновскими войнами, с зарубежными походами русской армии. Поэтому наибольшее распространение масонство получило в среде гвардейских и армейских офицеров. Во время походов они вступали в ложи немецких и французских «братьев», там познавая начала орденской «божественной науки».



В русских войсках постепенно образовались свои «походные» ложи; для армейских и гвардейских офицеров в Вильно была создана ложа Св. Георгия Победоносца, для моряков — кронштадтская ложа «Нептун» и одесская ложа Понта Эвксинского. В них состояли сотни генералов и офицеров, начиная с генерала-фельдмаршала князя М. И. Кутузова и кончая безвестными прапорщиками и корнетами. Списки их, поданные в 1822 г. после запрещения масонских лож командирами воинских подразделений в вышестоящие инстанции, опубликованы Тирой Соколовской* очень выборочно, нуждаются в дополнениях и внимательном изучении.



Среди военных масонов высших степеней особым доверием «братьев» пользовался Александр Александрович Жеребцов (1780 — после 1828). Став в юности офицером лейб-гвардии Преображенского полка, он подал в отставку и по примеру отца начал придворную службу, будучи пожалован Павлом I в камер-юнкеры и Александром I в камергеры. В Отечественную войну 1812 г. Жеребцов участвовал в формировании Петербургского ополчения, возглавил его 4-ю дружину, сражался под Полоцком, при Чашниках, Смолянах, на Березине, брал Кенигсберг, осаждал Данциг. За боевые отличия был награжден многими русскими и иностранными орденами и золотой шпагой «За храбрость» и из действительных камергеров переименован в 1813 г. в генерал-майоры. Впоследствии Жеребцов командовал бригадой, по некоторым данным получил чин генерал-лейтенанта. С 1828 г. в отставке. Женат он был на княжне Александре Петровне Лопухиной, дочь их Ольга вышла замуж за графа А. Ф. Орлова, всесильного николаевского вельможу, в молодости масона петербургской ложи Соединенных друзей.



В биографии Жеребцова есть тайная страница — он был деятельным и влиятельным масоном, состоял в руководстве петербургских «братьев». В 1816 г. Жеребцов возглавил возрожденную в северной столице Великую провинциальную ложу, при открытии которой произнес торжественную речь великого мастера. Генерал-масон знал о пожелании Императора Александра I и приказе Управляющего Министерством внутренних дел графа В. П. Кочубея, прямо касающихся деятельности ордена и требующих обязательного представления списков «братьев» и отчетов о работе лож в Особенную канцелярию Министерства внутренних дел, выполнявшую функции тайной полиции.



Будучи человеком верноподданным и законопослушным, Жеребцов отправил в Особенную канцелярию текст своей речи и объяснительную записку о назначении масонства. В том же 1816 г. генерал отбыл к месту службы, и на посту главы Великой провинциальной ложи его сменил граф Михаил Юрьевич Виельгорский, известный мистик и музыкант-любитель. Однако А. А. Жеребцов оставался почетным членом петербургской иоанновской ложи Елизаветы к добродетели*.



Речь и объяснительная записка Жеребцова печатаются по подлинникам, хранящимся в фонде Особенной канцелярии Министерства внутренних дел (ГАРФ. Ф. 1165. Оп. 3. Ед. хр. 54. Л. 42—47).