Редакция «Литературной газеты» часто и вполне основательно жалуется на отсутствие литературных дискуссий. В самом деле, литературные дискуссии были бы очень полезны, но при одном условии: они должны возникать на почве действительного интереса к вопросам теории и проводиться вполне добросовестно, без всяких посторонних соображений. Неосновательные политические обвинения нарушают порядок «товарищеских дискуссий», «творческих дискуссий по вопросам теории», установленный ЦК ВКП(б). Отвечать на такие обвинения можно только в очень грубом тоне; отсюда возникает шум и свалка, а там уж никто не разберет, кто прав, кто виноват, и остается только принять соломоново решение (из одного рассказа Гл. Успенского): «по совокупному мордобою и взаимному оскорблению — невиновны».
Поэтому лучше не участвовать в таких литературных дискуссиях. Но не всегда удается соблюдать это золотое правило. Можно игнорировать грубые софизмы В. Ермилова (см. его статью «О вредных взглядах «Литературного критика» в «Л. Г.» от 10 сентября). Гораздо хуже, когда горячее стремление «навести тень на плетень» скрыто под маской чисто научных интересов. Здесь уже трудно молчать.
Вот небольшой пример. Г. Лукач написал полезную книгу «К истории реализма». Е. Книпович называет ее «значительным явлением в советском литературоведении». Мы узнаем из ее статьи («Л. Г.» № 63), что Лукач является «крупным литературоведом», что историю литературы он рассматривает «во всей ее действительной сложности». Чего вам боле? Но из-под толстого слоя литературной косметики то и дело выпирают наружу зубья, иглы, сломанные пружины и прочие колющие, режущие и пилящие орудия.
Посмотрите, какую мину подводит эта нежная душа под нашего «крупного литературоведа»! Е. Книпович дает понять читателю, что Лукач питает особое пристрастие к «термидору». Свои благоухающие намеки Книпович сопровождает грозными предупреждениями. Мнения Лукача не только «глубоко, принципиально неправильны», они кроме того «опасны», могут иметь «неприятные последствия» (очевидно, для самого Лукача). Даже невинное замечание Лукача о том, что Стендаль относил грядущий расцвет буржуазной культуры к 1880 году, Е. Книпович называет «рискованным делом».
Страшно, страшно поневоле...
Вся эта «психическая атака» подкрепляется окончательным разоблачением моральной испорченности Лукача. Он способен обидеть женщину. Г. Лукач называет героев Стендаля «допотопными гигантами» (пользуясь выражением Маркса в «18 брюмера») «Кель орёр!» - восклицает Книпович. «Для того, чтобы назвать «допотопным гигантом» хотя бы прекрасную Сансеверину, нужно обладать поистине каменным сердцем». Стыдитесь, Лукач - Каменное Сердце! Вы называете женщину среднего роста допотопным гигантом, вы равнодушны к ее прелестям и потому не заслуживаете доверия. Поклонник Барассов и Тальенов, вы утверждаете, что мадам Тереза Кабарюс похожа на «беранжеровскую Лизетту», а «проституция — на человеческую страсть». Ясное дело! Вы хотели бы вместе с бюхнеровским Дантоном «заставить коней революции останавливаться перед каждым бардаком, как извозчик своих дрессированных кляч» (сообщение Евг. Книпович) \...\.
Поэтому лучше не участвовать в таких литературных дискуссиях. Но не всегда удается соблюдать это золотое правило. Можно игнорировать грубые софизмы В. Ермилова (см. его статью «О вредных взглядах «Литературного критика» в «Л. Г.» от 10 сентября). Гораздо хуже, когда горячее стремление «навести тень на плетень» скрыто под маской чисто научных интересов. Здесь уже трудно молчать.
Вот небольшой пример. Г. Лукач написал полезную книгу «К истории реализма». Е. Книпович называет ее «значительным явлением в советском литературоведении». Мы узнаем из ее статьи («Л. Г.» № 63), что Лукач является «крупным литературоведом», что историю литературы он рассматривает «во всей ее действительной сложности». Чего вам боле? Но из-под толстого слоя литературной косметики то и дело выпирают наружу зубья, иглы, сломанные пружины и прочие колющие, режущие и пилящие орудия.
Посмотрите, какую мину подводит эта нежная душа под нашего «крупного литературоведа»! Е. Книпович дает понять читателю, что Лукач питает особое пристрастие к «термидору». Свои благоухающие намеки Книпович сопровождает грозными предупреждениями. Мнения Лукача не только «глубоко, принципиально неправильны», они кроме того «опасны», могут иметь «неприятные последствия» (очевидно, для самого Лукача). Даже невинное замечание Лукача о том, что Стендаль относил грядущий расцвет буржуазной культуры к 1880 году, Е. Книпович называет «рискованным делом».
Страшно, страшно поневоле...
Вся эта «психическая атака» подкрепляется окончательным разоблачением моральной испорченности Лукача. Он способен обидеть женщину. Г. Лукач называет героев Стендаля «допотопными гигантами» (пользуясь выражением Маркса в «18 брюмера») «Кель орёр!» - восклицает Книпович. «Для того, чтобы назвать «допотопным гигантом» хотя бы прекрасную Сансеверину, нужно обладать поистине каменным сердцем». Стыдитесь, Лукач - Каменное Сердце! Вы называете женщину среднего роста допотопным гигантом, вы равнодушны к ее прелестям и потому не заслуживаете доверия. Поклонник Барассов и Тальенов, вы утверждаете, что мадам Тереза Кабарюс похожа на «беранжеровскую Лизетту», а «проституция — на человеческую страсть». Ясное дело! Вы хотели бы вместе с бюхнеровским Дантоном «заставить коней революции останавливаться перед каждым бардаком, как извозчик своих дрессированных кляч» (сообщение Евг. Книпович) \...\.
Мих. Лифшиц. "Надоело". Литературная газета. 10 января 1940 г. № 2 (853) С.4.
Теги: Эстетика, Литературоведение, Полемика
Добавлено: 10.09.2012
Связанные личности: Лифшиц Михаил Александрович