Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Памятуя о часе смертном, могущем внезапно постигнуть меня, и находясь в здравом уме и твердой памяти, я, Коллежский Советник Василий Васильевич Розанов, сего тысяча восемьсот девяносто девятого года марта пятнадцатого дня признал за благо изложить свою волю относительно имеющего остаться по смерти моей имущества, а равно прав литературной собственности, и посему настоящим завещанием моим определяю:

1. Имущество движимое и недвижимое, в вещах или книгах состоящее, равно деньги, находящиеся в каких-либо банках или кассах и, наконец и особенно, право на печатание оставшихся после меня рукописей или переиздание напечатанных мною при жизни сочинений завещаю в полную и безраздельную собственность вдове Коллежского Регистратора Варваре Димитриевне Бутягиной и ее четырем незаконнорожденным детям. Означенная Варвара Димитриевна Бутягина, урожденная Руднева, в день написания сего Завещания и впредь до возможной перемены в моем семейном положении, проживает со мною неразлучно с пятого июня тысяча восемьсот девяносто первого года по Свидетельству, данному ей марта двадцать восьмого дня тысяча восемьсот восемьдесят седьмого года за номером шестьсот тридцатым от Елецкого Окружного Суда на основании 536 статьи Устава о службе по определению от Правительства, Свод Законов том III издания 1876 года, 57 и 63 статьи Устава о паспортах, Свод Законов том XIV издание 1857 года.

2. Незаконнорожденные дети означенной в пункте 1 Варвары Димитриевны Бутягиной, коим совместно с нею и под ее опекою я завещаю в полную собственность и распоряжение мое имущество и мои авторские права, суть:

Дочь Татиана, родившаяся 22-го февраля 1895 года; крещена при С.-Петербургской Введенской, что на Петербургской стороне, церкви. Воспреемниками от купели были: действительный статский советник Николай Николаевич Страхов и жена чиновника особых поручений при министре земледелия и государ<ственных> имуществ Ольга Ивановна Романова. Как считающейся незаконнорожденною, ее полное имя, отчество и фамилия, усвояемая по имени крестного отца, есть: Татиана Николаевна Николаева.

Дочь Вера, родившаяся 26 июня 1896 года; крещена священником Иоанном Рождественским, при Преображенской церкви, что при Доме Милосердия в Лесном (в С.-Петербурге). Воспреемниками от св. купели были: Лейтенант морской службы Александр Викторович Шталь и жена Статского советника Мария Петровна Ген. По имени крестного отца и как «незаконнорожденной» полное имя, отчество и фамилия ее: Вера Александровна Александрова.

Дочь Варвара, родившаяся 1-го января 1898-го года, крещена 25-го января священником Иоанном Херсонским при С.-Петербургской Введенской, что на Петербургской стороне, церкви; воспреемники при св. купели были Лейтенант Александр Викторович Шталь и жена статского советника Мария Петровна Ген. По имени крестного отца и как «незаконнорожденной» полное имя, отчество и фамилия ее Варвара Александровна Александрова.

Сын Василий, родившийся 27-го января 1899-го года; крещен священником Иоанном Херсонским при С.-Петербургской Введенской, что на Петербургской стороне, церкви, при воспреемниках от св. купели Лейтенанте Александре Викторовиче Шталь и дочери дворянина-чиновника Ольге Александровне Фрибес. По имени крестного отца и как «незаконнорожденного» полное имя, отчество и фамилия его Василий Александрович Александров.

В случае, если бы от названной Варвары Димитриевны Бутягиной после написания сего Духовного Завещания родились и еще дети, также записанные «незаконнорожденными» — они наравне с перечисленными здесь четырьмя назначаются мною наследниками моего имущества и моих прав. 3. Сим завещанием предоставляется означенным в пункте 2-м лицам:

a) Мое личное имущество, состоящее в вещах, книгах, рукописях и изданиях.

b) Деньги, лежащие в сберегательной кассе служащих по месту службы (в настоящее время — Государственный контроль).

c) Деньги во Вспомогательно-Сберегательной кассе сотрудников газеты «Новое Время». В сей кассе я состою начиная с 1898-го года. Из каждого получаемого мною гонорара отчисляется в эту кассу четыре процента, и к концу года сумма сия удваивается издателем «Нового Времени». По смерти сотрудника «Нового Времени» вся сумма сбережений и удвоений разом выдается его наследнику. Лицо сего наследника сим Духовным Завещанием определено, и означенной Варваре Димитриевне Бутягиной или ее детям удержанная с меня сумма отчислений и удвоений да будет выдана Алексеем Сергеевичем Сувориным или его наследниками.

d) Единовременная выдача пособия из Кассы взаимопомощи при Обществе для пособия нуждающимся литераторам и ученым, согласно правил оного и соответственно сделанному там мною заявлению.

e) Может быть подано прошение в Литературный Фонд с просьбою о назначении постоянной пенсии на воспитание и обучение детей ее, согласно и на основании нижеследующего пункта 4-го.

g) Право на издание, переиздание и продажу как рукописей моих, так и напечатанных статей, в разных повременных изданиях (все подписаны именем «В. Розанов»), так и книг: 1. «О понимании; опыт исследования природы, границ и внутренного строения науки как цельного знания. Москва. 1886 г. — I т. 5 р.»; 2. «Место христианства в истории». Москва. 1890 г. Цена 20 к.»;

3. «Легенда о Великом Инквизиторе — Ф. М. Достоевского». Спб. 1893. — Цена 1 р. 50 к.». 4) «Красота в природе и ее смысл. М. 1894. — Цена 1 р.» 5). «Сумерки просвещения». Спб. 1899 — Цена 1 р.» 6) «Религия и культура». Спб. 1899. — Цена 1 р.» 7) «Литературные очерки». Спб. 1899. — Цена 1 р.». Право исключительной собственности на означенные сочинения, согласно закону, принадлежат наследникам моим, т. е. означенным в сем Духовном Завещании лицам, по смерти моей в течение пятидесяти лет.

Наилучшими советниками по получению всех сих сумм могу указать: в Государственном контроле — Заведующий кассою Иван Евгеньевич Цветаев или сослуживец по отделению — Александр Иванович Самойлов. В «Новом Времени» — Алексей Алексеевич Суворин (Эртелев пер., д. 6). Относительно кассы взаимопомощи литераторов и ученых — Венгеров Семен Афанасьевич (Разъезжая ул., д. 39) или Слонимский Леонид Зиновьевич (Преображенская ул., д. 32, уг. Сеперного переулка), или Колубовский Яков Николаевич (Сергиевская, дом 16), они же укажут и относительно подачи прошения в Литературный фонд о постоянном на воспитание детей пособии, что есть самое главное и может служить надежным пособием. Я же всех поименованных здесь лиц прошу как друзей своих и как тружеников пера не оставить мою вдову и детей сирот указанием, разъяснением и помощью. Общее же руководство хлопотами прошу не отказаться принять на себя друзей моих Петра Петровича Перцова или Антона Флориановича Адамовича.

4) Все, означенные в сем духовном завещании дети: Татиана, Вера, Варвара и Василий рождены Варварою Димитриевною, по первому мужу Бутягиною, и мною, Василием Васильевичем Розановым, в счастливом и целомудренном супружестве, в коем полу-тайно, полу-явно мы состоим с пятого июня 1891-го года, будучи в сей день, с благословения родительницы Варвары Дмитриевны, урожденной Рудневой, нашей возлюбленной теперь матери, Александры Адрияновны Рудневой, повенчаны, без свидетелей и записи в церковные книги, при домовой церкви Калабинского детского в городе Ельце приюта настоятелем Иоанном Павловичем Бутягиным — да будет благословенно его имя и не вменена будет в грех его правая решимость «поднять со дна ямы впавшую овцу в субботний день»; при консисториею формально не уничтоженным моем браке с первою супругою — да будет имя ее забыто — оставившею самовольно меня в бытность мою в Брянске в 1886-м году. Свидетелями сего оставления в полной моей в этом невинности, а равно усилий вернуть ее, были мои товарищи по службе в прогимназии, из коих как на особливо осведомленных сошлюсь на Василия Николаевича Николаева, Демьяна Ивановича Плютичевского, Ивана Игнатьевича Пенкина (ныне директора Орловской прогимназии). Так как не определено нигде, ни в Ветхом Завете, ни в Новом, ниже в каноническом праве, что «таинство брака» есть сосредоточено и ограничено («собрано») в «чине венчания», и самый термин «таинство венчание отсутствует всюду, а везде употребляется «таинство брака» т. е. «таинство супружества», «сопряжения» «двух в плоть едину» (Бытие, 1) и раздвижение их в «семью» через благословенное «чадорождение», и именно этому реальному таинству даны все благословения Божий и обетования и награды («чадорождением», по Апостолу, «женщина спасается»), то с разрушением, и по доказуемой свидетелями, не моей вине, реального супружества, я считал и считаю умершим мой первый брак вполне, вместе и с венчанием, и супругу мою первую умершею же в супружеских и в отношении ко мне чертах, и еще существующею лишь в чертах гражданских и до моего супружества не относящихся; а по сему рассуждению я вступил во второй брак, желая исполнять и далее и всю мою жизнь до конца, основную заповедь Божию (Бытие, 1). Удержание браков, фактически распавшихся, в значении будто бы еще продолжающегося «религиозного таинства», когда нет тут главной черты таинства: «подобия союзу Христа с Церковью», есть недоразумение и учение о фиктивном браке, т. е. не религиозное хотя бы и было гражданским или каноническим. Посему с открытою совестью и готовностью пойти на Суд Божий я вступил во второй брак, который есть и притом во всей полноте религиозного таинства: ибо суть «свидетелей» и «церковной записи» уже не образует явно никакой части таинства Благословение же Божие нашему союзу я вижу в непрерывном Варвары чадородии, в безупречном нашем счастье, в непоколебимой верности: и когда «волос человеческий» без воли Божьей не падает, столь огромные дары не суть без воли Божьей. Червонец же выкованный, «признается» он или «не признается» есть и даже в куске и слитке он полноценен. Посему и детей наших Татиану, Веру, Варвару, Василия считаю лишь извне поставленными неправильно, но по внутреннему закону они стоят правильно и ни перед кем не должны опускать глаза, твердо указывая на своих родителей, которые в свою очередь твердо указывают на них, своих детей, без страха перед Богом и трепетания перед людьми. И да не упрекнут они памяти своих родителей, во имя безмерной и счастливой любви, нас всех шестерых, и еще с присоединением седьмой — моей падчерицы возлюбленной же, Александры Михайловны Бутягиной, связывающей. Призываю на семью мою благословение Божие и заповедаю всей ей, в случае моей кончины, жить в любви и согласии. Аминь. Коллежский советник Василий Васильевич Розанов. Марта пятнадцатого дня тысяча восемьсот девяносто девятого года. С.-Петербург.

К сему духовному завещанию, писанному собственноручно Коллежским Советником Василием Васильевичем Розановым, находящимся в здравом уме и твердой памяти, прилагаю руку. Коллежский Секретарь Антон Флорианович Адамович.

К сему собственноручному духовному завещанию Василия Васильевича Розанова руку прилагаю свидетель дворянин Петр Петрович Перцов.

Приват-доцент С.-Петербургского университета Семен Афанасьевич Венгеров.


Розанов В. В. Духовное завещение // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 257—261. — [Т.] I.  

Теги:  Завещание

Добавлено: 29.07.2011

Связанные личности: Розанов Василий Васильевич