Краткая библиографическая справка


Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович 

— философ гегелевского направления (1813-1889); сын протоиерея. Окончив Киевскую академию, где в то время преподавали философию шеллингианец И. М. Скворцов и В. Н. Карпов, Г. взял на себя преподавание польского, затем нем. языка и только в 1841 г. перешел на свою специальность. Задумав перейти в университет, Г. должен был держать экзамен на кандидата и магистра. Когда эти препятствия были устранены, неожиданно возникло новое: философия была упразднена в университетах. Чтобы добиться своей цели, Г. оставалось занять кафедру педагогики, и только устав 1863 г. позволял ему вернуться к философии, не расставаясь, однако, и с педагогикой. Кроме унив., Г. преподавал и на киевских Высших женских курсах, бывших некот. время в его ведении. Еще студентом академии Г. написал "Критическое обозрение учения римской церкви о видимой главе церкви", выдержавшее несколько изданий (3-е изд., Киев, 1868). Из многочисленных трудов Г. по философии главные: "Критический взгляд на философию Канта" (Киев, 1847); "Философский лексикон" (т. I-IV, Киев, 1857-1873), несмотря на компилятивный характер многих статей, представляющий выдающееся явление в русской филос. литературе; "Обозрение системы философии Гегеля" (Киев, 1860); "Введение в историю философии" (Киев, 1871); "Философский словарь" (Киев, 1876); "Философия XVII и XVIII вв. в сравнении с философиею XIX в. и отношение той и другой к образованию" (Киев, 1878-1884). По педагогике Г. написал, между прочим: "Об историческом развитии воспитания у примечательнейших народов древнего мира" (Киев, 1853); "О различии между воспитанием и образованием в древние и новые времена" (Киев, 1874); "Краткое обозрение педагогики" (Киев, 1879). Влияние Гегеля на Г. вне всякого сомнения; но собственные взгляды Г. отличаются отсутствием яркости и определенности. По мнению Г., философия Гегеля в систематический форме выражает то движение, которым новые времена отличаются от направления средних веков. Задача нового времени — выработать разумный простор личности, развить внутреннюю жизнь в гармонии с внешнею. Это стремление Гегель и довел до крайности в своей системе. Философия — это сама мысль, сама деятельность мысли и познания, получающая для себя содержание от соприкосновения с противостоящим ей миром как предметом или действительностью, определяемою сознающим началом; она стремится к познанию безусловного начала вещей, их внутренней связи и отношения их к этому началу. Как высшему проявлению сознательной жизни, философии свойственно развитие, которым и объясняется разнообразие ее изменений. — Педагогика систематически рассматривает средства и способы, содействующие возможно лучшему развитию всех сил человека и приготовляющие его к самодеятельности и самообразованию. — Г. не был чужд и злобы дня: по разным общественным вопросам (напр. об украинофильстве) им помещено несколько заметок в периодических изданиях. См. Д. Поспехов, "Пятидесятилетие ученой деятельности бывшего профессора Киевской духовной академии С. С. Гогоцкого" ("Труды академии", 1887, 12); Н. Флоринский, "С. С. Гогоцкий" ("Вер. и раз.", 1889, № 20); Я. Колубовский, "Материалы для истории философии в России" ("Вопросы филос.", кн. 4).

Я. Колубовский.

Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Гогоцкий  Сильвестр Сильвестрович 

(5 янв. 1813 – 29 июня 1889) – рус. философ-идеалист. Проф. Киевской духовной академии (1841–51) и Киевского ун-та (с 1851). Пытался приспособить гегелевскую и др. идеалистич. системы к требованиям православной церкви. Принимая положение Гегеля о мировом духе, но теистически толкуя его, Г. критиковал Гегеля за отождествление безусловного начала с человеч. мыслью и окружающим миром и утверждал ложность взгляда Гегеля на религию, ведущего якобы к "самому ироническому нигилизму" ("Философский лексикон", т. 2, Киев, 1861, с. 238). Не человеч. мысль, а божеств. дух является, по Г., средоточием идеи абсолютного. Этот дух (бог) трансцендентен миру и нашим знаниям. Г. также упрекал Гегеля в переоценке диалектич. метода, отбрасывал учение о внутренней противоречивости как источнике развития и ограничивал применение диалектики рамками "феноменологического сознания" (там же, с. 189). "Философский лексикон" Г. (т. 1–4, 1857–73) – одна из первых попыток создания в России филос. словаря, обесцененная крайней религ.-идеалистич. тенденциозностью и компилятивностью. (При его составлении Г. пользовался рядом иностр. руководств, гл. обр. словарем А. Франка – "Dictionnaire des sciences philosophiques..., P., 1844–50).

Идеализм Г. подвергся резкой критике со стороны представителей рус. материализма 60-х гг. М. Антонович характеризовал философию Г. как "крайний мистицизм", Д. Писарев называл ее "мертвой доктриной", схоластикой 19 в.

Соч.: Критический взгляд на философию Канта, Киев, 1847; О характере философии средних веков, "Современник", 1849, [т. 15], No 6; Введение в историю философии, Киев, 1871; Философия XVII и XVIII веков в сравнении с философиею XIX века и отношение той и другой к образованию, вып. 1–3, Киев, 1878–84.

Лит.: Антонович Μ. Α., Современная философия, [Рец. на "Философский лексикон", соч. С. С. Гогоцкого], "Современник", 1861, No 2; Πисарев Д. И., Схоластика XIX в., Соч., т. 1, М., 1955; [Колубовский Я. Н.], Материалы для истории философии в России. С. С. Гогоцкий "Вопр. филос. и психол.", 1890, кн. 4, прилож. 1 и кн. 5, прилож. 1; История философии, т. 4, М., 1959, с. 64 – 65.

Л. Коган.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. 

Книги