Краткая библиографическая справка


СОРОКИН (Sorokin), Питирим Александрович 

(21 янв. 1889 – 10 февр. 1968) – бурж. социолог. Род. в России. Правый лидер партии эсеров, после Февр. революции – секретарь Керенского и гл. ред. газ. "Воля народа". С 1919 – проф. Петрогр. ун-та. С 1922 – в эмиграции. С 1930 – проф. Гарвардского ун-та, где организовал и возглавил ф-т социологии.

В центре "социологии культуры" С. – проблемы социальной системы и социальной целостности. С., вслед за Зиммелем, исходным пунктом для построения теоретич. социологии считал анализ "социального взаимодействия", в к-ром выделял совокупность социальных систем, совокупность культурных систем и личность. Социальная действительность, по С., есть сложная иерархия различных социальных и культурных систем и подсистем (религии, этики, науки, иск-ва, экономики, политики). Социология – обобщающая теория структуры и динамики социальных и культурных систем, различной степени их интегрированности – от механич. сосуществования элементов до чисто духовной "логико-значимой" интеграции, к-рая имеет решающее значение ("Система социологии", т. 1–2, П., 1920; "Society, culture and personality", Ν. Υ.–L., 1947). Подлинной причиной и условием систематичности социального мира, по С., является наличие объективной сферы интегрированных ценностей, "значений", "чистых культурных систем". Индивиды и их обществ. отношения – лишь носители этого мира "значений". С. подчеркивает идейное родство своей концепции с филос. теориями Лосского, Гуссерля и Дильтея.

Общая социальная структура, по С., есть совокупность социальных групп (страт) или социальных систем взаимосвязи людей, к-рые реализуют в ней те или иные культурные ценности. С. – один из родоначальников совр. бурж. теории социальной стратификации и мобильности ("Социальная мобильность" – "Social mobility", Ν. Υ.–L., 1927; новое доп. изд. – "Social and cultural mobility", Glencoe, 1959). В области философии истории ("Социальная и культурная динамика" – "Social and cultural dynamics", v. 1–4, N. Y.–[a. о.], 1937–41; переизд.; Boston, 1957; Ν. Υ., 1962) С. пытается свести повторяемость и правильность в историч. процессе к повторяемости в идеологич. духовных отношениях, обобщив их в единое понятие "тип культуры". Каждая "культура" как специфич. тип историч. целостности, или системы, имеет в основе неск. главных "филос. посылок" (представления о природе реальности, о природе осн. потребностей человека, степени и методах их удовлетворения). В соответствии с их характером С. выводит три осн. типа культуры, или три типа мировосприятий: "чувственный" (sensate), в к-ром преобладают чувств. восприятия, "идеациональный" (ideational), в к-ром преобладают элементы рационального мышления, и "идеалистический" (idealistic), в к-ром господствует интуитивный вид познания.

Т.о., система представлений, ценностей или "истин" выступает как осн. детерминанта социо-культурной динамики. Преобладающая в данную историч. эпоху система истин определяет общую природу данного иск-ва, философии, религии, этики, экономич. и политич. отношений. Историч. процесс есть, по С., циклич. флуктуация осн. типов культуры. Совр. "чувств. культура, по С., протекает под знаком неизбежного краха и кризиса" ("The crisis of our age", Ν. Υ., 1941; "S.O.S.: the meaning of our crisis", Boston, 1951). Кризис и противоречия совр. бурж. общества С. пытается представить как общий кризис культуры, связывая его с развитием материализма и науки. Выход С. видел в будущей победе религ. "идеалистической" культуры. Он выдвинул программу "спасения человечества" на базе "творч. альтруизма" и с целью пропаганды этой религ. утопии в 1947–48 основал в Гарварде "Центр по изучению творч. альтруизма". В конце жизни высоко оценивал достижения СССР во многих областях.

Соч.: Преступление и кара, подвиг и награда, СПБ, 1911; Л. Н. Толстой, как философ, [М., 1914]; Проблема социального равенства, П., 1917; Leaves from a Russian diary, Ν. Υ., 1924 (переизд. Boston, 1950); The sociology of revolution, Phil.–L., 1925; Principles of rural–urban sociology, N. Y., 1929 (совм. с С. Zimmerman); Time-budgets of human behavior, Camb, 1939 (совм. с С. Q. Berger); Sociocultural causality, space, time, Durham (N. C), 1943; Man and society in calamity, N. Y., 1943; Reconstruction of humanity, Boston, 1948; Explorations in altruistic love and behavior: a symposium, Boston, 1950; Altruistic love: a study of American "good neighbors" and Christian saints, Boston, 1950; Social philosophies of an age of crisis, Boston, 1950; The ways and power of love, Boston, [1954]; Fads and foibles in modern sociology and related sciences, Chi., 1956; The American sex revolution, Boston, [1956]; Power and morality, Boston, [1959] (совм. с W. A. Lunden); Sociological theories of today, N. Y., 1966.

Лит.: Ленин В. И., Речь на собрании 20 ноября 1918 г., Соч., 4 изд., т. 28; его же, Ценные признания Питирима Сорокина, там же; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33; Голосенко И. Α., Философия истории П. С., "Новая и новейшая история", 1966, No 4. Соwеll F. R., History, civilization and culture. An introduction to the historical and social philosophy of P. A. Sorokin, Boston, 1952; P. A. Sorokin in review, ed. Ph. J. Allen, Durham (N. C.), 1963; Loomis С. P., Loomis L. K., Modern social theories, N. Y.–[a. o.], 1965.

И. Голосенко.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

СОРОКИН (Sorokin) Питирим Александрович 

(21.1. 1889, Жешарт, ныне Коми АССР,—10.2.1968, Уинчестер, шт. Массачусетс, США), русско-амер. социолог. Лидер правого крыла партии эсеров. После Февральской революции 1917 секретарь А. Ф. Керенского и гл. ред. газ. «Воля народа» (1917). С 1920 проф. Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1923 в США. С. рассматривал историч. действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистич. концепции С.— идея о приоритете сверхорганич. системы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями которых являются индивиды и институты. Историч. процесс, по С., есть циклич. флуктуация типов культур, каждый из которых — специфич. целостность и имеет в основе неск. главных филос. посылок (представление о природе реальности, методах её познания). С. выделяет три осн. типа культуры: чувственный (sensate) — в нём преобладает непосредств. чувственное восприятие действительности; идеациональный (ideational), в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический (idealistic) — здесь господствует интуитивный вид познания. Каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре обществ. отношений, радикальное преобразование и смена которых происходят в результате кризисов, войн, революций. Кризис совр. «чувственной» культуры С. связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религ. «идеалистич.» культуры. С,— один из родоначальников бурж, теорий социальной мобильности и социальной стратификации.

Преступление и кара, подвиг и награда, СПБ, 1914; Проблема социального равенства, П., 1917; Система социологии, т. 1—2, П., 1920; The sociology of revolution, Phil,—L., 1925; Social mobility, N. Y.— L., 1927, новое изд.— Social and cultural mobility, Glencoe, 1959; Society, culture and personality, N. Y.— L., [1947]; Fads and foibles in modern sociology and related sciences, Chi., 1956; Social and cultural dynamics, v. l—4, N. Y., 1962; Sociological theories of today, N. Y.—L., 1966. 
 
Ленин В. И., Ценные признания Питирима С., ПСС, т. 37; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; Голосенко И. А., Философия истории П. С., «Новая и новейшая история», 1966, N« 4; Социологич. мысль в России, Л., 1978; История бурж. социологии первой половины 20 в., М., 1979; Allen P. J. (ed.), P. A. Sorokin in review, Durham, 1963; Соwell F. R., Values in human society. The contributions of P. A. Sorokin in sociology, Boston, 1970.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. ИльичёвП. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Книги