ПЕТРОВ Михаил Константинович
(08.04.1923-11.04.1987) - спец. по истории филос., культурологии и социол. науки. Род. в Благовещенске. В 1940 поступил в Ленингр. кораблестроительный ин-т. С 1941 - в рядах действующей армии на Ленингр. фронте. Окончил военный ин-т иностр. языков (1949). Работал преп. этого ин-та, а с 1952 - нач. кафедры иностр. яз. Ростовского артиллерийского училища. В 1956 уволился в запас и поступил в асп. ИФ АН СССР. В 1959 завершил дисс. «Проблемы детерминизма в древнегреческой философии классического периода». Защита не состоялась из-за принципиальных расхождений с науч. рук., чл.-корр. АН СССР М.А.Дынником. В конце 1959 П. написал публицистическую повесть «Экзамен не состоялся» (Дон. 1989. №6-7) и отправил ее в июне 1960 Н.С.Хрущеву с сопроводительным письмом, рассчитывая, что она может послужить началом дискуссии по внутрипарт. демократии перед XXII съездом КПСС. В итоге П. был исключен из партии и уволен с должности зав. кафедрой иностр. яз. Ейского летного училища (1961). С сентября 1962 работал преп. кафедры иностр. яз. Ростовского гос. ун-та. С 1965 читал ист.-филос. курсы на экон.-филос. ф-те этого ун-та. В 1967 защитил канд. дисс.- «Философские проблемы науки о науке». В 1969 П. публикует статью «Предмет и цели изучения истории философии» (ВФ. №2), что вызывает критику, содержащую идеол. и полит. обвинения. В июле того же года П. увольняют из ун-та на основании решения парткома ун-та, к-рый счел невозможным использовать его на преп. работе по филос. С сентября этого года и почти до смерти П. работал в должности ст. н.с., а затем инж. СКНЦ ВШ. Он был почти полностью лишен возможности публикации своих работ. П. занимался иссл. проблем истории и теории культуры, филос., науковедения, уделяя преимущественное внимание установлению механизмов соц. наследования, истории и теории образования, становления и развития ин-тов совр. науки, возникновению греч. цивилизации, роли языка в развитии филос. В рамках социума П. различает поведение (социум сотворенный) и общение (социум творящий). Общение является ответственным за состояние, движение и обновление репродуктивной основы жизни об-ва. Творч. начало не только связано с индивидом, но и включено в систему определ. культурных и соц. связей, что представлено прежде всего типом хранения и обновления соц.-необходимых знаний и умений. Выделяются три ист. типа кодирования и обновления: индивидуально-именной, профессионально-именной и универсально-понятийный. В работах П. постоянно подчеркивается монополия человека на творч. Ни одна соц. структура не содержит имманентного вектора или цели, к-рые независимым от людей способом заставили бы ее перейти в др. тип структуры. При анализе знания П. различает содержание (этим занимается наука) и способы его кодирования (предмет филос. иссл.). Филос. охватывает науч. творч., искусство, все механизмы обновления и трансляции - обучение, образование, ориентирование человека в жизни; она есть средство теор. обоснования критического отношения к наличному состоянию. Целостность предмета истории филос. объясняется соц. необходимой или хотя бы соц.-полезной деятельностью философов, что позволяет включить ее в состав условий существования об-ва. П. специально исследует процесс дисциплинарного становления и развития науки, роль теологии в этом процессе. Он глубоко разрабатывает проблему «человекоразмерности» науч. знания, имеющую фундам. значение для объяснения соц. и информац. процессов в совр. науке и образовании. П.- автор оригинальной концепции науч. образования, в основе к-рой лежат представления об индивидуальном тезаурусе и тезаурусной динамике. Эта концепция основана на постоянной коммуникации и сотрудничестве учителя и учащихся разл. возраста и уровней подготовки. В частности, в рамках этой концепции удается конструктивно поставить проблему образования в совр. условиях, когда в целом ряде обл. учащиеся обновляют свои знания о новых явлениях и закономерностях быстрее, чем учителя. По концепции П., учебник-введение в отдельные науки должен быть заменен учебником-терминалом, вводящим в дисциплинарные языки науки. Рукописное наследие П., составляющее более 350 авт. л., изучается и публикуется его учениками и последователями.
Соч.: Рационализация и творчество // ВФ. 1966. №7; Некоторые проблемы организации науки в эпоху НТР // Там же. 1968. №10; Социология науки. [В соавт.]. Ростов-н/Д., 1968; Предмет и цели изучения истории философии // ВФ. 1969. №2; Системные характеристики научно-технической деятельности // Системные исследования. 1972. М., 1972; Человек и культура в НТР // ВФ. 1990. №5; Гласность и организация в деятельности ученого. Миф и НТР // Там же. 1992. №6; Язык, знак, культура. М., 1991; Самосознание и научное творчество. Ростов-н/Д., 1990; Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992; Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. М., 1995; Историко-философские исследования. М., 1996; Античная культура. М., 1997.
В.Н.Дубровин, Э.М.Мирский, Ю.Р.Тищенко.
П.В.Алексеев. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — Издание 4-е, переработаное и дополненное — Москва: Академический Проект, 2002.