Материалы к биографии военного летчика И. И. Скасырского / Публ. [вступ. ст. и примеч.] С. Г. Нелиповича // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1995. — С. 509—517. — [Т.] VI.
Предлагаемые документы освещают одну из интересных сторон истории I Мировой войны 1914—1918 гг. В эти годы западные союзники России немало способствовали развитию ее военной авиации. Их промышленные поставки составляли 25% отечественного производства аэропланов и 75% авиамоторов*. Кроме того, в Великобритании и Франции в 1915—1917 гг. учились и стажировались сотни русских летчиков, наблюдателей, мотористов и авиамехаников. Курсанты из России участвовали в боевых действиях на Западном фронте. Такие русские асы, как А. Казаков, Е. Крутень, М. Братолюбов, отличились в небе Франции.
После февраля 1917 г. поток командированных на Запад резко увеличился, а число возвращающихся постоянно сокращалось. Наиболее дальновидные люди предпочитали спокойно пережить смутное время вне родины. Но среди этих «невозвращенцев» были энтузиасты авиации. Так попал во Францию казак Иван Иванович Скасырский, полный георгиевский кавалер, талантливый инженер, отказавшийся в дни войны от мирной технической карьеры и добровольцем ушедший на фронт. Для ускорения отправки на учебу во Францию его произвели в прапорщики, отдавая дань не только его мужеству в боях, но и техническим знаниям дипломированного и известного за рубежом инженера. К сожалению, дальнейшая судьба Скасырского неизвестна.
***
1
Секретно
НАЧАЛЬНИКУ УПРАВЛЕНИЯ
ВОЕННОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА
№ 973
8 и 20 февраля 1917 года высочайше разрешено командировать во Францию и Англию 30 офицеров и 200 солдат для обучения полетам.
В числе этих чинов бывшим полевым генерал-инспектором Военного Воздушного Флота при Верховном Главнокомандующем1 предположено было командировать и вольноопределяющегося, ныне прапорщика, Лейб-Гвардии Атаманского казачьего полка2 Скасырского как получившего высшее техническое образование в России, а также имеющего заграничный диплом и знающего хорошо французский язык.
В настоящее время названный офицер прикомандирован к Управлению Военного Воздушного Флота.
Командируемым во Францию для указанной цели офицерам нормы подъемных и путевых денег были утверждены того же, т. е. 8 и 20 февраля 1917 года.
Принимая во внимание, что прапорщик Скасырский командируется за счет разрешенного командирования, в виду того, что фактически командировано было только 26 офицеров вместо 30, полагалось бы соответственным удовлетворить названного офицера всеми денежными отпусками, кои установлены для вышеозначенных офицеров.
СПРАВКА: Согласно ст. 13 утвержденных 25 октября 1916 года «Правил о порядке разрешения на время войны по Военному Министерству дел» с изменениями, последовавшими 20 декабря 1916 года, командирование военнослужащих за границу и назначенные пособия командируемым разрешаются, если условия довольствия не отступают от существующих узаконений или особо состоявшихся общих разрешений — Начальниками Главных Управлений за военного министра.
ИСПРАШИВАЕТСЯ: Угодно ли будет представить настоящее ходатайство на благовоззрение военного министра3.
Вр(еменно) и(сполняющий) д(олжность)
начальника Управления
Генерального штаба полковник Дюсиметьер4
РАЗРЕШАЮ:
За Военного Министра вр(еменно) и(сполняющий) д(олжность)
начальника Управления Военного
Воздушного Флота подполковник Гончаров
3 мая 1917 г.
2
Секретно
ОТПУСК
В ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА
(Отдел Генерал-Квартирмейстера)
№ 1539
Исх. № 964с
С разрешения Военного Министра в ближайшие дни командируется во Францию для обучения полетам совместно с командированными в феврале сего года офицерами прапорщик Лейб-Гвардии Атаманского полка Скасырский.
Сообщая о сем, Управление Военного Воздушного Флота просит не отказать в зависящих распоряжениях об оказании названному офицеру возможного содействия.
При этом Управление Военного Воздушного Флота считает необходимым добавить, что заграничный паспорт будет выбран у Петроградского Общественного Градоначальника.
Точно о дне отъезда будет сообщено дополнительно.
Подписал:
Вр(еменно) и(сполняющий) д(олжность) начальника отделения
военный летчик подполковник Гончаров
Верно:
И(сполняющий) д(олжность) начальника отделения капитан Деркачев
2 мая 1917 г.
3
Секретно
ОТПУСК
ВОЕННОМУ АГЕНТУ ВО ФРАНЦИИ1
№ 1557/982с
Вследствие состоявшегося при посредстве членов союзной конференции соглашения и с разрешений, последовавших 8-го и 20-го февраля сего года, во Францию были командированы для обучения полетам на аэропланах 16 офицеров.
В виду того, что было разрешено командировать 20 офицеров, а командировано только 16, Управлением Военного Воздушного Флота командируется за счет неотправленных офицеров для той же цели и на тех же основаниях прапорщик Лейб-Гвардии Атаманского полка Скасырский2.
Прапорщик СКАСЫРСКИЙ при командировании удовлетворен по нижеследующему расчету:
Подъемными в размере 1200 рублей
Путевыми — 825 —
И суточными на 120 дней по 30 франков
Подписал:
И(полняющий) д(олжность) начальника Управления военный инженер полковник Яковлев3
Верно:
И(сполняющий) д(олжность) начальника отделения капитан Деркачев
6 мая 1917 г.
4
ИНЖЕНЕР СКАСЫРСКИЙ*
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Донской казак из потомственных дворян.
Отца и матери нет в живых.
Имеет двух братьев1:
Один — окончивший Александровский Лицей и Пажеский Корпус (см. стр. 2) —
прапорщик Преображенского полка (находится в действующей армии).
Второй — окончивший Николаевское Кавалерийское Училище —
штабс-ротмистр Гродненского Гусарского полка (находится в действующей армии).
Инженер Скасырский женат на дворянке Янине Иосифовне Робовской.
Жена — сестра милосердия. Награждена медалью на Анненской ленте с надписью «за усердие».
Детей нет.
ОБРАЗОВАНИЕ
Инженер Скасырский получил высшее техническое образование как в России (Петроград2), так и за границей (Северо-Американские Соед(иненные) Шт(аты). Нью-Йорк, Бостон).
Состоит с 1908 года членом Американского Общества Гражданских инженеров (Member of The American Civil Engineering Society M. I. Т.).
Бегло говорит по-французски и английски, зная также эти языки с технической стороны (благодаря своему пребыванию в заграничных технических учебных заведениях).
За границей по делам службы преимущественно во Франции и Англии инженеру Скасырскому пришлось быть 8 раз.
Инженер Скасырский является автором нескольких чисто технических трудов (об автомобильном деле, двигателях внутреннего сгорания, теории горения и проч.). В 1914 г. был редактором технического журнала «Русский Инженер»3.
СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Служил последовательно инженером завода, начальником Технического отдела и помощником Директора Американского Завода (Westinghouse C°).
Затем служил инженером при Техническом отделе Управления Казенных железных дорог и работал в Отделе Иностранных Правительственных заказов Министерства (путей сообщения).
В Декабре 1913 г. был командирован (см. письмо Тов(арища) Министра Пут(ей) Сообщ(ения)) Его Высокопревосходительством г. Министром Путей Сообщения4 на заводы Англии, Франции и Германии по поводу правительственного заказа (1 500 000 р.) и детально осмотрел все главные заводы Англии, Франции и отчасти Германии5.
В Июле 1916 г.6, с объявлением войны, движимый исключительно чувством патриотизма и горячей любви к Родине, бросил службу и решил поступить охотником-рядовым на передовую позицию, хотя имел, подобно своему брату (см. выше стр. 1), полную возможность поступить в Пажеский Корпус на ускоренные курсы, для чего отправился на театр военных действий и лично явился к командиру Атаманского полка Князю БОРИСУ ВЛАДИМИРОВИЧУ7 с просьбой принять его в свой полк охотником-добровольцем.
Князь БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ согласился, и с тех пор казак-охотник Скасырский до сего времени находился в полку. За свою выдающуюся храбрость и боевые отличия охотник Скасырский лично награжден 16 Апреля 1916 г. походным атаманом Князем БОРИСОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ Георгиевскими крестами 4-ой и 3-ей степени единовременно.
Зимой 1915—1916 гг. Скасырский был награжден Георгиевской медалью 4-й степени и произведен за храбрость и находчивость в боях в урядники.
Летом 1916 г. награжден Георгиевским крестом 2-й степени и Георгиевской медалью 3-ей степени.
Осенью 1916 г. во время нахождения полка в глубоком резерве инженер Скасырский охотой вызвался отправиться в пехоту, находившуюся в бою, был прикомандирован к Литовскому полку и принял участие в боях под м. Шельвов (на Влад(имир)-Волынском направлении), во время коих был ранен 27 Сентября 1916 г. шрапнелью (пробито навылет бедро), но, несмотря на рану, остался в строю еще 2 дня, исполняя свои обязанности, и снял 28 Сентября важные кроки и планы с позиции противника, за каковые отличия награжден Его Превосходительством командиром Литовского полка Георгиевским крестом 1-ой степени и произведен в подхорунжие.
В Октябре 1916 г. охотник Скасырский принужден был поступить для излечения своей раны в Собственный МАРИИ ФЕОДОРОВНЫ подвижной лазарет и в настоящее время оправился от своего ранения.
На днях инженер Скасырский представлен к производству за боевые отличия в прапорщики Атаманского полка.
РЕЗУЛЬТАТЫ ХОДАТАЙСТВА ИНЖЕНЕРА СКАСЫРСКОГО
Инженер Скасырский наблюдал всю свою боевую деятельность за работой неприятельских аэропланов над нашими позициями и в тылу наших войск и пришел к глубокому убеждению, что при условии обладания быстроходным аэропланом-боевиком с первоклассным двигателем и при полном пренебрежении к опасности он мог бы принести Родине большую пользу, летая на аэроплане, и утилизировать свои технические знания, знакомство с языками и проч., так как сбить неприятельский аэроплан — значит избежать многих жертв от бомб, сброшенных с него, не говоря уже о пропаже сведений, которые неприятелю удалось бы собрать во время разведки.
Посему инженер Скасырский:
1) Обладая боевым опытом (отмечен награждением Георгиевскими крестами всех степеней и Георгиевскими медалями 3-ей и 4-ой степени),
2) Обладая железными нервами (что неоднократно было проверено в боях и разведках), находчивостью, крепким здоровьем и выносливостью,
3) Обладая техническими знаниями и основательным знакомством с двигателями внутреннего сгорания (изучал их в Сев(еро)-Амер(иканских) Соед(иненных) Шт(атах) теоретически и практически).
И. И. Скасырский. Фотография.
4) Обладая довольно большими материальными средствами, которые позволяют не стесняться в расходах при изучении авиационного дела за границей,
5) Зная довольно основательно Францию и Англию с технической стороны и имея почетные билеты по всем жел(езным) дорогам Англии и Франции, что особенно ценно теперь при затруднительности путешествий в военное время, — решил посвятить себя отечественной авиации и возбудить соответствующее ходатайство.
Во время своего пребывания в Киеве и посещения Управления Воздушного Военного Флота инженера Скасырского изъявил желание видеть Князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ.
31-го Января с. г. во время в высшей степени милостивой аудиенции Князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ лично объявил Скасырскому, что он согласен на его немедленную командировку за границу в одну из авиационных школ Франции на 2—3 месяца с тем, чтобы по возвращении он, Скасырский, остался прикомандированным к отечественным авиационным войскам. Кроме того, Князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ направил Скасырского к начальнику Управления Воздушного Военного Флота в Петрограде полковнику Яковлеву и сказал, чтобы Скасырский от его имени обратился к Яковлеву за содействием при выполнении различных формальностей, связанных с заграничной командировкой.
3-го Февраля Скасырский отправился в Управление Воздушного Военного Флота в Петроград, был принят начальником Управления полковником Яковлевым, после чего немедленно была отправлена из Управления Воздушного Военного Флота телеграмма на имя командующего Атаманским полком.
Одновременно Скасырским была послана (6 Февраля) в действующую армию подробная докладная записка по команде (на имя командующего 4-ой сотней Атаманского полка подъесаула Грекова).
5-го Февраля в Петроград прибыл Князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ и при встрече с полковником Яковлевым имел разговор о командировке Скасырского за границу.
В Феврале месяце в Управлении Воздушного Военного Флота была получена ответная телеграмма от командующего Атаманским полком с извещением о неимении препятствий со стороны полка к прикомандированию Скасырского к Управлению Воздушного Военного Флота.
В начале Марта Скасырский отправился в действующую армию в свой полк и, выполнив все нужные формальности, прибыл обратно в Петроград.
Князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ сообщил 31 Января во время своей беседы с Скасырским, что после прикомандирования Скасырского к Управлению Воздушного Военного Флота он будет немедленно командирован Управлением Воздушного Военного Флота за границу в одну из авиационных школ Франции на 4 месяца, после чего по возвращении будет прикомандирован к одной из авиационных частей действующей армии на передовых позициях для использования знаний, приобретенных им за границей.
Явившись 6-го Апреля с. г. в Управление Воздушного Военного Флота к полковнику Дюсиметьеру, Скасырский узнал, что все формальности, связанные с его командировкой за границу, могут быть окончены в течение одной недели, но при условии, что он, Скасырский, поедет за границу в чине прапорщика, а не подхорунжего, ибо в первом случае командировка состоится после непосредственного доклада начальника Управления Воздушного Флота господину Военному Министру, тогда как во втором случае необходимо входить с особым представлением в Военный Совет, что сопряжено с большей тратой времени и более сложно.
Полковник Дюсиметьер сообщил инженеру Скасырскому, что было бы крайне желательно ускорить его производство за боевые отличия в прапорщики, так как он мог бы тогда выехать в командировку немедленно после производства и этим избежал бы напрасной траты времени.
Инженер-технолог подхорунжий И. Скасырский
Петроград, 8-го Апреля 1917 г.
22-го Апреля 1917 года приказом Армиям Юго-Западного фронта за № 477 инженер Скасырский произведен за отличия в боях в прапорщики, о чем ему лично было объявлено Главнокомандующим Генералом Брусиловым в г. Каменец-Подольске.
Инженер-технолог прапорщик И. Скасырский
Петроград, 28 Апреля 1917 г.
5
В УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОГО
ВОЕННОГО ФЛОТА1
№ 1115
12 марта 1917 г.
На основании отношения Начальника Канцелярии АВГУСТЕЙШЕГО Полевого Генерал-Инспектора Воздушного Военного Флота за № 6163 от 10-го Марта сего года при сем командируется в Управление Воздушного Военного Флота пользующийся правами по образованию 1-го разряда подхорунжий Иван Скасырский для обучения полетам и перевода впоследствии в Воздушный Флот.
Приложение: Послужной список.
Командующий полком
полковник Михайлов2
Вр(еменно) и(сполняющий) д(олжность) полкового адъютанта
подъесаул Хрипунов
6
Копия
(ТЕЛЕГРАММА)
ВОЕННАЯ ДАРМИЯ*
Командиру Лейб-Гвардии Атаманского полка
Предполагая использовать техническую подготовку охотника младшего урядника Ивана Ивановича Скасырского как инженера-технолога на авиационной службе прошу не отказать телеграфировать, нет ли препятствий прикомандированию его Увофлоту целью перевода впоследствии одну из авиачастей. 786
Подписал:
И(сполняющий) д(олжность) начальника Увофлота
полковник Яковлев
(По Управлению Военного Воздушного Флота)
Отделение Инспекторское 770
Верно:
И(сполняющий) д(олжность) начальника отделения
капитан Деркачев
4 февраля 1917 г.
7
НАЧАЛЬНИКУ 3-й ГВАРДЕЙСКОЙ
КАВАЛЕРИЙСКОЙ ДИВИЗИИ
9 марта 1917 г.
№ 7943
В случае неимения препятствий прошу распоряжения о командировании вольноопределяющегося Лейб-Гвардии Атаманского полка Ивана Скасырского в Управление Воздушного Военного Флота для обучения и перевода впоследствии в воздушный флот. Согласия АВГУСТЕЙШИХ Походного Атамана и Полевого
Генерал-Инспектора Военного Воздушного Флота, а также командира Л. Гв. Атаманского полка имеются.
Свиты ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА
Генерал-майор Богаевский1
И(сполняющий) д(олжность) адъютанта
Генерального Штаба капитан Шляхтин
Препятствий не встречается.
Ком(андующий) 3 Гв(ардейской) кав(алерийской)
Див(изией) генерал-майор Арапов2
8
ТОВАРИЩ МИНИСТРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Копия
По докладу моему от 20 ноября с. г. Ваше Высокопревосходительство изволили одобрить мое предположение о необходимости командировать на заводы Англии для ускорения окончательного выяснения условий заказа стрелочных переводов двух инженеров, в числе которых было предложено командировать инженера надворного советника Никифорова.
В заседании Комиссии по снабжению железных дорог стрелочными переводами помощник управляющего Хозяйственным отделом дейст. ст. сов. Коковцев доложил мне, что в настоящее время в виду накопления работы в Хозяйственном отделе по случаю приближения сроков выдачи заказов в потребность будущего года и по той причине, что один делопроизводитель Хозяйственного отдела и его помощник получил служебное перемещение, представляется крайне затруднительным отпустить инженера Никифорова на 20 дней за границу. Вследствие сего имею честь испрашивать разрешения Вашего Превосходительства командировать за границу вместо инженера Никифорова — инженера Скасырского, владеющего английским языком.
В случае одобрения моего предположения имею честь ходатайствовать, в целях ускорения отъезда инженера Скасырского, о выдаче ему 250 руб. авансом в счет командировочного довольствия, которое полагал бы назначить ему в размере 20 руб. в сутки.
Подписал:
Товарищ Министра Путей Сообщения Н. Щукин
Верно:
За Управляющего Отделом инженер Слободзинский
25 ноября 1913 г.
На подлинном Господином Министром положена резолюция: «Согласен. 25/11».
На подлинном Господином Товарищем Министра положена резолюция «У(правление) Ж(елезных) Д(орог). К дальнейшему. 25/XI.13 Н. Щ.».
Верно:
За Управляющего Техническим Отделом инженер Слободзинский
ПРИМЕЧАНИЯ
1. РГВИА. Ф. 493. Оп. 3. Д. 50. Л. 618 об. Подлинник. На бланке Управления Военного Воздушного Флота.
1 Этот пост с августа 1914 г. по март 1917 г. занимал Вел. Кн. Александр Михайлович (1866—1933), генерал-адъютант, генерал от кавалерии, в 1910—1914 гг. возглавлял Главное Инженерное управление, в 1916—1917 гг. —
Управление Военного Воздушного Флота. С 1918 г. в эмиграции.
2 Скасырский был произведен в прапорщики за отличие в боях приказом командующего Юго-Западным фронтом № 477 от 22 апреля 1917 г. (Ф. 493. Оп. 3. Д. 50. Л. 636 об.). Полное название полка — лейб-гвардии Атаманский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича казачий полк. До сформирования в 1916 г. 3-й гвардейской кавалерийской дивизии входил во 2-ю бригаду 1-й гвардейской кавалерийской дивизии.
3 С 1 марта 1917 г. этот пост занимал Гучков Александр Иванович (1862—1936), лидер партии «Союз 17 Октября», председатель Центрального военно-промышленного комитета. С 1918 г. в эмиграции.
4 Дюсиметьер Леон Павлович (1883—?), военный летчик, сын швейцарского гражданина, на русской службе с 1901 г. Окончил Николаевскую военную академию Генштаба. В 1914—1916 гг. — в 21-м корпусном и 1-м армейском авиационных отрядах, с мая 1915 г. — командир авиационной группы 2-й армии. В 1916 г. прошел стажировку во Франции, по возвращении — на административной работе в УВВФ. Кавалер орденов Св. Станислава 3-й и 2-й степеней (1908, 1914), Св. Анны 4-й степени, Св. Владимира 4-й степени, Св. Георгия 4-й степени и Георгиевского оружия (1915).
2. РГВИА. Ф. 493. Оп. 3. Д. 50. Л. 621 об. Заверенная копия.
3. РГВИА. Ф. 493. Оп. 3. Д. 50. Л. 627 об. Заверенная копия.
1 В то время — Игнатьев Алексей Алексеевич (1877—1954), полковник. В 1918—1937 гг. — на советской дипломатической службе во Франции, затем — в Красной армии, генерал-лейтенант (1944).
2 Скасырский выехал во Францию через Мурманск 6 мая 1917 г.
3 Яковлев Дмитрий Васильевич, военный летчик и инженер, до марта 1917 г. был помощником начальника Управления Военного Воздушного Флота, преподавал в Николаевской инженерной академии.
4. РГВИА. Ф. 493. Оп. 3. Д. 50. Л. 630—632 об. Подлинник.
1 Скасырский родился 18 октября 1883 г. в станице Ермаковской 1-го Донского округа. Его отец, Иван Борисович, полковник, в предвоенные годы заведовал мастерскими Казанского порохового завода. О братьях сведений не найдено. (Ф. 493. Оп. 3. Д. 50. Л. 635.)
2 Окончил Технологический институт Императора Николая I.
3 Журнал «Русский Инженер» издавался с мая 1914 г. и прекратил свое существование после начала войны. Вышел всего один сдвоенный номер.
4 В то время — Рухлов Сергей Васильевич (1852—1918), в 1903—1905 гг. — товарищ
главноуправляющего торговым мореплаванием и портами Вел. Кн. Александра Михайловича. Один из лидеров Всероссийского Национального Союза.
5 В декабре 1913 г. — январе 1914 г. Скасырский посетил: в Англии — заводы «Кэммэл Лэйрд энд Ко ЛТД», «Хэдфилд», «Виккерс». «Т. Саммерсон энд Ко ЛТД», «Дарлингтон Рэйлуэй Плэнт энд Фаундри К° ЛТД»; во Франции — заводы «Шнейдер-Крезо»; в Германии — «Дортмунд Уньон».
6 Скасырский пошел на фронт добровольцем 28 июня 1915 г. За разведки, вылазки, снятие кроков неприятельских позиций во время боев на Холмской и Влодавской позициях и на р. Стоход был награжден Георгиевскими медалями 4-й и 3-й степеней «За храбрость» (27 июля 1915 г. и 4 ноября 1916 г.), Георгиевскими крестами 4-й, 3-й, 2-й, 1-й степеней (27 апреля, 4 ноября 1916 г. и 25 февраля 1917 г.), серебряной медалью на Станиславской ленте «За усердие» (24 января 1917 г.). 26 февраля 1916 г. произведен в урядники, 25 февраля 1917 г. — в подхорунжие. (Ф. 493. Оп. 3. Д. 50. Л. 635 об, 643 об.)
7 Борис Владимирович (1877—1943), Вел. Кн., генерал от кавалерии, шеф и походный атаман казачьих войск России. С 1918 г. в эмиграции.
8 Брусилов Алексей Алексеевич (1853—1926), генерал от кавалерии, в 1914—1916 гг. командовал 8-й армией, весной 1916—1917 гг. — Юго-Западным фронтом. Верховный главнокомандующий в мае — июле 1917 г. С 1920 г. в Красной армии, инспектор кавалерии.
5. РГВИА. Ф. 493. Оп. 3. Д. 50. Л. 638. Подлинник. На бланке строевого отделения полка.
1 10 марта 1917 г. начальник канцелярии полевого генерал-инспектора Военного Воздушного Флота при Верховном главнокомандующем генерал-майор Барсов Анатолий Николаевич ходатайствовал об откомандировании Скасырского из полка. (Ф. 493. Оп. 3. Д. 50. Л. 641.)
2 Михайлов Тимофей Васильевич, полковник. В 1915—1918 гг. командовал лейб-гвардии Атаманским казачьим полком.
6. РГВИА. Ф. 493. Оп. 3. Д. 50. Л. 639. Заверенная копия.
7. РГВИА. Ф. 493. Оп. 3. Д. 50. Л. 642. Подлинник. На бланке начальника штаба походного атамана. 1 Богаевский Африкан Петрович (1872—1934), генерал-майор Свиты Его Императорского Величества. В 1919—1920 гг. — генерал-лейтенант белогвардейских войск, атаман Донского казачьего войска. С ноября 1920 г. в эмиграции. 2 Арапов Петр Иванович, генерал-майор. В 1916—1917 гг. командовал 3-й гвардейской кавалерийской дивизией. 8. РГВИА. Ф. 493. Оп. 3. Д. 50. Л. 634 об. Публикация С. Г. НЕЛИПОВИЧА