Галактионов Анатолий Андрианович (р. 21.11.1922)
- историк русской философии и общественной мысли. Род. в Петрограде. Участник Великой Отечественной войны. Окончил философский факультет ЛГУ (1949). Кандидатская диссертация. посвящена анализу плехановской концепции русской материалистической философии XIX в. (1951). Старший преподаватель кафедры истории философии ЛГУ (1952), доцент (1955). Докторская диссертация, написанная совместно с П.Ф.Никандровым, - "История русской философии", защищена в 1966. Заведующий кафедрой истории философии ЛГУ (1968), профессор (1970). В 1979-1989 - заведующий кафедрой философии Ленинградского сельско-хозяйственного института. С 1989 по настоящее время - профессор факультета социологии СПбУ. С 1956 почти двадцать лет Галактионов работал в постоянном творческом содружестве с
П.Ф.Никандровым. Им принадлежит заслуга создания одной из первых марке монографий по истории русской философии (1961). На ее основе был написан более совершенный вариант - книга "Русская философия IX-XIX веков" (Л., 1970). Утверждая, что развитие русской философии подчинено общим закономерностям историко-философского процесса, авторы предлагают также решение проблемы ее национальных особенностей. Они определены существованием русской мысли в различных социокультурных обстоятельствах одной феодально-крепостнической формации. По-своему повторив основные моменты теоретического содержания европейской мысли, русской философии заявляет о своей самостоятельности в 40-е гг. XIX в., а с 60-х гг. оказывает все большее влияние на славянские страны и приобретает авторитет в передовых странах Европы. Научная ценность, гуманизм, гражданственность и социально-политическая актуальность русской мысли обретены ею в поисках ответов на насущные вопросы жизни. Главным и наиболее оригинальным направлением русской философии является материализм. Обе книги предварялись очерком историографии русской философии. После смерти П.Ф.Никандрова Галактионов предпринимает второе издание этой книги ("Русская философия IХ-ХIХвв". Л.,1989). Здесь Галактионов усиливает внимание к национальным особенностям русской мысли, полагая, что с 40-х гг. XIX в. она становится "главным стволом мировой философской мысли, параллельным марксизму", а с началом XX в. она превращается в центр марксистской мысли, которая "сняла" научное, диалектико-материалистическое направление русской философии как одного из родников ленинизма. При этом русский идеализм играет роль "важнейшего запасника" идей западной буржуазной философии XX в. Во втором издании Галактионов также указал на плодотворные исследовательские возможности, открывающиеся при обращении к "сквозным", т.е. проходящим через несколько периодов, теоретическим конструктам и темам (теория естественного права, место России во всемирно-историческом процессе, органическая теория и т.д.). Другим написанным вместе с
П.Ф.Никандровым исследованием была монография "Идеологи русского народничества" (Л., 1966), в которой восстанавливалось историческое место философии и социологии революционных народников как предшественников российской социал-демократии. Первыми из советских исследователей Галактионов и
П.Ф.Никандров предложили позитивную интерпретацию славянофильства, увидя его специфику главным образом в решении историческо-социологических вопросов - об общине, об особом пути России, о государстве, что получило новое звучание у революционных демократов (Историко-социологические взгляды К.С.Аксакова // В. ЛГУ. 1965. №17. Серия экономика, философия и права. Вып.З; Славянофильство, его национальные истоки и место в истории рус мысли // "Вопросы философии" 1966. №1). В последние годы Галактионов исследует перипетии органической теории в русской мысли, что получило свое выражение в ряде статей и особенно во вступительной статье к книге Н.Я.Данилевского "Россия и Европа", к шестому ее изданию, подготовленному им. Галактионов является научным редактором Сочинений в 2т. П.Н.Ткачева (М., 1975), книги А.Ф.Замалеева "М.А.Фонвизин" (М., 1976) и ряда сборника статей.