Новицкий Орест Маркович
(1806—84) — магистр Киевской духовной акад., профессор философии Унив. св. Владимира. По закрытии в 1850 г. кафедры философии состоял цензором. Труды Н.: "О духоборцах" (Киев, 1832 и 1882, в переработанном виде), "О первоначальном переводе Св. Писания на славянский язык" (ib., 1837), "Об упреках, делаемых философии в теоретическом и практическом отношениях, их силе и важности" (речь, Киев, 1837), "Руководство к опытной психологии", составленное по Фишеру (СПб., 1840), "Руководство к логике" (перев. "Логики" Фишера, Киев, 1841), "Краткое руководство к логике, с предварительным очерком психологии" (для средних учебных заведений, ib., 1844), "Очерки индийской философии" ("
Ж. М. Н. Пр.", 1844, № 4; 1845, № 3, и 1846, № 10), "О разуме, как высшей познавательной способности" (ib., 1840, кн. 8 и отдельно) и "Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческой религии" (Киев, 1860—1862).
Подробная биография Н. в "Биографическом Словаре профессоров Университета св. Владимира" (Киев, 1884); см. также некролог в "Киевской Старине" (1884, № 7) и "Киевских Епархиальных Ведомостях" (1884, № 22).
В. Р—в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
НОВИЦКИЙ Орест Маркович
(25 янв. 1806 – 4 июня 1884) – рус. философ, представитель "философии" неортодоксального православия. Окончил Киевскую духовную академию (ок. 1831). В 1834–1850 – проф. философии Киевского ун-та. В 50–70-х гг. – царский цензор. Противник материализма, Н. резко обрушивался на проникавшие в Россию идеи нем. материализма 19 в., к-рые связывались им с "опасностью" распространения социалистич. учений. В борьбе с материализмом, в поисках новых форм идеологич. господства религии над наукой Н. стремился использовать достижения естествознания; при этом он приходил к пантеистич. идеям, за что подвергался критике в Санкт-Петерб. духовной академии. В целом труды Н. носят компилятивный характер. После критики
Чернышевским и
Антоновичем филос. деятельность Н. прекратилась.
Соч.: Об упреках, делаемых философии в теоретич. и практич. отношениях, их силе и важности, К., 1838; Руководство к опытной психологии, К., 1840; Руководство к логике..., К., 1841; Краткое рук-во по логике, с предварит. очерком психологии, 3 изд., К., 1848; Очерк инд. философии, "
Журн. Мин-ва народного просвещения", 1844, ч. 41, № 3, ч. 43, № 8, 1846, ч. 52, № 10; Постепенное развитие древних филос. учений в связи с развитием языч. верований, ч. 1–3, К., 1860–61; Духоборцы, их история и вероучение, 2 изд., К., 1882.
Лит.: Критика ("Руководство к логике...", составленное О. Новицким), "Отеч. записки", 1842, т. 23, разд. 5;
Антонович М., Два типа совр. философов, "Современник", 1861, т. 86, No 4; Биографич. словарь профессоров и преподавателей имп. ун-та св. Владимира. 1834–1884, К., 1884, с. 489–528; Ананьев Б. Г., Очерки истории рус. психологии XVIII и XIX вв., М., 1947, с. 69;
Чернышевский Н. Г., Полемич. красоты. Коллекция 2-я, Избр. филос. соч., т. 3, М., 1951; Москаленко Ф. Я., Учение об индуктивных выводах в истории рус. логики, К., 1955, гл. 5;
Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 8, М., 1955, с. 643; Πелех П. М., Передовi iдеï у вiтчизнянiй психологiï в першi десятирiччя XIX ст., в сб.: Нариси з icтopiï вiтчизнянoï психологiï XIX ст., ч. 1, К., 1955.
В. Зверев.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией
Ф. В. Константинова. 1960—1970.
НОВИЦКИЙ Орест Маркович
[25 января (6 февраля) 1806, Новоград-Волынский Волынской губ.— 4(16) июня 1884, Киев) — русский философ, историк философии, религиевед, психолог. Представитель киевской школы философского теизма. Окончил Острожское духовное училище (1821), Волынскую семинарию (1827), Киевскую духовную академию (1831). Преподавал там же польский язык, философию, став одновременно первым профессором Киевского университета по кафедре философии, где читал логику, опытную психологию, нравственную философию, историю философских систем. После закрытия философских кафедр в университете в течение 20 лет служил в цензурном ведомстве. Свою задачу видел в том, чтобы проследить развитие мировой мысли “в непрерывной связи с движением понятий религиозных”. Религия и философия рассматриваются Новицким в “нераздельности и неслиянности”. Философия изучает всеобщие формы и законы бытия и является разумной рефлексией, следующей за естественной верой. Новицкий глубоко усвоил идеи немецкой классической философии, в которой предметом сознания являются Я, не-Я и Бог (Фихте), а основными идеями разума — идея истинного (того, чтов мире духовном есть), благого (того, чтов мире явлений должно быть) и идея прекрасного (что в нем может быть) (Кант). В своих курсах излагал взгляды В. Круга, Ф. Фишера, В. Кузена, Г. Риттера, Ф. Крейцера.
Соч.: Духоборцы, их история и вероучение. К., 1832; О первоначальном переводе Св. Писания на славянский язык. К., 1837; Об упреках, делаемых философии в теоретическом и практическом отношении, их силе и важности. К., 1838; Руководство к опытной психологии. К., 1840; О разуме как высшей познавательной способности.— “
Журнал Министерства народного просвещения”, 1840, ч. 27; Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований, ч. 1—4. К., 1860—61.
Лит.: Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского университета св. Владимира. 1834—1884. К., 1884; Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Соч. М., 1989.
А. И. Абрамов, Н. А. Куценко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.