Инструкция обергофмейстеру при его императорском высочестве государе великом князе Павле Петровиче, господину генералу порутчику, камергеру и кавалеру Никите Ивановичу Панину.
По известной вашей верности и любви к отечеству, избрали мы вас к воспитанно любезнейшего нашего внука, его императорского высочества великого князя Павла Петровича; а по поданному от вас о том мнению, уверясь вяще о способности вашей к сему важному делу, определили мы вас обергофмейстером при его высочестве и совершенно поручили его воспитание попечению вашему. Апробуя помянутое мнение ваше, заблагорассудили мы, для надежного учреждения поступка вашего, объявить вам чрез сие вкратце соизволение наше.
1). Познание Бoгa да будет первый долг и основание всему наставлению. Совершенным удостоверением о сей предвечной истине надлежит со младых лет очистить чувства его высочества, утвердить в нежном его сердце прямое благочестие и прочие должности, коими он обязан самому себе, нам, своим родителям, отечеству и всему роду человеческому вообще.
2). Добронравие, снисходительное и добродетельное сердце, паче всего нужны человеку, которого Бог возвышает для управления другими; ничем же больше не возбуждаются сии внутренние чувствия, как воспоминанием равенства, в котором мы, по человечеству, пред Создателем нашим состоим. Сие есть истинный источник, из которого изливаются человеколюбие. милосердие, кротость, правосудие и прочие добродетели, обществу полезные. Мы повелеваем вам оное полагать главным началом нравоучению его высочества и беспрестанно ему о том толковать, дабы при всяком взоре на различные состояния, в которых человек бывает, обращаясь мыслию к сему началу, его высочество побуждаем был к помянутым добродетелям, к благодарению Всевышнего за милосердый об нем промысел и к учинению себя звания своего достойным.
3). На сем основании не токмо не возбраняем, но паче хощем, чтобы всякого звания, чина и достоинства люди доброго состояния, по усмотрению вашему, допущены были до его высочества, дабы он, чрез частое с ними обхождение и разговоры, узнал разные их состояния и нужды, различные людские мнения и способности, такоже научился бы отличать добродетель и принимать каждого по его чину и достоинству.
4). Примеры больше всего утверждают склонности и обычаи в человеке. Мы уверены, что вы дадите собою образ мужа добронравного, честного и добродетельного; но того не довольно: повелеваем вам именно крайне наблюдать, чтоб никто в присутствии его высочества не дерзал противно тому поступать, не токмо делом, но ниже словами. А если бы кто-либо от безрассудного дерзновения в том забылся, или же от подлой трусости особливо стал несправедливыми похвалами, ласкательством, непристойными шутками и тому подобными забавами его высочеству угождать, хотя мы того и не чаем: таковых, сверх собственного вашего примера, должны вы пристойно остеречь, а иногда и не обинуясь, без всякого лицеприятия, отговорить. Таким образом приводим мы вас в состояние удалять от его высочества пагубных ласкателей и отвращать все то, что может подать повод к повреждению нрава.
5). Желая, чтоб его высочество исполнен был, если можно, равной любви к отечеству, каковую мы к оному сохраняем, поручаем мы оное именно особливому попечению вашему, яко главный вид и намерение в воспитании его высочества и яко существительный долг, коим он ему обязан. А как человек любит вещь, когда он знает ее достоинство и дорожит оною, когда видит, что польза его состоит в сохранении оной: то надлежит предпочтительно пред другими науками подать его высочеству совершенное знание об России, показать ему с одной стороны из дел прошедших и нынешних, особливо родителя нашего времен, изящные качества Российского народа, неустрашимое его мужество в войне, непоколебимую его верность и усердие к отечеству, а с другой стороны плодородие и почти во всем изобилие пространных Российских земель, и, наконец, надежные отечества нашего достатки и сокровища, кои оно в недрах своих сохраняет, так что нет нужды думать о награждении каких-либо недостатков постороннею помощью, а толь меньше вымышленными человеческою хитростью способами, но когда только употреблен будет небольшой труд и прилежание, то сверх того продовольствования можно еще избытками помогать другим народами. Показав же все сие, истолковать притом его высочеству неразрешимые обязательства, коими жребий его на веки соединен с жребием России и что слава его и благополучие зависят единственно от благосостояния и знатности его отечества.
Такие преимущества Российского народа и выгоды земель, которые он обитает, приобрели от всех народов почтение и знатность отечеству нашему, а у них возбуждают тем и зависть; в его же высочестве, который по рождению и званию своему столь сильно ему обязан, должны они возбудить крайнюю к оному любовь и рачение.
Для лучшего достижения сего важного вида повелеваем нашему Сенату, чтоб он и все присутственные места, каждое по своему ведомству, сообщали вам по требованиям вашим надлежащие к тому известия.
6). Что касается до наук и знаний вообще, то признаваем мы излишне распространиться здесь подробным оных оглавлением. Надеемся, что вы, по долговременному вашему обращению в делах политических, сами знаете, которые из оных его высочеству пристойны и нужны, в рассуждении его рождения и звания. Потому как в том, так и в порядке, коим оные преподавать должно, полагаемся на благоразумное и дознанное ваше искусство, будучи уверены, что вы в том ничего не упустите.
7). Впрочем имеете вы сочинить штат, сколько каких чинов и других нижних служителей для комнаты его высочества, по рассуждению вашему, надобно, и подать оный на апробацию нашу, означа притом потребную на содержание прочего сумму, которую мы определить намерены. 8). Все, кои комнату его высочества составлять будут, имеют состоять под единым вашим ведомством, и мы милостиво вам напоминаем, чтоб между всеми было надлежащее по месту благочиние, согласие, почтение друг другу и послушание одного к другому, но чину своему и должности: ибо и наблюдаемый в том благоучрежденный порядок имеет служить его высочеству добрым примером, а вам в облегчение трудов и к избежанию напрасных неприятных забот, беспорядком умножаемых.
9) Дабы не было вам никакого препятствия в исправлении с успехом сего, положенного на вас, важного государственного дела, в котором вы одни Богу, нам и государству отчет дать должны: то именное соизволение наше есть такое, чтоб никто в оное не мешался, а имеете вы зависеть единственно от именных наших повелений, следовательно во всех случаях, если что в дополнение сей инструкции потребно будет, доносить и докладывать нам самим.
По такой великой доверенности и власти, с каковыми мы вас при его высочестве учреждаем, надеемся мы взаимно, что вы усугубите ревность и труды ваши, дабы представить его высочество во свет человеком Богу угодным, нашей и родителей его любви достойным, людям приятным и отечеству полезным, на что ниспошли, Боже, милость Свою и благословение.
Сочинен в Петергофе.
Июня 24-го 1761 г.
Наставление императрицы Елизаветы Петровны о воспитании Павла Петровича // Русский архив. Историко-литературный сборник. — М.1881. Выпуск 1. С. 18
По известной вашей верности и любви к отечеству, избрали мы вас к воспитанно любезнейшего нашего внука, его императорского высочества великого князя Павла Петровича; а по поданному от вас о том мнению, уверясь вяще о способности вашей к сему важному делу, определили мы вас обергофмейстером при его высочестве и совершенно поручили его воспитание попечению вашему. Апробуя помянутое мнение ваше, заблагорассудили мы, для надежного учреждения поступка вашего, объявить вам чрез сие вкратце соизволение наше.
1). Познание Бoгa да будет первый долг и основание всему наставлению. Совершенным удостоверением о сей предвечной истине надлежит со младых лет очистить чувства его высочества, утвердить в нежном его сердце прямое благочестие и прочие должности, коими он обязан самому себе, нам, своим родителям, отечеству и всему роду человеческому вообще.
2). Добронравие, снисходительное и добродетельное сердце, паче всего нужны человеку, которого Бог возвышает для управления другими; ничем же больше не возбуждаются сии внутренние чувствия, как воспоминанием равенства, в котором мы, по человечеству, пред Создателем нашим состоим. Сие есть истинный источник, из которого изливаются человеколюбие. милосердие, кротость, правосудие и прочие добродетели, обществу полезные. Мы повелеваем вам оное полагать главным началом нравоучению его высочества и беспрестанно ему о том толковать, дабы при всяком взоре на различные состояния, в которых человек бывает, обращаясь мыслию к сему началу, его высочество побуждаем был к помянутым добродетелям, к благодарению Всевышнего за милосердый об нем промысел и к учинению себя звания своего достойным.
3). На сем основании не токмо не возбраняем, но паче хощем, чтобы всякого звания, чина и достоинства люди доброго состояния, по усмотрению вашему, допущены были до его высочества, дабы он, чрез частое с ними обхождение и разговоры, узнал разные их состояния и нужды, различные людские мнения и способности, такоже научился бы отличать добродетель и принимать каждого по его чину и достоинству.
4). Примеры больше всего утверждают склонности и обычаи в человеке. Мы уверены, что вы дадите собою образ мужа добронравного, честного и добродетельного; но того не довольно: повелеваем вам именно крайне наблюдать, чтоб никто в присутствии его высочества не дерзал противно тому поступать, не токмо делом, но ниже словами. А если бы кто-либо от безрассудного дерзновения в том забылся, или же от подлой трусости особливо стал несправедливыми похвалами, ласкательством, непристойными шутками и тому подобными забавами его высочеству угождать, хотя мы того и не чаем: таковых, сверх собственного вашего примера, должны вы пристойно остеречь, а иногда и не обинуясь, без всякого лицеприятия, отговорить. Таким образом приводим мы вас в состояние удалять от его высочества пагубных ласкателей и отвращать все то, что может подать повод к повреждению нрава.
5). Желая, чтоб его высочество исполнен был, если можно, равной любви к отечеству, каковую мы к оному сохраняем, поручаем мы оное именно особливому попечению вашему, яко главный вид и намерение в воспитании его высочества и яко существительный долг, коим он ему обязан. А как человек любит вещь, когда он знает ее достоинство и дорожит оною, когда видит, что польза его состоит в сохранении оной: то надлежит предпочтительно пред другими науками подать его высочеству совершенное знание об России, показать ему с одной стороны из дел прошедших и нынешних, особливо родителя нашего времен, изящные качества Российского народа, неустрашимое его мужество в войне, непоколебимую его верность и усердие к отечеству, а с другой стороны плодородие и почти во всем изобилие пространных Российских земель, и, наконец, надежные отечества нашего достатки и сокровища, кои оно в недрах своих сохраняет, так что нет нужды думать о награждении каких-либо недостатков постороннею помощью, а толь меньше вымышленными человеческою хитростью способами, но когда только употреблен будет небольшой труд и прилежание, то сверх того продовольствования можно еще избытками помогать другим народами. Показав же все сие, истолковать притом его высочеству неразрешимые обязательства, коими жребий его на веки соединен с жребием России и что слава его и благополучие зависят единственно от благосостояния и знатности его отечества.
Такие преимущества Российского народа и выгоды земель, которые он обитает, приобрели от всех народов почтение и знатность отечеству нашему, а у них возбуждают тем и зависть; в его же высочестве, который по рождению и званию своему столь сильно ему обязан, должны они возбудить крайнюю к оному любовь и рачение.
Для лучшего достижения сего важного вида повелеваем нашему Сенату, чтоб он и все присутственные места, каждое по своему ведомству, сообщали вам по требованиям вашим надлежащие к тому известия.
6). Что касается до наук и знаний вообще, то признаваем мы излишне распространиться здесь подробным оных оглавлением. Надеемся, что вы, по долговременному вашему обращению в делах политических, сами знаете, которые из оных его высочеству пристойны и нужны, в рассуждении его рождения и звания. Потому как в том, так и в порядке, коим оные преподавать должно, полагаемся на благоразумное и дознанное ваше искусство, будучи уверены, что вы в том ничего не упустите.
7). Впрочем имеете вы сочинить штат, сколько каких чинов и других нижних служителей для комнаты его высочества, по рассуждению вашему, надобно, и подать оный на апробацию нашу, означа притом потребную на содержание прочего сумму, которую мы определить намерены. 8). Все, кои комнату его высочества составлять будут, имеют состоять под единым вашим ведомством, и мы милостиво вам напоминаем, чтоб между всеми было надлежащее по месту благочиние, согласие, почтение друг другу и послушание одного к другому, но чину своему и должности: ибо и наблюдаемый в том благоучрежденный порядок имеет служить его высочеству добрым примером, а вам в облегчение трудов и к избежанию напрасных неприятных забот, беспорядком умножаемых.
9) Дабы не было вам никакого препятствия в исправлении с успехом сего, положенного на вас, важного государственного дела, в котором вы одни Богу, нам и государству отчет дать должны: то именное соизволение наше есть такое, чтоб никто в оное не мешался, а имеете вы зависеть единственно от именных наших повелений, следовательно во всех случаях, если что в дополнение сей инструкции потребно будет, доносить и докладывать нам самим.
По такой великой доверенности и власти, с каковыми мы вас при его высочестве учреждаем, надеемся мы взаимно, что вы усугубите ревность и труды ваши, дабы представить его высочество во свет человеком Богу угодным, нашей и родителей его любви достойным, людям приятным и отечеству полезным, на что ниспошли, Боже, милость Свою и благословение.
Сочинен в Петергофе.
Июня 24-го 1761 г.
Наставление императрицы Елизаветы Петровны о воспитании Павла Петровича // Русский архив. Историко-литературный сборник. — М.1881. Выпуск 1. С. 18
Теги: Образование, Воспитание, Наследник престола
Добавлено: 10.07.2012
Связанные события: Преподаватель философии наследнику престола
Связанные книги: Материалы для жизнеописания графа Никиты Петровича Панина