Краткая библиографическая справка


ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич 

(18.02.1924-21.03. 1979) - спец. по теории диалектики, истории филос., методол. полит. экономии, психол., педагогике, эстетике. Род. в Смоленске. С 1941 - студент МИФЛИ. Участник Великой Отеч. войны. Затем студент филос. ф-та МГУ. После окончания ф-та - асп. Еще в асп. годы начал преподавать на филос. ф-те, откуда был изгнан в 1953 после обнародования «гносеологических тезисов» по обвинению в «гегельянстве». С 1953 по 1979 работал в ИФ АН СССР, сначала в должности мл., а с 1961 - ст. н.с. В 1965 за иссл. актуальных проблем теории познания диалектич. материализма И. была присуждена академическая премия им. Н.Г.Чернышевского. В качестве переводчика и ред. И. участвовал в изд. трудов Фихте, Гегеля, Маркса. В начале 60-х гг. И. был науч. ред. «ФЭ», откуда ушел по причине теор. разногласий с руководством Энциклопедии. Причиной конфликта послужило решение гл. ред. увеличить в несколько раз раздел матем. логики за счет объема статей по истории и теории диалектики. В 1953 защитил канд. дисс.- «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К.Маркса “К критике политической экономии”». В 1968 защитил докт. дисс. «К вопросу о природе мышления». И. принадлежит приоритет в разработке логико-диалектич. теории науч. мышления, связанный прежде всего с выявлением таких всеобщих аспектов развития науч. знания, как принцип противоречия в мышлении, соотношение абстрактного и конкретного в познании, диалектика логич. и ист. Ему принадлежит оригинальная концепция культурно-ист. развития человека. И. обосновал фундам. роль идеального (ideel) в личностном становлении индивида. Идеальное, т.е. разумная форма мыслящей активности индивида, есть, по И., способность человека строить свою деятельность в согласии с формой любого др. тела, а также в согласии с перспективой (логикой) изменения этого тела в ходе развития человеч. культуры. Тем самым основание личностного развития человеч. индивида составляет его способность действовать в идеальном плане, т.е. осваивать всеобщую меру бытия вещей. Особенно ярко возможности тонкой ист.-филос. реконструкции проблемы личности, выявленные И., обнаружили себя в теории и практике совр. тифло-сурдо-педагогики. Отсюда и то неожиданное, на первый взгляд, обращение к работам И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова. Проблема психического (личностного) развития слепоглухонемого ребенка не содержит, в понимании И., ни грана дефектологической специфики, скорее наоборот, она высвечивает всеобщие нормы индивидуального развития в «чистом», так сказать, виде. И. было присуще не столько бесстрастно-уважительное почтение, сколько глубочайшее проникновение в нем. художеств., филос. и музыкальную культуру. Он был не только великолепным знатоком Гегеля и Гете, Фихте и Мерике. Музыкальная Москва знала его как тонкого исследователя музыки Вагнера и Рихарда Штрауса. В посл. годы жизни он работал над переводом «Парсифаля» Вагнера. Нельзя не сказать о большом обаянии филос. и личности И., к-рые оставили глубокий след не только в существовавших в разных городах СССР филос. школах, называвших себя продолжателями идей И.,- в Алма-Ате, Ростове-на-Дону, Киеве. Его влияние в той или иной степени испытали многие гуманитарии, особенно того поколения, к-рое принято теперь называть «шестидесятниками», начиная с тех философов, экономистов, психологов, к-рые слушали его лекции в МГУ, кончая молодежью 70-х гг., к-рая окружала его до посл. дня жизни.

Соч.: Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М., 1960; Идеальное // ФЭ. Т.2. М., 1962; Количество // ФЭ. Т.2. М., 1962; Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып.6. 1964; Об идолах и идеалах. М., 1968; Психика и мозг // ВФ. 1968. №11; Гуманизм и наука // Наука и нравственность. М., 1971; О всеобщем // Некоторые проблемы диалектики. М., 1973; Гегель и герменевтика. (Проблема отношения языка и мышления в концепции Гегеля) // ВФ. 1974. №8; Диалектическая логика. М., 1974 (2-е изд.-1984); Учитесь мыслить смолоду. М., 1977; Становление личности: к итогам научного эксперимента // Коммунист. 1977. №2; Что же такое личность? // С чего начинается личность. М., 1979 (2-е изд.- 1984); Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 1979; Проблема противоречия в логике // Диалектическое противоречие. М., 1979; Искусство и коммунистический идеал. М., 1983; Философия и культура. М., 1991.

А.Г.Новохатько.

П.В.Алексеев. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — Издание 4-е, переработаное и дополненное — Москва: Академический Проект, 2002.

Книги