Краткая библиографическая справка


Чанышев Арсений Николаевич

(18.04.1926 – 03.08.2005) — спец. по истории филос., поэт; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Новочеркасск Ростовской обл. Отец Ч. — Тихон Николаевич Никитин (впоследствии — Модест, монах, архиепископ Смоленский и Вяземский, автор ряда кн.) — был арестован и расстрелян в 1937. Ч. окончил филос. ф-т МГУ (1952), асп. по кафедре истории заруб. филос. того же ф-та (1955). С 1955 по наст. вр. работает на этой кафедре: последовательно асс., ст. преп., доц., ст., затем вед. н.с, проф. (с 1991). Канд. дисс. — "Сущность американского протестантизма (на примере Рейнхольда Нибура)" (1956). Докт. дисс. — "Генезис философии и ее ранние формы" (1983). В трудах Ч. исследуются проблемы виды мировоззрения, генезис филос., филос. и предфилос., филос., профилос., протофилос. и парафилос., особенности древне-кит., древнеинд., древнегреческо-римской филос. и др. В "Трактате о небытии" выдвигается тезис о первичности и абсолютности небытия и вторичности и относительности бытия (Бытие не имеет основания в самом себе. Основание Бытия в Небытии. Бытие вторично, потому что, по выражению Ч., Бытие есть небытие Небытия). К особенностям поэзии Чанышева следует отнести чувство нравств. правоты, традицию соц.-филос. критики. Судьбы современников в поэзии Ч. предопределены ист. прошлым, в частности сталинским режимом: "Этот мир был проклят мною с детства / За несоответствие мечте:/ Но другого нет — и некуда мне деться. / Здесь Христос, распятый на кресте. / Мир иной! Тебя я видел мельком / Ты являлся иногда в мечте... / Годы шли... Я / Становился мелким — / И Христа распял я на кресте... / Но теперь, когда меня осталось/ Очень мало, верен я мечте / Жизнь моя от грязи опросталась — / Я с Христом, распятым на кресте..." Соч.: Философия Анри Бергсона. М., 1960; Ионийская философия. [В соавт.]. М., 1966; Протестантизм. М., 1969; Эгейская предфилософия. М., 1970; Италийская философия. М., 1975; Виды мировоззрения и генезис философии // В.МГУ. Сер."Философия". 1978. № 4; Курс лекций по древней философии. М., 1981; Аристотель. М., 1981 (2-е изд. 1987); Начало философии. М., 1982; Трактат о небытии // ВФ. 1990. № 10 (испр. и доп. изд. — "Категории. Философский журнал". 1997. № 2); Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991; Обращение антитоталитариев // Ностальгия. 1991. № 1; Пифагор (Комедия идей) // Человек. 1991. № 6; 1992. № 1; Слово о философии // Вопросы классической филологии. Вып.Х1. М., 1996; Философия как "Филология", как мудрость и как мировоззрение // В. МГУ. Сер."Философия". 1995. № 5, 6; 1996. № 6; 1998. № 1; 1999. № 1; "Град земной" в эсхатологической перспективе: переосмысление опыта античной истории и гражданской культуры в историософии Августина // ВФ. 1999. № 1; Философия Древнего мира. Учебник для вузов. М., 1999 (2001); Введение в любомудрие. М., 2000; Трактат о небытии // В. МГУ. Сер."Философия". 2000. № 2.

 

Книги