Галич Александр Иванович
один из первых последователей Шеллинга в России, сын дьячка, род. в 1783 г.; учился в Севской духовной семинарии и Петербург. педагогическом институте. В 1808 г. правительство, имея в виду основать в Петербурге университет, послало за границу в числе лучших студентов Института и Г., для приготовления к профессорской кафедре по философии. За границей Г. слушал скептика Шульце и эклектика Бутервека, но увлекся учением Шеллинга. В 1813 г. Г. возвратился в Россию и представил конференции Института диссертацию, которая была одобрена; но конференция отозвалась, что "по множеству содержащихся в ней новых и либо никем, либо самым малым числом философов принятых умозрений, ее печатать не следует". Галичу было внушено, чтобы он "при преподавании в Российских училищах философских наук отнюдь не вводил своей системы, а держался бы книг, начальством введенных". К обычным философским предметам — логике, психологии, метафизике и этике — Г. присоединил еще историю философии. В это же время Г. преподавал латинский язык в Царскосельском лицее и был в числе учителей Пушкина. В 1819 г. Педагогический институт был преобразован в Университет, в котором Г. был первым представителем философской кафедры. В 1818-1819 г. Г. издал в двух томах "Историю философских систем", составленную на основании немецких трудов Захера, Аста, Теннемана и др. Изложение заканчивается системою Шеллинга. Вскоре после того против Г., вместе с тремя другими профессорами, возбуждено было попечителем учебного округа Руничем обвинение в безбожии и революционных замыслах. Галичу было поставлено в вину, что он, излагая в своей книге системы разных философов, не опровергает их. Рунич уподобил книгу Г. тлетворному яду. "Я сам, — говорил он в одном из заседаний конференции Университета, — если бы не был истинным христианином, и если бы благодать свыше меня не осенила, я сам не отвечаю за свои поползновения при чтении книги Галича". "Вы явно, — продолжал он, обращаясь к Галичу, — предпочитаете язычество христианству, распутную философию — девственной невесте Христовой Церкви, безбожного Канта — Христу, а Шеллинга — Духу Святому". Высшая власть посмотрела на дело иначе: за Г. был оставлен оклад экстраординарного профессора и казенная квартира, а когда реформа Университета 1837 г. лишила его этих средств к жизни, он получил место начальника архива при провиантском департаменте. Несмотря на постигшие его невзгоды, Г. продолжал работать и издал несколько книг. Больше всего его занимали два труда: "Всеобщее право" и "Философия истории человечества"; но едва только он успел их окончить, как в его отсутствие пожар бесследно уничтожил их. Это так подействовало на Г., что он стал понемногу опускаться и пить. Умер в 1848 г.
Краткий компендиум Шеллинговой философии Г. издал под заглавием "Черты умозрительной философии, выбранные из В — б — ра, Кл — на, Т — н — ра и др. и изданные А. С — им" (СПб., 1829). Гораздо самостоятельнее "Опыт науки изящного" (СПб., 1825). Под изящным Г. разумеет чувственно-совершенное проявление значительной истины, путем свободной деятельности нравственных сил гения. Выяснить общие условия и законы этого проявления — задача науки изящного. Возможность решить эту задачу основывается на врожденном чувстве красоты и на необходимости идеи изящного. "Картина человека, опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий" (СПб., 1834) представляет самостоятельную попытку дать систематический свод сведений, добытых современною автору антропологией. Основной закон для всех проявлений существа человека — это закон гармонии. Он требует, чтобы все стороны и отношения жизни человека являли собою целое, чтобы они сообразовались с общим существом человека, чтобы общежитие людей благоприятствовало их назначению и, наконец, чтобы жизнь каждого человека сохраняла необходимые свои отношения ко вселенной. Эти четыре рода гармонии составляют только разные стороны одной и той же великой гармонии. Важнейшая задача жизни состоит в том, чтобы переходить от одного состояния к другому, более свободному и гармоническому. Человек может содействовать решению этой задачи в той мере, в какой все более и более проникается сознанием цели развития. Решению той же задачи способствуют также старания людей водворить в общественных отношениях единодушие, справедливость и любовь. Жизнь человеческая, как часть жизни природы, подчинена общим законам этой последней. Везде мы встречаем деятельную силу, неослабно стремящуюся к свободе и одолению материи. Результатом этой борьбы является целый ряд пробных созданий и, наконец, — человек. Как видно, Г. проводит тот же закон развития, который можно встретить почти у всех шеллингианцев. Рассматривая душевную жизнь человека, он делит ее на мышление, хотение, сердце и фантазию, но тут же подчеркивает, что все эти области неразрывно связаны между собою, так что нет ни одного акта, который не заключал бы в себе элементов всех четырех областей. Между телесной и духовной жизнью существует полное соответствие. "Не есть ли, — спрашивает Г., — духовность только возгонка натуральной жизни, утончение нервной системы, крайняя степень превращения общего эфира?" Впрочем, Г. сознает всю рискованность подобной гипотезы и потому не настаивает на ней. Вся книга написана довольно своеобразным языком. Примеры, иллюстрирующие страсти, очень часто заимствованы из русской жизни (напр. казнокрадство, в разных его видах).
Другие сочинения Г. имеют случайный характер. Таковы: "Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений, извлеченная из немецкой библиотеки словесных наук" (СПб., 1830); "Логика, выбранная из Клейна" (СПб., 1831); "Лексикон философских предметов" (СПб., 1845, обрывается на букве В). Биографию Г. написал академик А. Никитенко ("Журн. Мин. Нар. Просв." 1869, январь, и отдельно, СПб., 1869). См. также F. Lannes, "Coup d'oeil sur l'histoire de la philosophie en Russie ("Revue philos.", 1891, июль). Подробная статья о "Науке изящного" помещена в "Сыне Отечества" (1826 г., т. 106 — 108).
Я. Колубовский.
Источник:
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
Галич (Никифоров, Говоров), Александр Иванович
(1783 – 9 сент. 1848) – рус. психолог и философ-идеалист. В 1809–13 учился в Германии. Преподавал рус. и лат. языки в Царскосельском лицее и философию в Педагогич. ин-те (с 1817– ун-т); при реакц. преобразовании ун-та Руничем (1821–22) был лишен права чтения лекций. В своих университетских лекциях (подготовленных к печати, но неизданных; описаны впервые Н. С. Гордиенко, см. журн. "Вопросы философии", 1958, No 5) Г. доказывал независимость объективного мира от познават. сил человека, подчиненность мышления объективным законам, неуничтожимость "сотворенной материи". Понимая истину как соответствие знания предметам, Г. критиковал в этой связи субъективный идеализм.
В "Истории философских систем, по иностранным руководствам составленной ..." (2 кн., 1818–19), включавшей рассмотрение философии Шеллинга и "Науки логики" Гегеля, Г. определял предмет истории философии как "покушения человеческого духа решить важнейшие для него задачи помощью умозрения", требовал установления причин возникновения филос. систем и систематизации историко-филос. фактов. Отдавая дань уважения методологии опытных наук, Г. выступал против материализма. Приложенный к книге "Опыт философского словаря" явился вместе с "Лексиконом философских предметов" Г. (т. 1, 1845) одной из первых в России попыток создания справочника по философии.
В эстетике Г. выступал с позиций объективного идеализма ("Опыт науки изящного", 1825). Для него гений художника – частица божеств. духа (указ. кн., с. 61–62), а произведения этого гения запечатлевают божеств. идею (с. 74–75). "Изящное" имеет свою цель в самом себе (с. 20), чем отличается от нравственного и истинного. В "изящном", по Г. "устраняются случайные черты, временные и местные ограничения и удерживается только существенный х а р а к т е р ц е л о г о р о д а или класса" (с. 25; см. также с. 23, 155). С этих позиций Г. критиковал теорию подражания, классифицировал виды иск-ва по родам чувств человека; считал романтизм иск-вом будущего (с. 56). В психологии ("Картина человека...", 1834) Г. пытался совместить идеалистич. и естеств.-науч. трактовку духовной жизни. Изложению своей психологич. системы он предпосылал описание тела и его функций. Первоисточник познания Г. видел в ощущениях. Мышление развивается по ступеням – от "полумыслей" (гипотез) через понятия к идеям, имеющим "принудительную силу законов". Г. дал описание различных качеств ума – от гениальности до "безумия".
Лит.: Никитенко А., Александр Иванович Галич, СПБ, 1869 (в приложении – отрывки и в произведений Г., с. 88–100); Ельницкий А., Галич А. И. в кн.: Русский биографич. словарь, [т. 4], М., 1914 (имеется библиогр.); Ананьев Б. Г., Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков, [М.], 1947, гл. 3, с. 74–79; Гордиенко Н. С., А. И. Галич как историк философии, "Тр. Ленингр. сан.-гигиен. мед. ин-та", 1959, т. 145-А.
З. Каменский, М. Соколов.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Галич (Говоров, Никифоров) Александр Иванович
(1783, г. Трубчевск, ныне Брянской области, — 9 сентября 1848, Царское Село, ныне г. Пушкин), русский психолог и философ-идеалист. Учился в Германии. Преподавал русский и латинский языки в Царскосельском лицее и философию в Педагогическом институте (с 1819 — Петербургский университет). Г. доказывал подчинённость мышления законам объективного мира, неуничтожимость «сотворённой материи», понимал истину как соответствие знания предметам и критиковал в этой связи субъективный идеализм. Отдавая должное методологии опытных наук, Г. выступал против материализма. «Лексикон философских предметов» Г. (т. 1, 1845) — один из первых в России справочников по философии. В эстетике Г. стоял на позициях романтизма («Опыт науки изящного», 1825), критиковал классицистическую теорию подражания и считал романтизм искусством будущего. В психологии («Картина человека...", 1834) Г. пытался сочетать идеалистические и естественнонаучные трактовки душевной жизни.
Лит.: Ельницкий А., Галич А. И., в кн.: Русский биографический словарь, [т. 4], М., 1914 (имеется библ.): Ананьев Б. Г., Очерки истории русской психологии 18 и 19 веков, [М.], 1947, гл. 3, с. 74—79; История философии в СССР, т. 2, М., 1968, с. 161—65.
З. А. Каменский.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.