20/9 1922 г.
Дорогой Николай Сергеевич,
Вчера был у меня молодой человек, Арапов, который рассказал о его переписке с Вами и предлагал получить деньги на издания дальнейших евразийских сборников от <нрзб.>. Я ему дал решительную отповедь в этом отношении, после чего он показал мне Ваш ответ ему, который положительно дословно повторял мои слова. Мне это было очень радостно, т. к. вопрос об политической формулировке евразийства очень опасный.
Арапов производит славное впечатление и кажется сам понял ошибку тех, которые его втянули в круг крайне правых. Я не сомневаюсь, что все, что происходит около Высш. Церк. Управл., так же как и с Кир. Влад. и Ник. Ник. — большевистская провокация. Впрочем сами правые в <нрзб.> заявили, что они признают только 3 представителя твердой власти Иоанна Грозного, Петра Вел. и Троцкого!
Конечно, никаких уточнений в политическ<ом> отношении делать не нужно, но раз заходит об этом речь, то я хочу поделиться <с> Вами об этом. Кроме политической слабости и обще-культурного притупления — в стремлении реабилитировать царствование Николая II, равно как и в том, чтобы считать Государя живым — есть что-то греховное и кощунственное. Для того, кто верует в освященность русского монарха — в тот факт, что казнь России пришла в конце концов через высшего представителя власти, помазанного Церковью — есть значение глубоко религиозное. Конечно, виноваты все, и не из желания свалить на Государя всю вину — говорю я это; но ведь нельзя же закрывать глаза на то, что катастрофа <нрзб.> пришла через его руки. И не признавать этого — значит не узнавать, намеренно, реальные факты истории, за которыми для верующего стоит высший промысел. Тем более — Русская революция получает религиозный смысл, которого не понять — грешно, точно так же как грешно и кощунственно вводить в искушение Церковь всякими молебнами за Имп. Семью (которых в Берлине сколько угодно!). Пусть даже, хоть это немыслимо, Государь жив, но заранее основываться на чуде, иметь его у себя в кармане — это дурное и злое заклинание его. Пишу Вам об этом т. к. Берлин опять полон этой дурной воспаленностью и она совращает многих.
Денег на издание наших сборников и вообще любой «евразийской» книги — достать теперь после блестящего распространения 2-го Сборника, можно сколько угодно. Есть несколько предложений на издание III сб. и Сборника Като<лич>. Среди них и Берлинский отдел y. m. c. a. Как Вы к этому относитесь?
Я нарочно замял ответ, т. к. это предложение donne à penser. Денег они обещают много и уже снеслись с Америкой. Я пока ответа не даю и от встреч уклоняюсь, но рано или поздно придется ответить. Поэтому напишите Ваше мнение.
Знаете ли Вы кн. Святополк Мирского (Дмитр. Петровича). Он, кажется, знает Веру Петровну. Он целиком принял евразийскую идеологию и хотел бы принять участие в 3 сборнике. В настоящее время он читает курс Русск. лит. в Лондонском Университете. Он живет уже две недели рядом с нами в том же пансионате и я с ним хорошо познакомился. Он мне нравится, верно чувствует современность и литературу. Хотел бы написать о совр. русской и европейской литературе.
Познакомился также с индусом Shahid Suhrawardy (Вы его кажется знаете). Прекрасно говорит по-русски, очень интересный, но пока близко его не узнал еще.
Ливена я просто начал презирать. Не отвечает на письма, вопросы!
В каком положении материалы для Катол. сборника? Если сборник будет издаваться в Берлине, то пора наметить его размеры и планы т. к. без этого я не могу начать переговоры с И-вами. Предлагал также о. Тихон через него достать для этой цели денег.
Посылал-ли Вам Савицкий 2-ой сборник и как Вы его нашли?
Не собираетесь ли быть в Берлине?
Крепко жму руку. Ваш П. Сувчинский.
Мне кажется, наряду с катол. сб. необходимо обдумывать план 3-го сб. и выпустить их почти одновременно.
Знаете новость, что Карташов — женился, и на своей секретарше!!!
Дорогой Николай Сергеевич,
Вчера был у меня молодой человек, Арапов, который рассказал о его переписке с Вами и предлагал получить деньги на издания дальнейших евразийских сборников от <нрзб.>. Я ему дал решительную отповедь в этом отношении, после чего он показал мне Ваш ответ ему, который положительно дословно повторял мои слова. Мне это было очень радостно, т. к. вопрос об политической формулировке евразийства очень опасный.
Арапов производит славное впечатление и кажется сам понял ошибку тех, которые его втянули в круг крайне правых. Я не сомневаюсь, что все, что происходит около Высш. Церк. Управл., так же как и с Кир. Влад. и Ник. Ник. — большевистская провокация. Впрочем сами правые в <нрзб.> заявили, что они признают только 3 представителя твердой власти Иоанна Грозного, Петра Вел. и Троцкого!
Конечно, никаких уточнений в политическ<ом> отношении делать не нужно, но раз заходит об этом речь, то я хочу поделиться <с> Вами об этом. Кроме политической слабости и обще-культурного притупления — в стремлении реабилитировать царствование Николая II, равно как и в том, чтобы считать Государя живым — есть что-то греховное и кощунственное. Для того, кто верует в освященность русского монарха — в тот факт, что казнь России пришла в конце концов через высшего представителя власти, помазанного Церковью — есть значение глубоко религиозное. Конечно, виноваты все, и не из желания свалить на Государя всю вину — говорю я это; но ведь нельзя же закрывать глаза на то, что катастрофа <нрзб.> пришла через его руки. И не признавать этого — значит не узнавать, намеренно, реальные факты истории, за которыми для верующего стоит высший промысел. Тем более — Русская революция получает религиозный смысл, которого не понять — грешно, точно так же как грешно и кощунственно вводить в искушение Церковь всякими молебнами за Имп. Семью (которых в Берлине сколько угодно!). Пусть даже, хоть это немыслимо, Государь жив, но заранее основываться на чуде, иметь его у себя в кармане — это дурное и злое заклинание его. Пишу Вам об этом т. к. Берлин опять полон этой дурной воспаленностью и она совращает многих.
Денег на издание наших сборников и вообще любой «евразийской» книги — достать теперь после блестящего распространения 2-го Сборника, можно сколько угодно. Есть несколько предложений на издание III сб. и Сборника Като<лич>. Среди них и Берлинский отдел y. m. c. a. Как Вы к этому относитесь?
Я нарочно замял ответ, т. к. это предложение donne à penser. Денег они обещают много и уже снеслись с Америкой. Я пока ответа не даю и от встреч уклоняюсь, но рано или поздно придется ответить. Поэтому напишите Ваше мнение.
Знаете ли Вы кн. Святополк Мирского (Дмитр. Петровича). Он, кажется, знает Веру Петровну. Он целиком принял евразийскую идеологию и хотел бы принять участие в 3 сборнике. В настоящее время он читает курс Русск. лит. в Лондонском Университете. Он живет уже две недели рядом с нами в том же пансионате и я с ним хорошо познакомился. Он мне нравится, верно чувствует современность и литературу. Хотел бы написать о совр. русской и европейской литературе.
Познакомился также с индусом Shahid Suhrawardy (Вы его кажется знаете). Прекрасно говорит по-русски, очень интересный, но пока близко его не узнал еще.
Ливена я просто начал презирать. Не отвечает на письма, вопросы!
В каком положении материалы для Катол. сборника? Если сборник будет издаваться в Берлине, то пора наметить его размеры и планы т. к. без этого я не могу начать переговоры с И-вами. Предлагал также о. Тихон через него достать для этой цели денег.
Посылал-ли Вам Савицкий 2-ой сборник и как Вы его нашли?
Не собираетесь ли быть в Берлине?
Крепко жму руку. Ваш П. Сувчинский.
Мне кажется, наряду с катол. сб. необходимо обдумывать план 3-го сб. и выпустить их почти одновременно.
Знаете новость, что Карташов — женился, и на своей секретарше!!!
Сувчинский П. П. Письмо Трубецкому Н. С., 20 сентября 1922 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 476—477. — [Т.] V.
Теги: Евразиец, Германия, Берлин
Добавлено: 29.07.2011
Связанные личности: Трубецкой Николай Сергеевич , Сувчинский Петр Петрович