Краткая библиографическая справка


Мейер Александр Александрович

[10(22).09.1875—19.07.1939] — философ и историк культуры. Род. в Одессе. Домашним языком в семье М. был нем. М. воспитывался в лютеранской атмосфере, но считал себя православным. В молодости участвовал в революц. деятельности, вел агитационную и просветительскую работу. За организацию рабочих кружков был сослан в Среднюю Азию. Сотрудничал в газ. "Русский Туркестан", где стал известен сначала как марксист, а потом как критик марксизма. Вернувшись из ссылки, участвовал в деятельности Петерб. Филос. об-ва. М. знали по переводам Э.Маха, Ф.Йодля, П.Барта, Р.Штаммлера и др. Он был известен и своими лекциями по ист. филос. и религии в Об-ве нар. ун-тов. В августе 1917 М. — среди участников Всеросс. Церковного Поместного Собора (от Петрогр. Религ.-филос. об-ва). После революции принял участие в организации "Вольфилы". Был проф. и зав. кафедрой эстетики движения на Высших науч. курсах П.Ф.Лесгафта (1918—1928). Поздней осенью 1917 М. организует кружок петерб. интеллигентов "Воскресение". В этот кружок входили (в разные годы)  Г.П.ФедотовА.С.Аскольдов-Алексеев, А.В.Карташев, Л.Пумпянский, М.М.Бахтин, Н.П.Анциферов и др. Это была, как вспоминает Д.С.Лихачев, "одна из наиболее значительных филос.-релит, организаций в Петербурге" (Об Александре Александровиче Мейере // ВФ. 1992. № 7. С.92). "Воскресение", благодаря братству его членов и их своеобразной религиозности, просуществовал достаточно долго (до 1929). В декабре 1928 за участие в деятельности "Воскресения" М. был арестован, а весной 1929 приговорен к расстрелу, к-рый потом заменили десятью годами заключения. (По делу "Воскресения" в 1929 был арестован и М.М.Бахтин, к-рому Соловки заменили высылкой в Казахстан; с 1929 отбывает срок в Соловецких лагерях, а затем на строительстве Беломорканала Н.П.Анциферов; аресту подвергаются Л.Пумпянский и др.). Находясь на Соловках, а затем в Белбалтлаге, М. подводит итоги своей жизни, пишет филос. работы. После освобождения живет в Калязине, где занимается переводческой деятельностью. Там же появляются его последние работы. Похоронен М. на Волковом лютеранском кладбище в Петербурге. Филос. М. является вариантом диалогич. персонализма, созвучным идеям М.Бубера и М.Бахтина. Она скорее подразумевает не созерцательность, а реальное действие. Именно этим объясняется значительность организационной деятельности в жизни Мейера. Его филос. постоянно ищет свое воплощение то в революции, то в религии. В работах по анархизму М. делает первые попытки подойти к идее личности. Но эта идея оказалась несовместимой с революц. практикой, и М. пытается обрести ее в религии. Он надеется реально воплотить ее в новом ре-лиг, сознании, к-рое определяло умонастроение его кружка. По мнению М., идея может получить свое существование лишь в диалоге и благодаря ему. "Верховное Я" своей любовью рождает в нас личность, когда мы ему открыты. Тем самым делается возможным подлинный диалог между людьми. Создание подлинного диалога — гл. цель "Воскресения". "Абсурд “множества единых”" есть формула любви и формула личности — на этой мейеровской мысли держалась вся деятельность его религ.-филос. кружка. "Абсурд “множества единых”" — тайна, к-рая невыразима рациональным языком, она предполагает либо практич. воплощение, либо символическое выражение. Перформативный символизм М. отличается от дескриптивного символизма А.Ф.Лосева и др. своей подчеркнуто персональной ориентацией, растворяющей даже само бытие в идее личности. Филос. М. является попыткой создания практич. нравств. филос., основанной на ряде христ. идей: личности, диалога, тайны. Она открыла возможности для реализации нового релпг. сознания в об-ве и обозначила границы для рационального постижения личности.

Ф.И.Гиренок, И.Л.Дмитриева.

Соч.: О смысле революции // Перевал. 1907. № 8—9; Бакунин и Маркс // Факелы. Кн.2. СПб., 1907; Выступление на докладе С.А.Аскольдова // Записки С.-Петерб. Религиозно-философского общества. Вып.1. СПб., 1908; Новое религиозное сознание // Биржевые ведомости. 1916. 28 октября. № 15889; О праве на миф // 1918. № 2; Философские сочинения. Париж, 1982; Религиозный смысл мессианизма // ВФ. 1992. № 7; Мысли про себя // Север. Петрозаводск. 1992. № 11—12; Речь [на открытии Рыбинского Религиозно-философского общества (1916)] // Контекст. 1994—1995. М., 1996.

П.В.Алексеев. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — Издание 4-е, переработаное и дополненное — Москва: Академический Проект, 2002.

Книги

Русская философия > Библиотека русской философии > Авторы