ТОРЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
на
ПОЛУВЕКОВОЙ ЮБИЛЕЙ
ИМПЕРАТОРСКОГО МОСКОВСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА,


празднованный
1805 года Июня 30 дня.

Произнесенное
Надворным Советником, Философии, Эстетики и древней
Словесности Профессором Публичным Ординарным, Секретарем
Совета, Членом Училищного Комитета, Действительным Членом
И Секретарем Общества Истории и древностей Российских,
ПАВЛОМ СОХАЦКИМ


Пятьдесят уже лет, Почтеннейшие Слушатели, существует сие высокое Училище. Великая, приносимая им отечеству польза никогда, даже и самою завистью не была совершенно отрицаема. Без громких о себе похвал и провозглашений, среди знаменитого древнепрестольного града, - средоточия толико пространные империи, - в кроткой тишине оно от малых начал постепенно приходило в цветущее свое состояние. В сей самый год кончилось пятидесятилетнее, истинно достохвальное его поприще.

Путешественник, по совершении дальнего пути к предназначенной себе цели, остановясь при некоем определенном расстоянии, с удовольствием протекает мыслями пренесенные дотоле свои подвиги. И что ж может свойственнее быть при сем нашем полувековом торжестве, как не то, чтобы обратить в сии минуты испытательный взор и внимание на оные времена протекшие, на оные подвиги, уже понесенные?

С радостью при драгоценных и достославных именах, - хотя купно и с праведным сетованием о невозвратной потере! – возбуждается здесь, как бы непроизвольно, в мыслях и в сердце живое и благодарное воспоминание о том, какие, - сколь ревностные, сколь просвещенные Мужи своим мудрым управлением, своею патриотическою деятельностью, своими неоцененными наставлениями, своими общеполезными трудами основывали, воздвигали, украшали почтенное сие наук святилище!

Так убедительны ли толь быстрые, толико обширные, толико вожделенные следствия и успехи? Ибо, вскоре по учреждении оного и устроении, распростерлась всюду благоприятствующая о нем слава; ощущены подлинные опыты преимуществ, заключающихся в образовании и просвещении; вскоре из отдаленных стран России, где токмо возжены были хотя некоторые искры сведений, и где возродилась к ним в душах любовь, начало стекаться сюда немалочисленное разных состояний юношество, дабы из сего благотворного открывшегося источника почерпать полезные и необходимые человеку познания.

Не взирая на весьма еще скудные в то время пособия учености, - готовые и легкие в других землях Европы, - усердие и благожелательство просвещенных путеводцев заменяло, почти в полноте вознаграждало таковые недостатки. Уже юные любители наук, при собственном употреблении тщания и постоянной длительности, ясно могли обозревать весь круг приятных, важных и основательных учений. Желания удовлетворены, надежда увенчана! Обогащенный неотъемлемыми сокровищами человек, в самом цвете лет своих, с укрепленными силами души и тела, к чему не может способен быть в обществе и государстве? 

Так, Почтеннейшие Слушатели! имея счастье через двадцать три года находиться неотлучно при сем знаменитом месте, я приемлю на себя смелость торжественно перед вами о том свидетельствовать. Кажется, ныне вижу пред глазами, как новые сонмы за сонмами благовоспитанных и образованных людей, подобясь выходящим роям трудолюбивых пчел, вступают непрестанно, чрез целый ряд протекших лет, в различные служения ко благу возлюбленного нашего отечества! 

Да и подлинно! какое найдется из высших и благороднейших в нем званий, где Московский Университет не мог бы похвалиться своими воспитанниками? Достойные Первосвященники и Пастыри Церкви, высокие Министры, проницательные Политики, мудрые Градоправители, правотворные судьи, знающие письмоводцы, искусные врачи, даже отличные военнослужащие приносили и приносят государству честь и украшение. Отличительные черты характера их и поведения суть честность, прямодушие, верность и любовь к отечеству – плоды истинного просвещения. Вот живые и действующие, естьли могу так выразиться, подлинники главных трудов сего Училища, собственно ему предлежащих, и по праву от него требуемых! 

Вы видите, Почтеннейшие Слушатели, что единое токмо простое повествование, или быстрое всеобщее обозрение и как бы некоторый отчет составляет уже сам собою, не какую либо вымышленную и витийственную, но прямую и существенную похвалу пятидесятилетнего существования Императорского Московского Университета. Не уменьшая нималейше уважения к подобным высшим училищам, процветающим в Европе, я имею многие причины утверждать, что едва ли какое из них, в толь краткое сравнительно время своего бытия, произвело столь ощутительное и непосредственное влияние на благо собственно отечества.

Но и где ж, - скажите! где есть толико великодушные, несравненные, истинно царственные способствования народному просвещению, как в высоком примере зиждущих благоденствие России мудрых ее и благопромыслительных Государей? Благословенны да будут сердцами Россов священные имена Их навеки!

Патриотическим ходатайством пред Великою в кротости ЕЛИСАВЕТОЮ незабвенного друга просвещения, Шувалова, в златый век Ее царствования положено в 1755 году первое основание мирного храма наук среди сего, древностью, величием, множеством и знаменитостью обитателей славного града; и отселе свет познаний чрез полвека уже озарял способные отлично по природе умы достойных сынов России. - - -

Радостотворные мысли и чувствования! 

Здесь, погрузясь в глубоком безмолвии, надлежало бы совсем остановиться, и исчисляя мысленно спасительные от того последствия, предаться всею душою приятным и неизъяснимым чувствиям сердечной благодарности, заключив пред вами, Почтеннейшие Слушатели, краткое сие, по приличию торжества нашего, изображение. 

Но се! Гений – Покровитель наук, коего именем вся Европа и целый свет гордится, пред коим осчастливленная Россия с восхищением благоговеет; - се! Великий в чистой, небесной доброте своей АЛЕКСАНДР I, о сем торжествующем Университет, в сей самый вечно достопамятный год, в Высочайше дарованной Грамоте являет от Престола свету и потомству несказанное монаршее благоволение утверждением прав его и преимуществ, распространением круга деятельности в образовании и просвещении, возвышением ученого состояния в государственное, великим подкреплением учащих, простертым даже на их вдов и сирот, видящих ясно верную в будущем надежду свою и отраду. 

Что ж вожделеннее, Почтеннейшие Слушатели! бытие, - или его блаженство? И что Университет наш радостнее ныне торжествовать долженствует, основание ли свое, или возведение к совершенству? - Ах! какие слова, какой язык выразит по достоинству все Высочайшие милости, щедроты и благодеяния, на Училище сие излиянные! Достоверность, чувствование, совесть, внушают непреложное веление провозгласить сию истину: Московский Университет, чрез все пятьдесят лет совокупно, не получил толико благотворений, как в благословенное нынешнее царствование Гения на Престоле!

Более, нежели усугубляется торжество наше! Блистательный свет осиял даже и примрачные, остававшиеся тени прошедшего! Сколь восхитительна, сколь неописана животворная надежда на будущее! 

«Патриотическое представление знаменитого любителя наук, Шувалова» – признание, из уст венчанной правды, великодушия, мудрости и добродетели произнесенное!

Поистине! может ли быть что-либо столь патриотическое, как решительное в великой душе и добром сердце намерение содействовать просвещению умов своих соотечественников? Сия-то и была единственная цель первого пред Престолом ходатая.

Любовь ли к отечеству требуется для патриотизма? Нет любви чистейшей, как хотеть душам благодетельствовать.

Совершенное ли бескорыстие? Злато, седмь крат в горниле искушенное, не возможет светлостью превзойти души, по всем опытам чуждой искания за сие славы, выгод, наград, почестей. 

Твердое ли и непоколебимое постоянство? Целая жизнь, до самой преклонности лет, даже до кончины дней, непровергаемо сие доказала. 

И кто ж возвещает сие признание? Тот, кто подает несравненный в Истории веков и народов пример царственного патриотизма! Вся Россия, до самых отдаленнейших ее пределов, уже повсеместно освещается лучами нашего Солнца. Одушевляются новые патриоты к неслыханным частным пожертвованиям и благотворениям в пользу наук и просвещения отечества. 

При таковых и толиких, открытых уже и открываемых всюду, от края до края России, способах к образованию юношества всех состояний, родители, так! одни токмо родители (естьли еще где-либо окажутся подобные), за пренебрежение воспитания детей своих подвергнут сами себя безответной вине пред отечеством и потомством. 

И так под благополучным созвездием Университет с сего времени начинает новую свою эпоху. О! да преуспевает он непрестанно более и более, дабы некогда грядущим племенам представил на деле полное событие наилучшей нашей надежды. 

Добавлено: 19.10.2011

Связанные личности: Сохацкий Павел Афанасьевич