Новая энциклопедия

Датировка принятия иудаизма правящей элитой Хазарии

Проблема датировки принятия иудаизма правящей элитой Хазарии считается наименее дискуссионной в исследованиях по вопросам бытования иудейской религии в хазарском каганате. Она легко разрешима с помощью сопоставления данных письменных и археологических источников.
 В письменных источниках наиболее надежной датой является свидетельство арабского историка и географа – ал-Масуди, согласно которому, правители хазар приняли иудейскую религию в правление халифа Харуна ал-Рашида (786 – 809 гг.). Несколько более поздним временем датируется ряд монет хазарского чекана – подражаний арабским дирхемам, происходящих из двух северо-европейских кладов, открытых в 1915 г. в Эстонии и в 2001 г. на острове Готланд. На реверсе некоторых из них имеется арабская надпись – Musa rasul Allah, представляющая собой искажение «Шахады» – исламского «символа веры» («Моисей – посланник Бога», вместо «Мухаммад – посланник Бога»). Эта надпись бессмысленна в мусульманском контексте, но может рассматриваться как выражение определенного политического акта – хазарского «выбора веры» в пользу иудаизма. Поскольку самый ранний из кладов, содержащий упомянутые хазарские подражания дирхемам, датируется 837 г., эти монеты можно рассматривать как дополнительный аргумент в пользу датировки ал-Масуди. Благодаря сопоставлению свидетельств этих двух источников, устанавливается, что принятие иудаизма хазарской правящей элитой имело место не позднее второй четверти IX в. 
 Косвенным свидетельством того, что иудаизм окончательно утвердился в качестве религии правящих слоев каганата в первой половине IX в. являются более медленные изменения в характере традиционных верований населения каганата. В частности, именно в этот период происходит постепенное прекращение культа кагана и связанного с ним поклонения Тенгри-хану.
 Встречающиеся в письменных источниках более ранние и более поздние датировки едва ли могут быть приняты. Дата «около 620 г.», имеющаяся в пространной редакции письма Иосифа – результат искажения текста в рукописной традиции. Во-первых, в тот год еще не мог состояться описанный в письме диспут представителей иудейской, исламской и христианской религий при дворе кагана. Во-вторых, сам Хазарский каганат к этому времени еще не сложился. Источник VIII в. – «Житие Або Тбилисского», все еще знает хазар как языческий народ и ничего не говорит о существовании в их стране иудаизма. Не подтверждается и гипотеза К. Цукермана, связывающая хазарское обращение в иудаизм с 861 г. – датой хазарской миссии Константина – Кирилла. Эта гипотеза не лишена внутренней логики, так как хазарская религиозная полемика Константина-Кирилла, описанная в его «Житии» ведется почти исключительно против иудеев, а временем не позднее 864 г. датируется первое упоминание хазарского иудаизма в христианской литературе – комментарии Христиана Друтмара к Евангелию от Матфея. Однако, свидетельство ал-Масуди и данные нумизматики опровергают ее.

Теги: Выбор веры, каган, «Житие Або Тбилисского», «Житие Константина – Кирилла», Хазарская миссия Константина-Кирилла, хазарский чекан, письмо Иосифа, Христиан Друтмар
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"