Краткая библиографическая справка


Умов Николай Алексеевич

профессор физики в Московском университете, род. 1846 г. в Симбирске. Еще мальчиком познакомился с анатомиею под руководством отца, который был врачом и занимался собиранием естественно-исторических коллекций. Окончив курс в 1-й московской гимназии, он поступил на физико-математический факультет Московского унив., оттуда вышел со степенью кандидата в 1867 году. Намереваясь поступить в Технологический институт, он пожелал сначала ознакомиться с практикою технических производств, для чего работал некоторое время на вагоностроительном заводе Вильямса и Бухтеева. В СПб. технологическом институте он пробыл вольнослушателем два месяца, так как вскоре был оставлен при Московском университете для приготовления к профессорскому званию по кафедре физики. В следующем году он преподавал физику во 2-й женской гимназии и читал лекции физики на женских Лубянских курсах. В 1871 г. выбран доцентом Новороссийского университета, затем последовательно там же получил экстраординатуру и ординатуру. В 1893 году перешел в Московский университет, где преподавал физику студентам-медикам и теоретическую физику студентам-матем. После смерти профессора А. Г. Столетова читает экспериментальную физику. Из ученых его работ и трудов назовем: "Законы колебания в изотропной среде постоянной упругости" ("Математический Сборник" V, 1870—72), "Beweg-Gleich. d. Energie in contin. Körpern" (Schlömilch, "Zeitschrift d. Math. und Phys." т. XIX, 1874), "Теория взаимодействий на расстояниях конечных и ее приложение к выводу электростатических и электродинамических законов" ("Мат. Сборн.", VI). "О фиктивных взаимодействиях между телами, погруженными в среду постоянной упругости" ("Мат. Сборн.", IX, 1877), "О стационарном движении электричества на проводящих поверхностях произвольного вида" ("Матем. Сборн.", IX, 1878), "Ableitung d. elektrodynam. Inductionsgesetzes" ("Wied. Ann", т. 13, 1881), "Отражение и преломление света на границе изотропных тел" ("Протоколы VII съезда естеств.", 1883), "О наблюдении невидимых облаков" (там же), "Частный случай неустойчивого равновесия консервативной системы" (там же), "Геометрическое значение интегралов Френеля" ("Записки Новоросс. Общ. Естеств.", матем. отд., т. VI. 1885; также в "Journal de physique"), "Законы растворимости некоторых солей" ("Зап. Новоросс. Общ. Ест.", т. XII, 1887), "Диффузия водного раствора поваренной соли (там же, т. XIV, 1888), "Термодинамический потенциал соляных растворов" ("Журн. Русск. Физ.-Хим. Общ.", 1889), "Антитермы изопиестических и изотермических процессов совершенных газов" ("Зап. Новоросс. Общ. Естеств." мат. отд., т. XV, 1892), "Опыт изыскания законов тепловой энергии химических реакций" ("3ап. Новоросс. Унив." 1893), "Дополнение к закону диффузии и новые диффузиометры" ("Жур. Рус. Ф.-Хим. Общ.", 1891), "Une expression générale du potentiel thermodynamique" ("Bull. d. l. Soc. des Natural, de. Moscou", 1894), "Электрические образы в поле Гитторфовой трубки" (Умова и А. Самойлова, "Труды физиологич. Инстит. Моск. Унив." т. V, 1896; перепечатано в "Philosophical. Magaz."), "Об образовании и истечении капель в магнитном и электрическом поле" ("Труды Физич. Отдел. Общ. Люб". Ест.", т. VIII, 1896), "Sur l'application de la méthode de Mr. Ludimer Hermann à l'analyse des courbes periodiques" ("Le physiologiste Russ.", т. 1, 1898), "Ueber eine Methode objectiwer Darstellung der Eigenschaften des polarisirten Lichtes ("Annalen der Physik", 1900), "Ein Versuch die magnetischen Typen des Erdmagnetismus zu ermitteln" ("Bull. d. l. Soc. Natur. de Moscou", 1900) и нек. друг.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. 

УМОВ Николай Алексеевич 

(23.01 (4.02). 1846, Симбирск -15(28).01.1915, Москва) — физик, философ, представитель рус. космизма. Выдвинул концепцию антиэнтропийной сущности жизни. Фундаментальным свойством живой материи считал "стройность", способность к самоорганизации, к собиранию и концентрации энергии, стремящейся в естественных природных циклах к затуханию, дезинтеграции, рассеянию. Сущность жизни, смысл эволюции — в преобразовании нестройных, хаотических движений в стройные, в повышении "качества стройностей в природе", что сообщает развитию векторный, восходящий характер. Усложняя и совершенствуя нервную систему новых видов, эволюция движет "живое от автоматизма к сознанию". Человек, высшее ее создание, обладая разумом и нравственным чувством, сознанием идеала и способностью к целенаправленной творческой деятельности, заключает в себе и высший из доселе достигнутых уровень стройности. Не удовлетворяясь "естественными предложениями" природной среды, он стремится к улучшению внешнего мира, к созданию в нем "второй", более совершенной природы. В технике и искусстве, в механизмах и архитектурных сооружениях, во всей разносторонней и многообразной деятельности человека бессознательные и нестройные движения претворяются в сознательные и стройные; в круг регулируемых, антиэнтропийных процессов вовлекается уже не только живое, но и мертвое, косное вещество, "неорганизованная материя". "Третий закон термодинамики", закон стройности и организации, действующий, по мысли У, в области жизни и сознания, через человека расширяет свой предел применимости, стремится стать всеобщим, универсальным законом. В отличие от Циолковского, считавшего, что жизнь буквально кишит в космосе, У. был убежден в единственности и уникальности жизни на планете Земля. Во Вселенной масса живого вещества совершенно ничтожна, однако, раз возникнув, жизнь стремится удержаться в бытии и создает разум как орудие дальнейшего своего развития. Именно "разум во всеоружии научного знания", человеческое творчество, утверждающее все большую власть духа над материей, над стихийными процессами природы, способны снять "с жизни облик преходящего момента в эволюции нашей планеты", только они в полной мере служат "величественной задаче": "охранению, утверждению жизни на земле". Будущее, подчеркивал У, за новым эволюционным типом человека-это Homo sapiens explorans (человек разумный исследующий), девиз к-рого "Твори и созидай!". Онтология У. неразрывна с этикой. Само возникновение нравственного чувства явилось, по его убеждению, следствием упорядоченности живого вещества, совершенствования и усложнения психики в процессе эволюции. Грех и зло — своего рода уклонения от эволюционной прямой, лазутчики энтропии в потоке живого вещества. Совесть — верховный уровень стройности и в качестве такового является мощным орудием эволюции, упорядочивая хаотические душевные вихри, ведя борьбу с атавистическими проявлениями в психике человека, к к-рым относится и эгоизм. Основу высшей нравственной организации составляет "Агапе", любовь к миру и человеку, сознание глубинной связи всего со всем. У. углубляет само понятие ближнего, расширяя его буквально до всего "живого мира", всего космоса, за судьбы к-рого отвечает именно человек. Но, сознавая эту ответственность, человек должен соединить любовь ко всему творению с научным знанием, ибо только тогда любовь выйдет за рамки филантропии, к-рая лишь облегчает страдание, но не устраняет источник зла в мире. Движущим началом нового, сознательного этапа эволюции должен быть "логос, слово жизни", в к-ром нераздельны разум и этика, "научное знание и любовь".

Соч.: Собр. соч. М., 1916. Т. 3; Эволюция живого и задачи пролетариата мысли и воли. М., 1906; Эволюция мировоззрений в связи с учением Дарвина (сокращенное изложение). Роль человека в познаваемом им мире // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. С. 111–128; Культурная роль физических наук // Журнал русской физической мысли. Реутов. 1991. № 1; Мысли о естествознании // Там же. № 2. С. 5–11.

Лит.: Гуло Д. Д. Н. А. Умов. М., 1977; Гиренок Ф. И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., 1987. С. 162–168; Рыгина О. О. Концепция эволюции природы и человеческого общества Н. А. Умова // Русский космизм и современность. М., 1990. С. 145–154.

А. Г. Гачева

Русская философия: энциклопедия. М., 2007 

Книги



Русская философия > Библиотека русской философии > Авторы