ПРОТОКОЛ

допроса обвиняемого Горского Александра Константиновича от 10 мая 1943 г.

Допрос возобновлен в 20 час. 35 мин.

Вопрос: – Вы обвиняетесь в контрреволюционной шпионской деятельности против Советского государства. Прекратите запирательство и начинайте откровенные показания о своей изменнической деятельности?

Ответ: – Я принял революцию и Советскую власть потому, что в них было заложено то, что двигало человечество вперед, к осуществлению мечты о полном овладении всеми силами природы, вплоть до полной ликвидации идиотизма природы – смерти и умирания. Но в действительности я вижу ту же мещанскую покорность природе и отсутствие борьбы за осуществление идеалов и мечтаний и не смогу с ним примириться.

Вопрос: – Не прикрывайтесь витиеватыми фразами, Вы враг Советской власти и говорите об этом прямо?

Ответ: – Я врагом Советской власти никогда не был, но относился подозрительно, а иногда и отрицательно к отдельным представителям власти, таким, например, как Бухарин, Ягода, Зиновьев и им подобным.

Вопрос: – Вы продолжаете уходить от прямого ответа о своей контрреволюционной деятельности. Имейте мужество, сказав "а" – сказать и "б", а не выкручиваться.

Ответ: – Я отказываюсь давать показания.

Вопрос: – Почему?

Ответ: Если хотите, я могу прямо сказать: не хочу давать показания потому, что я враг Советской власти, был, есть и им остаюсь. Мои убеждения сложились не случайно и, я не в том возрасте, чтобы их, менять, поэтому я и не хочу давать Вам показания, Решайте вопрос обо мне и не тяните следствие.

Вопрос: – Надо рассказывать конкретно о своей контрреволюционной деятельности.

Ответ: – Я отказываюсь давать какие-либо показания по вышеуказанной причине.

Вопрос: – То, что Вы являетесь врагом Советской власти – это известно. Как доказательство этого, можно было признать достаточным наглое Ваше заявление, изложенное выше. Но этого заявления недостаточно потому, что оно не исчерпывает Вашей изменнической, шпионской деятельности и ничего не говорит о Ваших контрреволюционных связях. Поэтому следствие настаивает на полных и откровенных показаниях.

Ответ: – Я уже сказал, что какие-либо показания давать отказываюсь.

Вопрос: – Эта Ваша позиция неправильна. Настаиваем на развернутых показаниях.

Ответ: – Показания давать не буду. Допрос прерван 11 мая 1943 г. в 5-00, Показания с моих слов записаны верно и мною прочитаны.

А.Горский.

Допросили: начальник КРО У НКВД по Тул[ьской] обл[асти] майор госбезопасности Глазков*

нач[альник] 3 отд[еления] КРО УНКВД по Тул[ьской] обл[асти] ст[арший] лейтенант госбезопасности Замотаев**

 

УФСБ России по Калужской области. Д. № П-17724. Л. 125–127. Подлинник. Рукопись. Автограф.

* Внизу страницы помета фиолетовыми чернилами: "Майор госбезопасности Глазков командирован из УНКВД. Замотаев".

** В левом нижнем углу помета красным карандашом: "Читал. Пом ВТ МВО. 15 мая 1943 г. (подпись) [неразборчиво]".


Источник: В.Г.Макаров. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № 8. С.98–133.

Теги:  Репрессии

Добавлено: 24.08.2013

Связанные личности: Горский Александр Константинович