Новая энциклопедия
Существовал в 1649-1677 и 1701-1725 гг.
Первые упоминания о Монастырском приказе относятся к 1620-м годам, но для раннего периода его существования нет данных ни о его компетенции, ни о штатах или аппарате.
Первым законодательным источником, определившим статус Монастырского приказа и перечень подведомственных ему вопросов и дел, является тринадцатая глава Соборного уложения 1649 г., согласно которой царь Алексей Михайлович «указал Монастырскому приказу быти особно, и на митрополитов, и на архиепископов, и на епископов, и на их приказных и дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри, на архимаритов, и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковной причет, во всяких исцовых искех суд давати в Монастырском приказе».
Первый период (1649-1677). Монастырский приказ был первым гражданским учреждением по церковным делам. Ранее церковное хозяйство, делопроизводство и судопроизводство обладали автономией и не были подведомственны гражданским властям. После 1649 г. епархии, монастыри и духовенство поступили в судебную юрисдикцию Монастырского приказа и других приказов (кроме Патриарха и его личных вотчин, остававшихся в ведении патриарших приказов). Первоначально во главе Монастырского приказа был поставлен думный дворянин и два дьяка. Общее количество дьяков и подьячих в Монастырском приказе до 1677 г. оставалось небольшим (12-15 человек всего аппарата).
По мере развития аппарата и расширения полномочий Монастырского приказа в его структуре создавались отдельные столы, между которыми распределялись по территориальному принципу все монастыри, епархии и приходы. Монастырский приказ получил право осуществлять или ограничивать перемещения клириков, опротестовывать (фактически и юридически) кадровые решения епархиальных архиереев. К финансовым функциям Монастырского приказа относилось право сбора денег в казну (даточных, мастеровых, чрезвычайных и т.п.) с церковных владений. Монастырский приказ мог контролировать расходование церковных средств и требовать объяснения епархиальных и монастырских денежных трат.
В 1677 г., при царе Фёдоре Алексеевиче, Монастырский приказ был упразднён с передачей его надзорных, фискальных и финансовых функций Приказу Большого Дворца.
Второй период (1701-1725). После смерти Патриарха Адриана в 1700 г. постепенно упраздняется самостоятельная патриаршая приказная система. Функции Дворцового и Казённого Патриарших приказов передаются гражданскому Монастырскому приказу, деятельность которого возобновляется по указу Петра I. В этот период Монастырский приказ возглавляет И.Л. Мусин-Пушкин. Усиливается значение сбора средств для государственных нужд, в связи с чем наиболее существенными становятся функции Монастырского приказа, связанные с организацией налогообложения церковных имуществ.
С официальным упразднением патриаршества в 1721 г. и созданием Святейшего Правительствующего Синода деятельность Монастырского приказа затухает, результатом чего становится юридическое упразднение Монастырского приказа в 1725 г. (по другим данным – в 1724 г.) и передача управления церковным имуществом, монастырскими крестьянами и церковными землями новому учреждению – Камер-конторе Святейшего Синода.
Теги: Церковное хозяйство, епархии, монастыри