Забелин С. Н. Русские церкви в Европе // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 589—600. — [Т.] IX.
(Ссылки на фотографии из текста)
Почти во всех столицах Западной Европы, во многих городах и в курортных местах стоят русские православные храмы.
Историю их появления можно разделить на три периода: церкви, построенные до 1917 г., церкви, возникшие между двумя мировыми войнами, когда в результате революции и гражданской войны за рубежом оказалось много русских, и церкви, построенные после Второй мировой войны.
До Петра I Россия не имела постоянных представительств при европейских дворах. Снаряжались посольские экспедиции, которые везли с собой все необходимое, в том числе и походные церкви со священником, а иногда и с хором. При Петре I и после него возникали российские посольства в главных городах Европы. При них обычно выделялось помещение для «домовой» церкви.
В XVIII—XIX вв. заключались браки между Романовыми и царствующими домами Европы. При дворцах королей, князей и герцогов сооружались православные церкви, но доступ в них имели только русские вельможи и дипломаты.
В XIX в. стало модным ездить в Европу на курорты или «на воды», как тогда говорили. Их посещала знать, состоятельные люди, купцы. Здесь знакомились, женились, крестили новорожденных, отпевали и хоронили умерших. Создавались комитеты по сбору средств и строению церковных зданий, обращались к Царскому Двору и Синоду за содействием. Многие церкви были построены по почину государей и членов Дома Романовых или при их денежном содействии. Строились церкви и на средства прихожан, без помощи Двора или Синода.
Большинство русских церквей возводилось по проектам выдающихся архитекторов, таких, как Н. В. Султанов, И. В. Штром, Л. и А. Бенуа, В. А. Покровский, В. П. Стасов, М. Т. Преображенский, Д. И. Гримм, А. В. Щусев, и другие. Лучшие русские художники, такие, как В. М. Васнецов, В. И. Якоби, Т. фон Нефф, украшали храмы фресками, мозаикой, иконами.
В данной публикации представлены церкви, построенные до 1917 г. Некоторые храмы в силу ряда причин остались недоступными для автора.
Все сведения о церквах почерпнуты из брошюр, изданных церковными обществами, приходами и историческими обществами, а также из журнала «Братский Ежегодник» (издание Берлинского Св. Кн.-Владимирского братства, СПб., 1906).
ГЕРМАНИЯ
ВИСБАДЕН. ЦЕРКОВЬ СВ. ЕЛИЗАВЕТЫ. Построена в 1848—1855 гг. как памятник Вел. Кн. Елизавете Михайловне, дочери Вел. Кн. Михаила Павловича. Она вышла замуж за герцога Адольфа Нассауского (впоследствии великий герцог Люксембургский). В 1844 г. состоялся торжественный въезд молодых в Висбаден, а в 1845 г. молодая герцогиня умерла при родах.
Герцог и Император Николай I дали средства на постройку храма-памятника. Сооружение храма было поручено местному архитектору Хофману, который ездил в Петербург и Москву для изучения русской церковной архитектуры.
Церковь отличается гармоничностью всех пропорций, а несколько вытянутые кверху позолоченные купола барабанов создают впечатление стремления ввысь и придают храму ощущение легкости. Храм построен из белого песчаника с резными украшениями. Скульптор Хопфгартен создал большие медальоны с изображениями св. Елизаветы, св. Елены и Архангела Михаила, небесных покровителей герцогини и ее родителей, помещенные с трех сторон наружной части храма.
Внутри храм богато украшен и расписан. Иконостас выточен из белого каррарского мрамора. Иконы написаны фон Неффом. Автор фресок — немецкий художник Хопфгартен. Слева от иконостаса в нише стоит мраморный саркофаг с высеченном фигурой Вел. Кн. Елизаветы Михайловны и фигурами двенадцати апостолов на нижней части постамента (скульптор Хопфгартен).
ШТУТГТАРТ. ЦЕРКОВЬ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. По ходатайству вдовствующей герцогини Вюртембергской Веры Константиновны и российского посла Е. К. Коцебу Император Александр III утвердил проект церкви и дал на ее постройку 75 000 рублей из собственных средств. В 1895 г. состоялась закладка храма. Иконостас, церковная утварь и библиотека были перенесены в церковь из дворца королевы Вюртембергской Ольги Николаевны.
Во время Второй мировой войны церковь была разрушена и сгорела. Сорок лет продолжались восстановительные работы, и к 1000-летию принятия христианства на Руси храм предстал в прежнем виде. Колокол, подаренный Вел. Кн. Верой Константиновной, был водружен на прежнее место. Средства на восстановление помимо прихожан дали члены вюртембергского королевского дома, город Штутттарт, правительство и евангелическая церковь Вюртемберга, Всемирный лютеранский союз, банки и др.
БАД ХОМБУРГ. ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ. Бад Хомбург приобрел широкую известность далеко за пределами Германии целебными источниками. Сюда приезжало много русских, которые хотели иметь хотя бы небольшой православный храм.
Закладка церкви во имя Всех Святых и в память коронации Императора Николая II и его супруги Александры Федоровны состоялась в 1896 г. в присутствии их Императорских Величеств, а также вдовствующей германской императрицы Виктории, Вел. Кн. Елизаветы Федоровны, великого герцога Гессен-Дармштадтского и большого числа знатных лиц.
Храм строился по проекту Л. Н. Бенуа и освящен в 1899 г. В 1910 г. Император Николай II и Великие Княжны дважды присутствовали на богослужении.
В 1914 г. сношения с Россией прекратились. Храм закрыли. Вся утварь куда-то исчезла, позолоту с крестов и куполов сняли, а иконостас резного дуба с иконами очутился в городском музее. И лишь в 1945 г. старанием протоиерея о. Леонида Касперского храм был открыт, иконостас возвращен, в церкви начали совершаться богослужения.
К 50-летию открытия власти привели храм в надлежащий порядок.
ДАРМШТАДТ. ЦЕРКОВЬ СВ. МИРОНОСИЦЫ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ. Гессен-Дармштадтское великое герцогство дало России двух государынь, Марию Александровну, супругу Александра II, и Александру Федоровну, супругу Николая II. Бывая в Германии, Николай II посещал Дармштадт. По его желанию и в присутствии его и Императрицы 4 октября 1897 г. была заложена церковь во имя св. Марии Магдалины. Из разных концов России была привезена земля в основание церкви. Храм построен по проекту Л. Н. Бенуа, имеет три купола, один из них над звонницей. За оформление церкви Бенуа удостоился звания придворного архитектора.
Храм был освящен в 1899 г. в присутствии Императора, Императрицы и многих высокопоставленных особ. Царская семья была в Дармштадте в 1903 и 1910 гг.
Храм украшен мозаикой В. М. Васнецова. Над входом помещено изображение Марии Магдалины во весь рост, ниже помещено изображение св. Ольги. Над алтарем в нише — Богородица с Иисусом Христом на руках (копия из собора св. Владимира в Киеве). Художники из Петербурга, Перминов и Кузик, по эскизам Васнецова написали фрески.
Вел. Кн. Мария Александровна, герцогиня Саксен-Кобург-Готская подарила церкви дубовый иконостас с иконами работы фон Неффа, дубовую резную плащаницу, бронзовое золоченое паникадило и две серебряные кованые хоругви.
Самой ценной в храме считается икона Казанской Богоматери, подаренная монаху Серафиму Вел. Кн. Елизаветой Федоровной. В 1959 г., незадолго до кончины, монах передал икону шведской королеве Луизе, а та — принцу Людовику Гессенскому, который отдал ее церкви.
Во время Второй мировой войны церковь была повреждена. Дармштадт дал средства на ремонт, который был закончен к 1976 г.
БАД КИССИНГЕН. ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. Бад Киссинген стал известен в России своими лечебными водами еще в середине XIX в., но число русских, посещавших это место, было невелико. Поездка туда занимала шесть недель, и только с развитием железных дорог число приезжих увеличилось. В 1898 г. архиерей С. Протопопов сообщал в «Церковных Ведомостях», что пребывание в Бад Киссингене дешевле, чем на Северном Кавказе или в Старой Руссе, где имеются роскошные гостиницы, но нет дешевых частных пансионов.
Сюда приезжали преимущественно люди среднего класса: профессора, духовные лица, юристы, почтовые чиновники, железнодорожные инженеры и купцы из Москвы, Петербурга, Одессы, Харькова, Астрахани, Томска и даже из Владивостока. В 1907 г. из 28 171 приезжих в Киссингене русских было 4355 человек.
Император Александр II дважды посетил Бад Киссинген, в 1864 и в 1868 г. и встречался здесь с баварским королем Людовиком II, австрийской императрицей Елизаветой, вюртембергским королем Карлом Фридрихом Александром и его супругой Вел. Кн. Ольгой Николаевной.
После первых попыток начать сбор средств на постройку церкви обратились к архиерею Алексею Мальцеву, настоятелю русской посольской церкви в Берлине. В ту пору он уже был известен в Германии как переводчик русских литургических книг на немецкий язык и как организатор Братства св. Владимира в Берлине. От имени Братства архиерей взял хлопоты на себя.
Митрополит Петербургский Палладий, под чьей юрисдикцией находились все русские церкви в Европе, дал разрешение на сбор средств и постройку храма. Строительный комитет возглавил русский посол в Мюнхене А. П. Извольский. Архитектор и академик В. Шретер из Петербурга создал проект, и в 1898 г. храм был заложен, а в 1901 г. состоялось его освящение. Шретер спроектировал храм в византийском стиле. Заказчики хотели расписать церковь в духе Васнецова, что художники из Петербурга Киплик, Блазнов и Попов и выполнили. Двухъярусный иконостас был создан по эскизам Шретера. Во время Первой мировой войны семь колоколов были реквизированы немцами на военные нужды.
Братство св. Владимира продолжает существовать и ныне. В ведении Братства находятся теперь только три храма: в Бад Киссингене, Бад Наухайме и домовая церковь в Гамбурге. Все усилия Братства направлены на их сохранение.
БАД ЭМС. ЦЕРКОВЬ СВ. МУЧЕНИЦЫ ЦАРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ. Бад Эмс, — курорт, расположенный узкой полоской по обоим берегам реки Лан. Сюда съезжались королевские особы из Франции, Австрии, Норвегии, Дании, Греции, Бельгии и Сербии. Бывали здесь Император Александр II с семьей, русские аристократы, князья и графы, политики и генералы, богатые купцы, писатели и композиторы.
В 1857 г. был создан комитет по постройке русской церкви.
Вдовствующая Императрица Александра Федоровна возглавила комитет и сделала крупный взнос, ее примеру последовали королева вюртембергская Ольга Николаевна и Император Александр II.
Храм был заложен на левом берегу реки Лан, в центре города. Торжество освящения произошло в 1876 г. в присутствии митрополита Новгородского и Петербургского Исидора.
В церкви много света, но стены ее не расписаны и не украшены. Очень красив позолоченный иконостас, все иконы которого создал фон Нефф. Икону «Воскресение Христово» в алтаре написал В. В. Верещагин. Церковь находится в отличном состоянии.
ВЕЙМАР. ЦЕРКОВЬ СВ. МИРОНОСИЦЫ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ. Веймар — столица великого герцогства Саксен-Веймар-Эйзенахского.
В 1804 г. веймарский наследный принц Карл Фридрих женился на Вел. Кн. Марии Павловне. Ее приданое было доставлено в Веймар на двадцати подводах. Великая Княгиня прожила в Веймаре более полувека и оставила добрую память благотворительной деятельностью. В своем завещании она пожелала быть похороненной по православному обряду.
Вел. Кн. Мария Павловна умерла в 1859 г. В 1860 г. ее сын, великий герцог Карл Александр заложил православную церковь во имя св. Марии Магдалины, небесной покровительницы покойной герцогини. Церковь была освящена в 1862 г. Храм построен по планам, присланным из России, там же изготовлен иконостас. В основание церкви была заложена русская земля, которую привезли на шестидесяти подводах.
Церковь пристроена к родовому мавзолею герцогов, где стоят рядом два саркофага: Карла Фридриха на протестантской стороне и Марии Павловны на православной.
За алтарем стоит памятник над могилой протоиерея Стефана (Собинина) (умер в 1863 г.), духовника Великой Княгини. Он был знатоком новых и древних языков и своей книгой «Грамматика исландского языка» (СПб., 1859) заложил фундамент русской норманистики. Протоиерей был известен переводами прозы Пушкина на немецкий язык (Йена, 1840) и исследованиями для Российского географического общества.
Богослужения в церкви совершались до 1909 г., когда русское посольство в Веймаре было упразднено. Они возобновились лишь в 1950 г. и с тех пор не прекращаются. В 1976 г. был проведен капитальный ремонт церкви-памятника.
ЛЕЙПЦИГ. ЦЕРКОВЬ СВТ. АЛЕКСИЯ. К 100-летию Битвы народов при Лейпциге был закончен памятник, созданный по проекту Бруно Шмица. Это огромное здание построено на искусственном холме, на месте исторического сражения. На фасаде — 12-метровый барельеф Архангела Михаила, покровителя воинов. В верхней части помещены фигуры 12 воинов, охраняющих мир, их высота тоже 12 метров. В середине памятника находится склеп — символическое захоронение русских, пруссаков в австрийцев, павших в этой битве.
18 октября 1913 г. памятник был торжественно открыт в присутствии кайзера Вильгельма II, многих принцев, герцогов, знати и при большом стечении народа. В тот же день в присутствии Вел. Кн. Кирилла Владимировича, Вильгельма II, короля саксонского Фридриха Августа, знати и народа была открыта русская церковь-памятник во имя святителя Алексия, митрополита Московского (умер в 1378 г.).
Церковь построена по проекту архитектора В. А. Покровского и прообразом своим имела храм в Коломенском. У входа на чугунных плитах — надписи на русском и немецком языках: «Памяти 22 000 русских воинов, павших под Лейпцигом за освобождение Германии. В битве под Лейпцигом 4—7 октября 1813 года участвовали 127 000 русских, 89 000 австрийцев, 72 000 пруссов, 18 000 шведов. В этих боях пало 22 000 русских, 16 000 австрийцев, 12 000 пруссов, 300 шведов». Потери французов были 30 000 убитыми.
За церковью находится склеп, где похоронены три офицера (один из них генерал-майор князь Николай Кудашев, сподвижник Дениса Давыдова и атамана М. И. Платова), а в нишах поставлены гробы неизвестных солдат. Неугасимая лампада горит перед иконой Воскресения Христова. Вокруг церкви устроена галерея, на ее стенах и на столбах прикреплены каменные плиты с данными о полках и их потерях во время сражения. Помещение шатровой церкви довольно большое и очень высокое.
Шестиярусный восемнадцатиметровый иконостас подарен донскими казаками. Паникадило — дар Императора Николая II. Оно отлито из бронзы и позолочено, чаши для лампочек сделаны из прозрачной яшмы, вес паникадила 600 килограммов.
Церковь неоднократно реставрировалась и находится в хорошем состоянии, открыта для богослужений.
ДРЕЗДЕН. ЦЕРКОВЬ СВ. ПРАВЕДНИКА СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО. Первая русская церковь в Дрездене была домовой при российском посольстве. В 1865 г. в Дрездене проживало уже примерно 300 русских семей, постройкой храма для них занялись статский советник Семен Семенович Викулин и его сестра Татьяна Семеновна Наровая. Денежные вклады сделали Император Александр II, Синод и прихожане, основную сумму внес Викулин. Архитектор Гарольд фон Боссе спроектировал церковь, и в 1874 г. состоялось ее освящение в присутствии Императора Александра II.
Украшением церкви является резной иконостас белого каррарского мрамора.
ПОТСДАМ. ЦЕРКОВЬ СВ. БЛАГОВЕРНОГО КН. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. В ходе войны 1812 г. пруссаки взяли некоторое количество русских солдат в плен, и прусский король Фридрих Вильгельм III отобрал из них 62 человека для хора, так как очень любил русские песни. Когда в 1813 г. Россия освободила Пруссию от власти Наполеона, Император Александр I оставил русский хор королю. Для них в Потсдаме было построено поселение Александровка, названное в честь русского Императора. Постройки велись по планам, присланным из России, и являются единственными сохранившимися домами аракчеевских военных поселений.
Здесь же была построена церковь св. благоверного кн. Александра Невского по планам В. П. Стасова. Это уменьшенная копия Десятинной церкви в Киеве. Постройкой ведал прусский архитектор Карл Фридрих Шинкель, внесший в проект существенные изменения.
Освящение церкви состоялось в 1829 г. в присутствии прусского короля и Императора Николая I.
БЕРЛИН. ЦЕРКОВЬ СВ. РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ. Домовые церкви при российском посольстве существовали здесь с 1718 г. В 1893 г. при участии Братства св. Владимира состоялась закладка храма, а через год он был освящен. Церковь построена по планам, присланным из России, руководил постройкой местный архитектор Бомм. А. Г. Елисеев подарил резного дуба вызолоченный иконостас, иконы писал в Петербурге художник Распопов. Кроме того, поступили в дар иконы из Синода и с Афонской Горы. Престол и жертвенник изготовлены из белого каррарского мрамора с вызолоченными крестами и каймой кругом. В церкви происходят богослужения.
Церковь стоит в центре большого кладбища, основанного в 1897 г. Кладбищенские ворота служат звонницей с пятью колоколами. Здесь похоронены М. И. Глинка, кн. С. П. Голицын, А. В. Кривошеин, гр. А. И. Воронцов-Дашков, кн. М. А. Мещерский и др. На памятнике М. И. Глинке — надпись: «Памятник великому русскому композитору М. Глинке. Сооружен военной комендатурой советского сектора г. Берлина в 1947 г.»
На перекрестке двух главных аллей кладбища установлен памятник воинам Белой армии с надписью «Верным сынам Великой России». На задней стороне — чугунная плита со словами: «Сооружен по почину чинов Русского Общевоинского Союза на добровольные пожертвования русской эмиграции в Германии. 1934 год».
ЧЕХИЯ
КАРЛСБАД. ЦЕРКОВЬ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА. Еще Император Петр I, побывавший в 1711—1712 гг. в Карлсбаде, хотел построить здесь русскую церковь, но прошло целое столетие, и сбор средств начался лишь в 1862 г. под покровительством Вел. Кн. Елены Павловны. Строительный комитет обратился к австрийскому правительству с просьбой разрешить постройку православного храма. Разрешение было получено, но средств не хватило, была устроена домовая церковь в приобретенном для этого доме. Она была освящена в 1867 г.
Второй сбор средств был более удачным. Проект исполнил Д. В. Ухтомский, а строительством безвозмездно ведал Г. Видерман. Церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла начали строить в 1893 г. Из России поступили богатые дары — церковная утварь, множество икон, облачения на престол, священнические облачения, хоругви и т. д. В 1897 г. состоялось освящение церкви митрофорным протоиереем Александром Алексеевичем Лебедевым в сослужении 12 священнослужителей, прибывших из разных посольств, в присутствии русского посольства в Вене, многих гостей из России, местных властей при большом стечении народа.
Начавшаяся война прервала богослужения, они возобновились в 20-е годы. В 1951 г. здание было передано чехословацкой православной церкви. В 1978 г. здесь открыто подворье Русской Православной Церкви.
С 1980 по 1986 г. в церкви проводились большие ремонтные работы, ее расписали художники из России. В церкви повешено новое хрустальное паникадило, храм обновлен, купола позолочены.
МАРИЕНБАД. ЦЕРКОВЬ СВ. РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КН. ВЛАДИМИРА. В 1900 г. были собраны необходимые средства и состоялась закладка церкви. Автор проекта — Н. В. Султанов. Местный архитектор Г. Видерман руководил строительством безвозмездно. Церковь была освящена в 1902 г. протоиереем Алексеем Мальцевым из Берлина.
Иконостас представляет собой уникальное произведение эмале-фарфорового искусства. Он изготовлен фарфоровым заводом в селе Кузнецово около Твери и получил «Гран-При» на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Полковник Петр Петрович Рыковский приобрел его и передал в дар церкви в Мариенбаде.
ИТАЛИЯ
ФЛОРЕНЦИЯ. ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Первая походная русская церковь появилась во Флоренции в конце XVIII в. В 1814 г. из Турина была перевезена другая, тоже походная Христорождественская церковь, которая сопровождала Императора Александра I во время наполеоновских войн.
Инициатива постройки постоянного православного храма принадлежала Вел. Кн. Марии Николаевне, герцогине Лейхтенбергской, которая до 1873 г. жила на вилле П. П. Демидова в Кварто. Ее поддержали русский посол в Риме А. Нелидов, и о. Владимир Левицкий, назначенный настоятелем во Флоренцию в 1878 г.
В 1885 г. на собранные средства был куплен участок земли, и в 1899 г. состоялась закладка храма. После долгих прений был выбран «чисто русский» стиль, проект поручен архитектору Синода М. Т. Преображенскому.
В 1902 г. была освящена нижняя церковь во имя Святителя Николая Мирликийского, покровителя Демидовых. Вестибюль украшен большим изображением св. апостола Филиппа и двумя мраморными досками с надписями на русском и итальянском языках: «Храм сей своим благолепием обязан Павлу Павловичу Демидову, князю Сан-Донато, род. 21 окт. 1839, умер 26 янв. 1885, и его супруге Елене Павловне, урожденной Трубецкой, род. 7 окт. 1853, умерла 10 авг. 1917 года». Над входом — небольшой образ св. Елены, небесной покровительницы княгини. Иконостас, иконы и клиросы были перенесены из Никольской «Демидовской» домовой церкви.
Верхняя церковь была освящена в 1903 г. при участии русского духовенства из Рима, в присутствии русского дипломатического корпуса и адмирала Р. Н. Вирена с командой крейсера «Ослябя», стоявшего тогда в Специи.
В украшении внешних стен, пилястров и куполов была использована керамика. Изображение иконы Божией Матери «Знамение» над входом в церковь выложено мозаикой. Врата главного входа, подаренные Демидовым из домовой церкви в Сан-Донато украшены художественной резьбой по ореховому дереву с 22 сценами из библейской жизни.
Известные русские художники М. Н. Васильев, Д. Киплик, Д. Шарварок и А. Блазнов написали большую часть икон. Фрески выполнены по древнерусским канонам местными живописцами.
Литургическая жизнь церкви не прекращалась во все годы ее существования.
В 1925 г. в нижней церкви был похоронен греческий король Константин, а в 1926 году — королева Ольга. Позже их прах был перенесен в Татой под Афинами.
Итальянское министерство культуры дало средства на ремонт верхнего храма. Нижняя церковь нуждается в реставрации.
САН-РЕМО. ЦЕРКОВЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ. Сан-Ремо — город-курорт итальянской Ривьеры, где проживало много русских. В центре города построена русская церковь. На мраморной доске высечено: «Храм Христа Спасителя, Архиепископия западно-европейских русских церквей, 12 Рю Дарю, Париж. Воздвигнут жертвенными усилиями православных города Сан-Ремо и его окрестностей в 1913 году старанием попечительского и строительного комитета во главе со следующими лицами: В. К. Саблер, В. С. Шереметьев, В. И. Галевич, Т. Деберо, А. М. Суханина, Г. Э. Тилло, инж. Торнаторе по чертежам архитектора Щусева и под руководством архитектора Агости. Послевоенному восстановлению и продолжающемуся свидетельству о православии храм обязан городскому управлению города Сан-Ремо, адвокату Фузаро, А. Н. Власову, старостам М. А. Стансфильд, Ефремовой и Н. Сперарли-Бурмазович и настоятелю протоиерею Иоанну Янкину. Лето 1990 года.»
Храм выдержан в стиле русских церквей XVII—XVIII вв., украшен каменной резьбой и изразцами, рядом стоит колокольня с шатровой крышей.
Постройку церкви закончили в 1913 г. Из-за начавшейся войны церковь осталась не расписанной, иконостас очень скромный.
ФРАНЦИЯ
НИЦЦА. ЦЕРКОВЬ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА И СВ. МУЧЕНИЦЫ ЦАРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ. В XIX в. Ницца превратилась в курорт, известный во всем мире.
Приезд сюда в зиму 1856/57 гг. вдовствующей Императрицы Александры Федоровны способствовал строительству православного храма. Императрица открыла подписку, и сбор пожертвований на церковь пошел быстро.
Была куплена земля, но одним из условий было не устраивать колокольню со звоном и кладбище. В 1858 г. состоялась торжественная закладка храма во имя Святителя и чудотворца Николая и святой мученицы царицы Александры. В 1859 г. церковь была освящена. Императрица Александра Федоровна по нездоровью не могла присутствовать и ее представляла дочь Вел. Кн. Мария Николаевна, герцогиня Лейхтенбергская.
Проект иконостаса создан И. И. Горностаевым, иконы написаны М. Н. Васильевым в стиле византийских фресок. Императрица Александра Федоровна принесла в дар церкви иконостас, плащаницу, две хоругви и несколько полных церковных облачений для причта. Синод и некоторые высокопоставленные лица также сделали дары церкви (евангелия, священные сосуды и т. д.). Особое место занимает образ Грузинской Божией Матери работы М. Н. Васильева, посмертный дар Императрицы. Войско Донское прислало массивную дарохранительницу в форме креста, художественной работы из кованного серебра.
МЕМОРИАЛЬНАЯ ЧАСОВНЯ в парке Бермонд. Старший сын Императора Александра II Наследник Цесаревич Николай Александрович, провел свои последние дни на вилле Бермонд, принадлежавшей вместе с парком его отцу. 24 апреля 1865 г. Цесаревича не стало. По распоряжению Императора виллу снесли, и на ее месте была построена мемориальная часовня в византийском стиле. Внутри она полукруглая, стены облицованы мрамором, в обрамлениях помещены иконы, писаные фон Неффом. Алтарь помещен там, где находилось смертное ложе Цесаревича. По верхней части — надпись: «Аще живем аще умираем господни есьмы на сие Христос умре и воскресе и живе да и мертвыми и живыми обладает».
Город назвал широкую улицу, ведущую к вилле, Бульваром Царевича.
ЦЕРКОВЬ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. В 1896 г. вдовствующая Императрица Мария Федоровна приехала на Ривьеру в Кап д’Ай. Ее сопровождали два сына, Вел. Кн. Георгий и Михаил, и младшая дочь Вел. Кн. Ольга. Императрица приехала в надежде, что мягкий климат облегчит страдания Георгия, больного туберкулезом. Настоятель церкви в Ницце архиерей Сергей Любимов часто ездил в Кап д’Ай к Императрице и сообщил ей о желании русской колонии построить новую церковь.
Вернувшись в Петербург, Императрица заручилась поддержкой сына, Императора Николая II, и сообщила в Ниццу о своем намерении покровительствовать сооружению храма. Был организован строительный комитет, который обратился к архитектору Преображенскому с просьбой разработать планы и рекомендации для возведения храма. Императрица Мария Федоровна и члены строительной комиссии приняли проект, после чего его одобрил Синод.
Участок для возведения церкви оказался непригодным, и Император Николай II по совету матери отдал парк Бермонд для постройки церкви.
Закладка храма состоялась в 1903 г. в присутствии французских властей, православного клира, представителей Царской семьи и большого количества народа. Работы длились девять лет. Большую часть расходов взял на себя Император Николай II, крупный вклад сделал кн. Сергей Голицын. Торжественное освящение состоялось в 1912 г.
Для создания иконостаса был привлечен художник Пиановский, воспитанник Строгановской школы в Москве. Царские врата являются копией таковых в церкви пророка Ильи в Ярославле. Иконостас и Царские врата были изготовлены в мастерской Хлебникова в Москве. Иконы написаны в духе школы Симона Ушакова, автор — художник Глазунов. Роспись алтаря выполнил М. Н. Васильев. Исключительную ценность представляет собой плащаница — художественное литье из позолоченной бронзы, украшенной разноцветной эмалью, работы Хлебникова. Большое число икон было принесено в дар.
Для внешнего вида церкви характерно сочетание разных материалов: кирпича, камня, мрамора, изразцов, резных украшений. Интересен вход в церковь, разделенный на две паперти под углом, над каждой шатровая кровля с золотым двуглавым орлом.
КАНН. ЦЕРКОВЬ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА. Вторым после Ниццы городом, в котором собиралось много русских, был расположенный неподалеку Канн. Одна из постоянных жительниц города, жена местного землевладельца, Александра Федоровна Трипе-Скрипицына, устроила в 1866 г. на своей вилле небольшую церковь, куда наезжал причт из города Ниццы для совершения служб. В 1889 г. в Канн приехала Вел. Кн. Анастасия Михайловна, супруга Мекленбург-Шверинского герцога Фридриха Франца III. Домашняя церковь Трипе-Скрипицыной не могла уже вместить всех желающих.
В 1893 г. духовник Вел. Кн. Анастасии Михайловны, протоиерей о. Григорий Остроумов обратился к проживавшему в Канне Вел. Кн. Михаилу Михайловичу с просьбой о содействии в постройке церкви. Великий Князь охотно отозвался на это предложение. Был составлен строительный комитет под его председательством (кн. С. М. Голицын, кн. Ю. Д. Урусов, К. С. Сильванский, Ф. П. Чихачев, С. М. Волков, А. Г. Кузнецов), сделаны крупные вклады, даны обязательства в течение 10 лет делать взносы на содержание храма. А. Ф. Триппе-Скрипицына предложила в дар большой участок земли в одном из лучших кварталов города.
В 1894 г. приступили к сбору денежных пожертвований. В том же году с благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Палладия была совершена закладка храма во имя святого Архистратига Михаила.
С началом постройки стали поступать пожертвования. Великий Князь подарил позолоченные священные сосуды, напрестольный крест, перламутровый запрестольный крест, массивное Евангелие, серебряное кадило. Великий герцог Мекленбур-Шверинский принес в дар дорогие шитые золотом хоругви, семь икон, писанных на кипарисе, позолоченную с эмалью лампаду, художественной работы ажурную металлическую с позолотой дверь. Вел. Кн. Сергей Михайлович пожертвовал металлическую церковную ограду. Кн. Голицын — позолоченный ажурный крест на главу храма и две старинные иконы в киотах, Чихачевы — мраморный иконостас и иконы для него, несколько ценнейших икон, две массивные позолоченные люстры и паникадила, семь позолоченных лампад, шитую золотом по малиновому бархату плащаницу, вызолоченную купель и другие предметы. Поступили также церковные облачения, семисвечник и т. д. В 1894 г. состоялось освящение храма при сослужении причтов Ниццского, Ментонского и греческого Марсельского. При этом присутствовал городской муниципалитет, назвавший бульвар, на котором находится храм, именем Александра III.
В 1896 г. потомственный почетный гражданин Иван Иванович Елагин построил на свои средства колокольню с семью колоколами.
В склепе под церковью нашли вечный покой многие известные люди России. Там покоятся протоиерей Григорий Остроумов и его жена. В двух нишах — прах Вел. Кн. Николая Николаевича и его жены Вел. Кн. Анастасии Николаевны. Здесь же покоится Вел. Кн. Петр Николаевич и его жена Вел. Кн. Милица Николаевна.
ПАРИЖ
ЦЕРКОВЬ СВ. БЛАГОВЕРНОГО КН. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. При Петре I в Париже было установлено постоянное российское представительство, но без постоянно действующей церкви и причта. 12 февраля 1816 г. последовал указ Императора Александра I об учреждении домовой церкви при миссии в Париже. С течением времени нанимаемое помещение церкви не могло вместить всех желающих и возникла необходимость постройки большого православного храма.
Крымская война не благоприятствовала этому начинанию. Правительство и Синод отказали в содействии, и настоятель протоиерей Иосиф Васильев решил создать храм на общественные средства. Первыми сделали большие вклады Император Александр II, Синод, много дали купцы и другие пожертвователи.
В 1857 г. был приобретен участок земли. Строительная комиссия обратилась к профессору Академии художеств в Петербурге Р. Кузьмину, который разработал планы храма, а строителем и наблюдателем за работами стал архитектор И. В. Штром.
В 1859 г. состоялась закладка храма, а 30 августа 1861 г. — его освящение.
Чин освящения и литургия были совершены преосвященным Леонтием епископом Ревельским, викарием Новгородского и Петербургского митрополита, в сослужении десяти прибывших из Петербурга и из-за границы священнослужителей, при четырех диаконах и шестнадцати прибывших из Петербурга иподиаконах и певчих. В храме присутствовали российский посол гр. П. Д. Киселев с чинами посольства, представитель императора Наполеона III, министр двора маршал Ж. Б. Ф. Вайан, камергер двора Ф. Башиоки и другие официальные лица.
Архитектура собора — русско-византийская, в стиле константинопольской Софии. Храм в плане крестообразный. Церковь увенчана восьмигранной башней с шатровым покрытием и позолоченной главкой с крестом. По углам поставлены четыре башни-колокольни, тоже с шатровыми покрытиями и золотыми главками с крестами. В двух передних башнях установлены колокола.
Храм построен из тесаного белого камня, пол также каменный — черные и белые плиты в шахматном порядке. На паперти перед главным входом устроено шатровое покрытие с золотой главкой и крестом. На фасаде мозаика «Благословляющий Спаситель на троне», копия древнего изображения из византийской церкви в Равенне.
Византийский стиль выдержан во внутренней архитектуре и росписи храма. Над иконами и фресками работали многие художники: А. Е. Бейдеманн, братья Сорокины, Ф. А. Бронников, Седов, А. П. Боголюбов, Шереметьев и другие. С годами собор обогатился многими иконами, драгоценными сосудами, серебряно-хрустальной плащаницей и другими дарами.
Под церковью находится помещение, которое в 1863 г. было освящено в честь св. Живоначальной Троицы. За истекшее столетие оно подвергалось ремонтам четыре раза. В 1955—1956 гг. при капитальном ремонте нижняя церковь была расписана А. А. и М. А. Бенуа.
7 июня 1867 г. в храме побывал Император Александр II с Императрицей Марией Александровной и Цесаревичем Александром Александровичем по поводу избавления от покушения на их жизнь 6 июня; здесь молились Николай II с супругой 6 октября 1896 г. Здесь отпевали И. С. Тургенева (1883), Ф. И. Шаляпина (1938), П. Б. Струве (1944), В. В. Кандинского (1944), И. С. Шмелева (1950), И. А. Бунина (1953) и многих служилых и ратных людей, нашедших вечный покой на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа.
СЕНТ-ЖЕНЕВЬЕВ ДЕ БУА. ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. С 1927 г. на городском кладбище в Сент-Женевьев де Буа стали появляться православные могилы. Английская подданная Доротея Паже купила старый особняк в городе и по инициативе кн. В. К. Мещерской предоставила его престарелым русским. Умерших хоронили на городском кладбище. Так образовалось Русское кладбище. Здесь много братских могил, на памятниках можно найти имена многих выдающихся русских людей: философов, писателей, ученых, художников, артистов и общественных деятелей.
Прикладбищенская церковь Успения Божией Матери находится на земле, принадлежащей епархиальному управлению Западной русской православной церкви. В 1937 г. силами русской эмиграции и ее друзей во Франции был создан комитет. Он быстро нашел средства для постройки храма. Проект был разработан архитектором А. А. Бенуа. 14 октября 1939 г. церковь была торжественно освящена митрополитом Евлогием.
Над входом роспись — Успение Пресвятыя Богородицы (восстановлена матушкой Елизаветой Озолиной). На правой и левой стороне — Архангел Гавриил и Архангел Михаил. Двухъярусный иконостас работы иконописцев Федорова и кн. Львовой отделяет алтарь от нефа. В центральной апсиде роспись «Бог в Силах». Над престолом, в центральном апсидном полукуполе — роспись «Сошествие во ад или Воскресение». В северной апсиде — жертвенник. Над ним, в полукуполе, — роспись «Преображение Господне». В южной апсиде — ризница, на ее полукупольном перекрытии роспись «Вознесение Господне». Все эти росписи выполнил А. А. Бенуа. На западной стене храма росписи работы иконописца Г. В. Морозова.
В храме много икон — памяти погибших воинов, полковых, семейных, завещанных церкви.
В крипте покоится прах митрополитов Евлогия и Владимира, архиепископа Георгия, епископов Иоанна, Кассиана, Мефодия, Александра, протоиерея Алексея. Там же похоронены зодчий храма Альберт Бенуа, его жена и помощница Маргарита Александровна, мать Серафима, граф и графиня Коковцовы, графиня Малевская-Малевич.
Направо от входной аллеи, немного в стороне от храма — белая звонница с шестью колоколами.
МУРМЕЛОН. В 1916—1917 гг. недалеко от Вердена сражался с немцами Русский экспедиционный корпус под командой генерала Н. А. Лохвицкого (1868—1932). В четырех километрах от г. Мурмелон находится кладбище, где похоронены 908 русских воинов. Здесь же стоят 36 крестов над могилами советских солдат, погибших во Франции во время войны 1941—1945 гг.
В 1917 г. чины 2-го Особого полка возвели в лесу напротив кладбища памятник павшим товарищам с надписью: «Дети Франции! Когда враг будет побежден и вы сможете свободно собирать цветы на этих полях, вспомните про ваших русских друзей и принесите нам цветов».
На двух других сторонах памятника высечены по-русски и по-французски слова: «Здесь покоятся русские герои 2-го Особого Пехотного полка, павшие в боях и на разведках на секторах Д и Ц».
В 1936—1937 гг. рядом с кладбищем была построена мемориальная церковь по проекту архитектора А. Бенуа. Супруги Бенуа расписали храм. Французское правительство взяло на себя заботу о кладбище и церкви.
ШВЕЙЦАРИЯ
ЖЕНЕВА. ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ. Первая православная церковь в Швейцарии была основана в Берне в декабре 1816 г. В ноябре 1854 г. ее перевели в Женеву, где в 1862 г. муниципалитет выделил участок для возведения храма.
Благодаря усилиям протоиерея Р. П. Петрова сбор средств для постройки храма продвигался очень успешно. Основной план церкви наметила Вел. Кн. Мария Николаевна, герцогиня Лейхтенбергская. Разработал план профессор архитектуры Д. И. Гримм.
Церковь была заложена в 1863 г. в присутствии герцогов Лейхтенбергских Сергея и Георгия Максимилиановичей, принца Николая Ольденбургского, русского посла В. П. Озерова, представителя Государственного совета в Женеве М. Вотье и многочисленной публики. В 1866 г. храм освящен архиереями Иосифом Васильевым из Парижа, Афанасием Петровым из Женевы и Василием Полежаевым из Ниццы.
Церковь имеет девять куполов: пять над центральной частью, три над апсидами алтаря и один над колокольней. Иконостас работы скульптора Хенебергера выполнен из белого каррарского мрамора. Царские врата изготовлены из резного кипарисового дерева и позолочены (работа художника Рубио). Иконы в иконостасе написаны художником Кошелевым.
Отдельно в обрамлениях белого мрамора на постаментах стоит несколько икон. Одна из них — Богородица с Христом, подарок скита св. Андрея на Афоне. Все мраморные обрамления подарены кн. Сергеем и кн. Анной Голициными.
ВЕВЕ. ЦЕРКОВЬ СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ. Построил этот храм граф Петр Андреевич Шувалов, дипломат, представитель России на Берлинском конгрессе, в память дочери Варвары Петровны Орловой, скончавшейся в 1872 г. Церковь была освящена в 1878 г.
Церковь однокупольная, над основным ее корпусом возвышается куб с окнами, украшенный резными столбиками и арками. Выше помещен куб размером поменьше, переходящий в двухъярусные кокошники, служащие основанием барабана с куполом. Барабан украшен столбиками, пролеты между столбиками застеклены.
Стены церкви украшены крестами. С улицы к паперти ведет крытый ход с каменными воротами.
Публикация С. Н. ЗАБЕЛИНА
ОТ РЕДАКЦИИ
Редколлегия альманаха Российский Архив благодарит Святослава Николаевича Забелина за подвижнический труд, им предпринятый — историческое описание и фотовоспроизведение русских церквей в Европе.
С. Н. Забелин родился в 1929 г. в Югославии в семье офицера белой армии и учительницы. Получил архитектурное образование. Живет в Сан-Франциско, где возглавляет Военный музей, вокруг которого объединяются зарубежные соотечественники, интересующиеся своей и нашей историей.
Мы предлагаем читателям сокращенный вариант его работы: избранные черно-белые фотографии (в оригинале все они сделаны в цвете). Надеемся, что в России этот уникальный альбом будет издан полностью и в цвете.