В Архиве Секретариата ЦК нашлось секретное послание М.А. Суслову без подписи и даты (штамп получения - 23 сентября 1947 г.), в котором сообщалось, что накануне, 22 сентября, в газете американской военной администрации для немецкого населения "Ди нейе Цейтунг" была опубликована редакционная статья, посвященная дискуссии по книге Александрова.
В приложенном переводе статьи под названием "Советская философия" говорилось:
"Публицистическая режиссура Советов некоторое время тому назад пережила необычную катастрофу. Она бы нас не интересовала, если бы не проясняла потрясающим образом глубокие причины неудач всякой интернациональной совместной работы с Советским Союзом. Профессор философии Г.Ф. Александров написал "Историю западноевропейской философии". Так как издатели не всегда понимают, что они печатают, то впервые открыто обнаруживается, когда книга уже издана, что автор написал что-то революционное. Ах, нет, этого не произошло. Но он осмелился следовать выработанной за тысячелетия обязанности научного розыскания истины и "sine ira et studio" и изложить только то в своей работе, что он считал значительным, согласно своему знанию и совести. Известны классические методы всякого интернационального исследования. Однако этим своим действием профессор Александров сам себе произнес приговор в Советском Союзе как "реакционеру". Что же случилось? Самое интересное было то, что книга в кругах русской интеллигенции или, говоря вместе с "Правдой", у работников философского фронта не была отвергнута с криком негодования... Размер официальной реакции позволяет сделать вывод о значении происшедшего... Случай с Александровым был бы только случаем, происшедшим с одиноким и мужественным человеком, который оказал сопротивление именно тому, чтобы подобные "готовые формы" навязывались человеческой воле к познанию. Но тот факт, что русская университетская молодежь так охотно хотела услышать "объективный голос", дает надежды, что некоторые ценности общие всем народам не могут быть выкорчеваны советской диктатурой. Они могли бы стать основой для взаимопонимания".
"Публицистическая режиссура Советов некоторое время тому назад пережила необычную катастрофу. Она бы нас не интересовала, если бы не проясняла потрясающим образом глубокие причины неудач всякой интернациональной совместной работы с Советским Союзом. Профессор философии Г.Ф. Александров написал "Историю западноевропейской философии". Так как издатели не всегда понимают, что они печатают, то впервые открыто обнаруживается, когда книга уже издана, что автор написал что-то революционное. Ах, нет, этого не произошло. Но он осмелился следовать выработанной за тысячелетия обязанности научного розыскания истины и "sine ira et studio" и изложить только то в своей работе, что он считал значительным, согласно своему знанию и совести. Известны классические методы всякого интернационального исследования. Однако этим своим действием профессор Александров сам себе произнес приговор в Советском Союзе как "реакционеру". Что же случилось? Самое интересное было то, что книга в кругах русской интеллигенции или, говоря вместе с "Правдой", у работников философского фронта не была отвергнута с криком негодования... Размер официальной реакции позволяет сделать вывод о значении происшедшего... Случай с Александровым был бы только случаем, происшедшим с одиноким и мужественным человеком, который оказал сопротивление именно тому, чтобы подобные "готовые формы" навязывались человеческой воле к познанию. Но тот факт, что русская университетская молодежь так охотно хотела услышать "объективный голос", дает надежды, что некоторые ценности общие всем народам не могут быть выкорчеваны советской диктатурой. Они могли бы стать основой для взаимопонимания".
Источник: Есаков В. Д. К истории философской дискуссии 1947 года // Вопросы философии, 1993, № 3.
Теги: Пропаганда, Советская философия, Советология, Германия
Добавлено: 27.07.2011
Связанные события: О дискуссии по книге тов. Александрова "История западноевропейской философии"
Связанные личности: Александров Георгий Федорович