Краткая библиографическая справка


АНДРЕЙ, епископ (в миру Ухтомский Александр Алексеевич, князь) 

(26.12.1872-04.09.1937) - богослов. Род. в с.Вослома Арефинской волости Рыбин­ского уезда Ярославской губ., в семье председателя уездной земской управы; из древнего княжеского рода Рюриковичей. Брат акад. А.А.Ухтомского. Окончил Моск. Дух. академию (1895); канд. богословия; принял монашество. С 1913 - епископ Уфимский и Манзелинский (г. Манзелинск Уфимской губ.). Выступал за свободу вероисповеданий. Сторонник кадетов. Предс. Восточнорус. культурно-просветительского об-ва, соз­данного им в Уфе в 1916. Основатель при об-ве ж. «Заволжский летописец» (Уфа, 1916-1918). Один из немногих иерархов церкви, кто в печати выступил против Г.Е.Распутина, предупреждая царя, что тот ввергнет Россию в беду. Вел аскетический образ жизни. Приветствовал февральскую революцию. Отказался от назначения на пост митрополита Петроградского, т.к. был сторонником выборности дух. лиц. В апреле 1917 включен в новый состав Св. Синода. Отрицательно отнесся к Октябрьской революции, считал, что у большевиков хорошая идея, но связана у новых властителей с гос. деспотизмом. Такая власть не способна установить порядок в стране и сохранить целостность России. Выступил против декрета СНК об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви. Был членом созданного осенью 1919 Сибирского Временного Высшего церковного управления. Руководил духовенством 3-й армии Колчака. Арестован в февр. 1920 после разгрома Колчака в Новониколаевске. Осенью выступил с заявлением о лояльности к сов. власти и просьбой об освобождении; вскоре освобожден и уехал в Уфу. Неоднократно подвергался арестам и ссылке. По решению «тройки» управления НКВД Ярославской обл. расстрелян. Реабилитирован в 1989 (см. Латынова В.В., Исхаков С.М. «ПДР». С.20-21). По мнению епископа Андрея, смысл жизни нельзя раскрыть, оставаясь в пределах самой жизни. Нужно выйти за ее пределы; необходимо искать смысл в понимании смерти и победы над смертью. Вечность есть Бог, а Бог есть только любовь. Все остальные свойства Божии - это только человеч., ограниченные представления о Божестве. Нужно любить жизнь, тогда и жизнь будет источником величайших откровений для ума. Нужно любить человека, тогда человек - этот чудный микрокосм - даст огромное содержание для сердечной жизни любящего субъек­та. Нужно вообще любить всю Вселенную и никогда не нужно быть ни к чему равнодушным. Только любовь открывает нам клапан к познанию жизни. Познание и любовь бесконечны. Любовь выводит нас из состояния отъединения, самозамкнутости, вводит в круг бесконечных откровений в познании природы и людей. Истина, утверждает епископ Андрей, приобретается и постигается не умом человека и не его чувством, а делается открытой лишь гармоническому устремлению умственных и сердечных сил к добру и правде. Если этой гармонии не будет, то не будет гл. условия познания Истины, ибо разрозненные душевные силы не способны даже сами себя познать, тем более не способны подняться выше земли для высшего созерцания. Как для усвоения отдельным человеком истины необходимо собрание всех сил человека, так и для познания высшей Богооткровенной истины нужно собрание - собор - гармония всех любящих сердец, чтобы общими силами любви и ума воспринять верховную Истину.

Соч.: О смысле жизни. Казань, 1902; Царь и народ. Казань, 1903; Как понимать человекообразные представления Св. Писания о Боге. Казань, 1904; О догмах. Уфа, 1915; О духовности духовенства // Уфимские епархиальные ведомости. 1916. №21; Нравственный смысл современных великих событий // Там же. 1917. №5-6; История моего мировоззрения // М.Л.Зеленогорский. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 1991 (Из Приложения I.- Неопубликованные работы епископа Андрея [Ухтомского]).

П.В.Алексеев. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — Издание 4-е, переработаное и дополненное — Москва: Академический Проект, 2002.

Книги