Трактат Ф. П. Ключарева / Публ. [и вступ. ст.] В. И. Сахарова // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 67—68. — Из содерж.: Ключарев Ф. П. О тишине. — С. 67—68. — [Т.] IX.
Талантливый русский поэт Федор Петрович Ключарев (1751—1822) с начала 80-х годов XVIII в. принадлежал к ордену вольных каменщиков, писал масонские гимны и оды, а его религиозно-философская поэма «Воплощение Мессии», ходившая в списках среди масонов и опубликованная в 1801 г., была, по всей видимости, спародирована юным А. С. Пушкиным в «Гавриилиаде». Ключарев, по свидетельству его заклятого врага Ф. В. Ростопчина, происходил из крепостных крестьян графов Шереметевых, был лакеем, с помощью масонов Д. П. Трощинского, З. Г. Чернышева и И. Б. Пестеля поступил на военную службу, получил офицерский чин, затем назначен московским губернским прокурором, после неприятностей по службе перешел в почтовое ведомство и с 1801 г. стал московским почт-директором, дослужился до высокого чина действительного тайного советника. Будучи мастером стула в ложе Св. Моисея, поэт занимал видное место в иерархии возрожденного русского масонства александровской эпохи.
Помимо поэтических произведений Ф. П. Ключарев писал философскую прозу. Его университетский профессор и высший начальник по масонскому ордену И. Г. Шварц в одной из своих «приватных» лекций как бы обозначил тему для сочинения своего студента, сказав: «Когда мы в уединении, занимаемся сами собою, когда входим внутрь себя, тогда небесные силы в нас умножаются, и тогда видим мы духовного своего человека»*. На склоне лет Ф. П. Ключарев написал на эту тему «трактатец» «О тишине» (1819), по всей видимости, зачитанный в ложе как речь мастера стула и отразивший идеи масонской мистики и питавшего ее византийского исихазма. Текст трактата публикуется по известному масонскому рукописному «Комынинскому сборнику» из собрания В. С. Арсеньева (РГБ. Ф. 14. Ед. хр. 564. Л. 19).
Ф. П. КЛЮЧАРЕВ
О ТИШИНЕ
Тишина и покой суть одно: покой не бывает без тишины и тишина без покоя.
Она есть цель и конец всяких работ.
Всякий утомленный работой ищет тишины и покоя.
Цену тишины знают токмо работники, но ленивцы не знают.
Тишина приходит поздно, 6 дней должно делать, дабы в день успокоения иметь довольное воздаяние: дабы приобресть истинную тишину, яко спутницу свободы, должно: во все пять бдениев прилежно трудиться. — Молчание любить тишину научает и верную соблюдать скромность, о ней стараться, а не обманывать себя леностию, не-действием, не почитать сие за тишину, ибо тишина есть собранная и в силу приведенная жизнь, напротив, бесчувственная леность есть путь к хладной смерти.
Мирские мудрецы полагают покой и тишину в недействии; но они там ее ищут, где она никогда не бывала, ибо что не действует, то есть мертво, а что мертво, то покоя не ощущает.
Нет — тишина жизни полна, и вся жизнь. — Она не бывает познаваема никем, кроме того, кто ее имеет; рассуждать об ней мы можем токмо исторически, ибо еще не имеем ее, а должны ею, яко началом будущия награды, ободрити к работе.
— Отвергнем хладное недействие; будем работать с огнем усердия. — Тогда может произойти в нас начало того, что ищем — — золотая руда, — перламутр, — роса, — зарница.
Публикация В. И. САХАРОВА