Протокол допроса В.Н. Муравьева в секретном отделе ОГПУ

29 октября 1929 г.

Я, ст[арший] уп[олномоченный] 5-го СО

отдела ОГПУ Индин допрашивал в качестве

обвиняемого(ой) гражданина(ку) Муравьева

и на предложенные вопросы он(а) показал(а)

1. Фамилия Муравьев

2. Имя, отчество Валериан Николаевич

3. Возраст (год рождения) 44 (1885 г.)

4. Происхождение (откуда родом, кто родители, национальность, гражданство или подданство) б[ывший] дворянин г. Петербурга. Отец Ник[олай] Валер[ианович]. Служил в Министерстве иностр[анных] дел. При Керенском был нач[альником] кабинета министра иностр[анных] дел.

5. Местожительство (постоянное и последнее) Б[ольшой] Ржевский пер., д. 2, кв. 1.

6. Род занятий (последнее место службы и должность) литература и научная работа в области орган[изации] труда и философия.

7. Семейное положение (близкие родственники, их имена, фамилии, адреса, род занятий до революции и последнее время). Холост. В Москве родных не имею. В Ленинграде проживает дядя Муравьев Мих[аил] Валерьянович; до революции был чл[еном] губ[ернского] и земск[ого] управлен[ий] в Новгороде.

8. Имущественное положение (до и после революции допрашиваемого и его родственников) у отца до революции было имение в Новгород[ской] губ[ернии] (670 десятин), после его смерти имение перешло ко мне.

9. Образовательный ценз (первонач[альное] образование, средняя школа, высшая, специальн[ая], где, когда и т. д.) окончил Александровский лицей. В Париже окончил экономический фак[ульте]т.

10. Партийность и политические убеждения беспартийный. В политпартиях не состоял. Считаю себя сторонником советского строя.

11. Где жил(а), служил(а) и чем занимался(лась):

а) до войны 1914 г. с 1906 по 1912 г. жил во Франции, Голландии и Сербии. К моменту войны находился в Петрограде.

б) с 1914 г. до Февральской революции [19]17 года служил в Министерстве иностр[анных] дел (в Петрограде).

в) где был(а), что делал(а) в Февральскую революцию [19]17 г., принимал(а) ли активное участие и в чем оно выразилось то же, служил там же (заведовал статбюро при ближневосточном отделе).

г) с Февральской революции [19]17 г. до Октябрьской революции [19]17 г. служил там же в кач[естве] нач[альника] политич[еского] кабинета министра иностр[анных] дел.

д) где был(а), что делал(а) в Октябрьскую революцию [19]17 г. в Петрограде.

е) с Октябрьской революции [19]17 г. по настоящий день с [19]18 г. проживаю в Москве; с 1919 по [19]22 служил в военно-историч[еской] комиссии; в то же время работа: в НКИД в кач[естве] нач[альника] правового эконом[ического] отд[ела] и нач[альника] отд[ела] печати; с [19]21 - 23 работал в Продпути; одновр[еменно] раб[отал] в Главлескоме; преподавал в Мос[ковском] институте [1]; в 1924 г. служил в ВСНХ, с [19]26 - [19]29 учен[ый] секр[етарь] Цент[рального] инст[итута] труда.

12. Сведения о прежней судимости (до Октябр[ьской] революции и после нее). В 1920 г. был арестован ВЧК как участник к[онтр]р[еволюционной] организации "Национальный центр". Был приговорен к 4 г. тюрьмы. Освобожд[ен] по амнистии.

13. Отношение допрашиваемого свидетеля к обвиняемому.

Отношение к воен[ной] службе снят с учета по достиж[ении] пред[ельного] возраста.

Записано с моих слов верно: записанное мне прочитано (подпись допрашиваемого)

В. Муравьев

Показания по существу дела

С ноября [19]17 г. до февр[аля] [19]18 г. я находился в Новочеркасске и принимал участие в создании добровольческой армии. Работал в совещаниях с генер[алом] Алексеевым при участии П. Струве, Гр. Трубецкого, Арсеньева и др. В Белой армии не служил. В середине февраля 1918 г. я, с занятием Новочеркасска советскими войсками, остался в городе и затем переехал в Москву. В конце [19]18 г., по предложению Струве, я вступил в контрреволюционную организацию "Национальный центр" и принимал участие в работе. По этому делу был арестован 24 февр[аля] 1920 г., просидел 6 месяцев и по приговору Верховного суда был осужден к 4 годам тюремного заключения, с освобождением меня по амнистии. С тех пор я коренным образом изменил свои взгляды, ориентируясь на Соввласть, вплотную стал работать с Соввластью еще до своего ареста и настаивал внутри "Национального центра" на ликвидации организации и лояльном включении в советск[ую] работ[у]. С тех пор работаю с Соввластью и лоялен. Из б[ывших] участников Нац[ионального] центра встречаюсь с проф[ессором] Котляревским и с проф[ессором] Фельдштейном. Оба они являются моими личными друзьями, несмотря на некоторые расхождения во взглядах. Со знакомыми дореволюционного периода я ни с кем не встречаюсь, т[ак] к[ак] большинство из них проживает в Ленинграде.

Относясь сочувственно к существующему строю, я все же должен отметить ряд пунктов, в которых я вижу ошибки и неправильности: 1) Я признаю, что Диктатура пролетариата должна действовать путем насилия, но я иногда не могу понять оснований тех или иных проявлений красного террора и отношусь к ним отрицательно. 2) Считаю, что административное воздействие на религию и оскорбление чувства верующих не ослабляют, а усиливают религию, тогда как конфессиональные формы сами обречены на вымирание. 3) Считаю неэкономными и необоснованными некоторые мероприятия по чистке, так как многие полезные и преданные делу работники не находят применения, и силы их теряются для государства. 4) В классовой политике считаю, что извращения ее часто приводят к обратным результатам, например, в деле преследования детей за грехи их родителей. 5) В области культуры недостаточно глубоко ведется борьба с мещанством, и мещанская стихия часто заливает ростки новой культуры (литература, театр, кино).

В крестьянской политике считаю правильным максимальное форсирование перехода от устарелых форм хозяйствований к формам высшей коллективной организации и механизации.

Национальную политику считаю правильной, поскольку она создает гибкую и совершенную форму будущего объединения советских республик всех стран. В отношении классовой борьбы в деревне все зависит от того, как определяется понятие "кулак". Если оно правильно понимается, мероприятия всегда включаются в общую систему новой организации, если же искажается само понятие, получаются извращения и в результате нежелательное озлобление широких слоев населения.

В многочисленных разговорах и в ряде печатных выступлений, в том числе и в одном американском журнале, я эти взгляды выставлял и поддерживал. Большею частью разговоры на эту тему я вел среди беспартийных специалистов, подвергая критике ряд мероприятий Советского правительства по указанным пунктам. В отношении существования других партий считаю, что как таковые они несовместимы с Диктатурой пролетариата, но я приветствовал бы возможн[ость] более широких изъявлений разногласий в форме печати и литературы. Считаю, что рамки, отведенные государством для этих высказываний, слишком тесны.

В. Муравьев

ЦА ФСБ РФ. Д. Р-29993. Л. 5 - 7. Подлинник. Рукопись. Показания и подпись - автограф. Опубл.: Макаров В.Г. Муравьев В.Н.: Очеловеченное время // Вопросы философии. 2002. № 4. С. 121 - 123.<
вверх

Теги:  Репрессии

Добавлено: 27.10.2011

Связанные события: Обыск у В.Н. Муравьева, Определение меры пресечения В.Н. Муравьеву

Связанные личности: Муравьев Валериан Николаевич