6 — 19 — I — 912.
Многоуважаемый Профессор,
несколько замедлил ответом на Ваше любезное письмо, чтобы сразу дать Вам все нужные справки. К сожалению, до сих пор не нашел имеющейся у меня статьи униатского священника Н.Толстого, статьи, помещенной в «Русском Слове» весною 1911 г. Статью эту я разыщу, и пришлю ее Вам непременно, если не в подлиннике, то в копии. Она очень существенна, обошла все газеты и вызвала много статей, особенно в «Нов. Времени» и в «Русск. Слове» (в том числе мою). Священник Н.Толстой — человек безусловно честный и подлинность его сообщения никто не опровергал. Сам Ник. Толстой перешел в католичество в 1894 г., о чем 19 декабря 1894 г. состоялось постановление Синода. В этот же день митрополит Антоний писал К.П.Победоносцеву:
«По поводу настоящего дела я высказался в том смысле, что этому движению, представителем которого явился о. Толстой, удобную пищу может давать постепенно усиливающееся стремление обер-прокурорской власти к совершенному абсолютизму. Я не один раз слышал от многих лиц, и даже от одной высокой особы, что лучше папа, чем обер-прокурор. Конечно, если мыслить о главенстве церкви и выбирать главою или папу, или обер-прокурора, то, конечно всякий благомыслящий человек всегда скажет: лучше папа. Помилуй Бог, если история поставит такую альтернативу когда-нибудь православному русскому человеку».
Приведенный отрывок из письма покойного митрополита приведен в «Русск. Слове» от 6.XI.912, в статье А.Никонова: «На фоне безвременья». Статья эта посвящена памяти покойного. Под псевдонимом Никонова скрывается один ученый историк церкви.
Статьи проф. Московской Духовной Академии И.В.Попова, на которые я ссылался, следующие: 1. «Религиозный идеал Св. Афанасия Александрийского» Св. Троицкая Сергиева Лавра. 1904. ц. 40 коп. 2. «Мистическое оправдания аскетизма». Там же, 1905 (ц. 50 к.) и 3. «Элементы греко-римской культуры в истории древнего христианства». М. 1909 (последняя статья была напечатана в «Вопросах философии и психологии» 6).
Это все отдельные главы его большой работы. Достать все статьи можно в книжн. магазине Тузова.
Книжка М.В.Лодыженскаго называется: «Свет незримый». СПБ. 1912. ц. 2 р. Склад в редакции «Сельского Вестника» Мойка 32. Лодыженский был долгое время консулом в Черновцах, а теперь, кажется, при Министерстве Иностранных Дел.
Вот, кажется, и все, что Вас интересовало. Душевное спасибо за статью.
Искренно уважающий Вас
Д.Философов.
Многоуважаемый Профессор,
несколько замедлил ответом на Ваше любезное письмо, чтобы сразу дать Вам все нужные справки. К сожалению, до сих пор не нашел имеющейся у меня статьи униатского священника Н.Толстого, статьи, помещенной в «Русском Слове» весною 1911 г. Статью эту я разыщу, и пришлю ее Вам непременно, если не в подлиннике, то в копии. Она очень существенна, обошла все газеты и вызвала много статей, особенно в «Нов. Времени» и в «Русск. Слове» (в том числе мою). Священник Н.Толстой — человек безусловно честный и подлинность его сообщения никто не опровергал. Сам Ник. Толстой перешел в католичество в 1894 г., о чем 19 декабря 1894 г. состоялось постановление Синода. В этот же день митрополит Антоний писал К.П.Победоносцеву:
«По поводу настоящего дела я высказался в том смысле, что этому движению, представителем которого явился о. Толстой, удобную пищу может давать постепенно усиливающееся стремление обер-прокурорской власти к совершенному абсолютизму. Я не один раз слышал от многих лиц, и даже от одной высокой особы, что лучше папа, чем обер-прокурор. Конечно, если мыслить о главенстве церкви и выбирать главою или папу, или обер-прокурора, то, конечно всякий благомыслящий человек всегда скажет: лучше папа. Помилуй Бог, если история поставит такую альтернативу когда-нибудь православному русскому человеку».
Приведенный отрывок из письма покойного митрополита приведен в «Русск. Слове» от 6.XI.912, в статье А.Никонова: «На фоне безвременья». Статья эта посвящена памяти покойного. Под псевдонимом Никонова скрывается один ученый историк церкви.
Статьи проф. Московской Духовной Академии И.В.Попова, на которые я ссылался, следующие: 1. «Религиозный идеал Св. Афанасия Александрийского» Св. Троицкая Сергиева Лавра. 1904. ц. 40 коп. 2. «Мистическое оправдания аскетизма». Там же, 1905 (ц. 50 к.) и 3. «Элементы греко-римской культуры в истории древнего христианства». М. 1909 (последняя статья была напечатана в «Вопросах философии и психологии» 6).
Это все отдельные главы его большой работы. Достать все статьи можно в книжн. магазине Тузова.
Книжка М.В.Лодыженскаго называется: «Свет незримый». СПБ. 1912. ц. 2 р. Склад в редакции «Сельского Вестника» Мойка 32. Лодыженский был долгое время консулом в Черновцах, а теперь, кажется, при Министерстве Иностранных Дел.
Вот, кажется, и все, что Вас интересовало. Душевное спасибо за статью.
Искренно уважающий Вас
Д.Философов.
Теги: Славистика, Католицизм
Добавлено: 21.08.2012
Связанные события: Рассказ о том, как Владимир Соловьев присоединился к католичеству, Тареев и Несмелов, действительно, единственные культурные апологеты, питающиеся крохами от Вл. Соловьев