[18(30).V.1814, усадьба Премухино Новоторжского у.
Тверской губ., — 19.VI.(1.VII).1876, Берн, Швейцария] — рус. революционер, публицист, один из идеологов народничества и анархизма. Род. в дворянской семье. Учился в Петерб. артиллерийском училище, в чине прапорщика вышел в отставку (1835). Вступив в московский кружок
Н. В. Станкевича, Б. вскоре занял в нем видное положение. В 1836 он выступил в печати с переводом «Лекции о назначении ученых» Ф. Фихте. Способствовал знакомству
В. Г. Белинского с учением Фихте, а затем Г. В. Гегеля. Первая оригинальная статья Б. «Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика» («Московский наблюдатель», 1838, ч. 16) выражала взгляды членов кружка и явилась программой обновленного журнала. Так же, как и следующая работа Б. «О философии» («Отечественные записки», 1840, т. 9, № 4), эта статья толковала в консервативном духе гегелевский тезис «все действительное — разумно». Сблизившись с
А. И. Герценом и Н. П. Огаревым, Б. начинает отходить от правого гегельянства. В 1840 Б. едет за границу для изучения философии. В Берлине сближается с И. С. Тургеневым. В статье «Реакция в Германии» («Deutsche Jahrbücher für Wissenschaft und Kunst» — «Немецкие летописи науки и искусства», 1842, № 247—51, под псевдонимом Жюль Элизар) Б. предсказывает близкое крушение старых порядков и призывает к революции. Статья свидетельствовала о переходе Б. к левому гегельянству и революционному демократизму и была восторженно принята
Белинским и
Герценом. Познакомившись в Швейцарии с В. Вейтлингом, Б. заинтересовался утопич. социализмом. Из-за отказа Б. вернуться в Россию, он в 1844 был заочно приговорен к каторжным работам.
Переехав в Париж, Б. познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, сблизился с П. Ж. Прудоном. В письме к редактору газеты «La Réforme» (27 янв. 1845) и в речи на митинге в годовщину польского восстания (17 сент. 1847) Б. оптимистически оценивает перспективы революц. движения в России. Демократизм Б. в сочетании с идеями объединения славян в слав. федерацию для борьбы с рус. царизмом и Австр. империей нашел яркое выражение в двух воззваниях к славянам (1848).
Б. принимал участие в
Славянском съезде и Пражском восстании (1848), был одним из руководителей Дрезденского восстания (1849). За революционную деятельность дважды был приговорен к смертной казни (в Саксонии, а затем в Австрии), замененной в обоих случаях пожизненным заключением. В 1851 был выдан царскому правительству и заключен в Алексеевский равелин. В «Исповеди», написанной по предложению царя, притворно покаялся в своих «преступлениях». В 1857 отправлен на поселение в Сибирь, откуда в 1861 через Японию и Америку бежал в Лондон. Сотрудничал с
Герценом и
Огаревым, был связан с «Землей и волей». В брошюре «Народное дело. Романов, Пугачев или Пестель?» (Лондон, 1862) Б. заявлял, что главную роль в революц. движении будет играть народ, выдвигал требования нар. самоуправления, вслед за Герценом звал молодежь идти в народ. При содействии Маркса вступил в 1-й Интернационал (1864). Перевел на рус. язык «Манифест Коммунистической партии», принимался переводить «Капитал». В речи на конгрессе Лиги мира и свободы (1868) Б. заявлял, что наступает эра рабочего социализма.
В 1868 Б. редактировал первый номер нелегального журн. «Народное дело». В сер. 60-х гг. основал в Италии анархистский союз «Братство», а затем в Швейцарии — «Международный альянс социалистической демократии». Добившись приема «Альянса» в Интернационал на правах одной из женевских секций, Б. сохранил его как тайную междунар. орг-цию, с помощью к-рой вел фракционную борьбу против Маркса. В 1872 Гаагский конгресс исключил Б. и его сторонников из Интернационала.
Основы анархистского мировоззрения наиболее полно и подробно изложены Б. в книге «Государственность и анархия» (1873). Большие надежды он возлагал на крестьянство, значительная роль отводилась им также деклассированной интеллигенции, босякам, уголовным преступникам. Рабочий класс, по мысли Б., должен был явиться лишь застрельщиком будущей революции. Идеал Б. — уничтожение гос-ва и всего гос. аппарата в результате всеобщего крест. восстания. «У Бакунина, — писал Энгельс, — своеобразная теория — смесь прудонизма с коммунизмом, причем в его прудонизме самым существенным является то, что главным злом, которое следует устранить, он считает не капитал, а следовательно, и не классовую противоположность между капиталистами и наемными рабочими, возникшую в результате общественного развития, а государство» (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 277). Другие работы Б. этого периода — «„Альянс“ и Интернационал», «Интернационал и Мадзини», «Письма к французу» и др., посвящены вопросам междунар. анархизма. Б. считал себя материалистом и атеистом, называл себя сторонником историч. материализма, по существу же он извращал марксизм в духе «экономич. материализма». Анархич. идеи Б. оказали большое влияние на мелкобурж. слои общества, на непролет. массы и распространились в капиталистически слабо развитых странах — Италии, Испании, Лат. Америке. В России взгляды Б. оказали сильное влияние на народничество 60—70-х гг. — на заговорщич. организацию С. Г. Нечаева, на рус. анархизм нач. 20 в., с к-рым вели борьбу большевики. В зап.-европ. освободит. движении реакц. роль идей бакунизма определялась тем, что своим анархич. отрицанием классовой борьбы, защитой бурж. индивидуализма они противостояли марксизму и пролет. движению. Однако в России в допролет. период освободит. движения бунтарские идеи Б., направленные против самодержавия, оказывали относит. революционизирующее воздействие на демократически настроенные слои разночинной интеллигенции, чем и объясняется столь высокая оценка деятельности Б. со стороны мн. лучших представителей передовой части тогдашнего рус. общества.
Характер публицистики Б. определяется тем, что он прежде всего был революционером-практиком. Все его многочисл. соч. написаны на злобу дня и носят преим. агитац. и полемич. характер. По форме большинство из них — обращения, прокламации, речи или письма. Переписка Б., в частности с
Белинским, содержит большой материал для изучения рус. обществ. мысли 19 в.
Б. был яркой, исключительно активной натурой. «В этом человеке, — писал
Герцен, — лежал зародыш колоссальной деятельности, на которую не было запроса... Поставьте его куда хотите, только в крайний край... Его рельефная личность, его эксцентрическое и сильное появления везде... — делают из него одну из тех индивидуальностей, мимо которых не проходит ни современный мир, ни история» (Собр. соч., т. 10, 1956, с. 315).
По словам
Чернышевского, Б. имел «...самое сильное и благотворное влияние на развитие наших литературных понятий...», он затмевал «... величайших ораторов блеском красноречия...» (Полн. собр. соч., 1950, т. 7, с. 449). Не случайно характерные черты Б.-человека нашли отражение в образах, созданных рус. писателями 19 в. Тургенев пытался изобразить черты Б. в образе Рудина. Однако, по мнению
Герцена и
Н. Г. Чернышевского, писатель не понял сильных сторон характера революционера. Нек-рые исследователи (Л. П. Гроссман и др.) считают, что
Ф. М. Достоевский писал Ставрогина, имея в виду Б. В сов. время К. А. Федин вывел Б. в драматич. сценах «Бакунин в Дрездене» (1922).
Соч.: Избр. соч., т. 1—5, П., 1919—21; Собр. соч. и писем, т. 1—4, М., 1934—35; Речи и воззвания, СПБ, 1906; Письма М. А. Бакунина к
А. И. Герцену и
Н. П. Огареву, Женева, 1896, (Перепеч. ссокращ. в СПБ, 1906); Oeuvres, t. 1—6, P., 1895—1913; Gesammelte Werke, Bd 1—3, B., 1921—24; Obras completas, v. 1—5, B. Ayres, 1924—29.
Лит.: Маркс К., Международное Товарищество Рабочих и Альянс социалистической демократии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, ч. 1, М., 1936; его же, Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же, т. 15, М., 1933; Энгельс Ф., Доклад об Альянсе Социалистической Демократии, представленный Гаагскому конгрессу от имени Генерального совета, там же, т. 13, ч. 2, М., 1940; его же, Эмигрантская литература, там же, т. 15, М., 1933; Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, М., 1951;
Ленин В. И., Анархизм и социализм, Соч., 4 изд., т. 5; его же, Памяти Герцена, там же, т. 18;
Плеханов Г. В., О социальной демократии в России, Соч., т. 9, М., 1925; его же, Предисловие к русскому изданию книги А. Туна «История революционного движения в России», там же, т. 24, М. — Л., 1927;
Белинский В. Г., Письма, Полн. собр. соч., т. 11—12, М., 1956;
Герцен А. И., Михаил Бакунин, Собр. соч., т. 7, М., 1956; его же, Былое и думы, там же, т. 9—11, М., 1956—57; его же, М. А. Бакунин, там же, т. 16, М., 1959; Анненков П. В., Литературные воспоминания, М., 1960; Тучкова-Огарева Н. А., Воспоминания, М., 1959; Материалы для биографии М. Бакунина, т. 1—3, М. — Л., 1923—33; Корнилов А. А., Молодые годы Михаила Бакунина, М., 1915; его же, Годы странствий Михаила Бакунина, Л. — М., 1925; Блок А. А., Михаил Александрович Бакунин. Соч. в двух томах, т. 2, М., 1955; Полонский В. П., Михаил Александрович Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление, т. 1, 2 изд., М. — Л., 1925; Гроссман Л. П. и Полонский Вяч., Спор о Бакунине и Достоевском, Л., 1926; Стеклов Ю. М., Михаил Александрович Бакунин, его жизнь и деятельность, 1814—1876, т. 1—4, М., 1926—27; Березина В. Г., Белинский и Бакунин в 1830-е годы, «Уч. зап. ЛГУ», 1952, № 158. Сер. филологич. наук, вып. 17; Козьмин Б. П., Русская секция 1-го Интернационала, М., 1957; Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60—70-е годы XIX века, М., 1958; Nettlau M., The life of Michael Bakunin, v. 1—2, L., 1896—1900; Billig J., Der Zusammenbruch des deutschen Idealismus bei den russischen Romantikern (Bjelinski, Bakunin), B., 1930; Venturi F., Il populismo russo, v. 1—2, [Torino], 1952; Masaryk Th. G., The spirit of Russia. Studies in history, literature and philosophy, transl. from the German original, v. 1—2, 2 ed., L. — N. Y., 1955; Lampert E., Mikhail Bakunin (1814—1876), в его кн.: Studies in rebellion, L., 1957.
Библ. см. также в кн.: Полонский Вяч., Краткая история жизни Михаила Бакунина 1814—1876, 2 изд., М., 1924; Деятели революционного движения в России. Био-библиографич. словарь, т. 2, вып. 1., М., 1929; История СССР, Указат. сов. лит-ры, 1917—52, т. 2, М., 1958.
Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — М.: Сов. Энцикл., 1962—1978.
[18(30).5.1814, Новоторжский уезд
Тверской губернии, — 19.6(1.7).1876], русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. Родился в помещичьей семье. Учился в Артиллерийском училище в Петербурге, недолго служил офицером, в 1835 вышел в отставку. Во 2-й половине 30-х гг. жил в Москве, играл видную роль в кружке
Н. В. Станкевича, был близок с
В. Г. Белинским, потом также с
А. И. Герценом и
Н. П. Огаревым. В эти годы Б. — последователь философии И. Фихте, позднее — Г. Гегеля. В 1840 уехал за границу (Германия, Швейцария, Бельгия, Франция). В Берлинском университете Б. слушал лекции К. Вердера по логике и Ф. Шеллинга по "философии откровения" (1840). Примкнув к левым гегельянцам, выразил свои радикальные воззрения в ст. "Реакция в Германии" (1842), которую приветствовали в России
Герцен и
Белинский. В Цюрихе Б. познакомился с В. Вейтлингом, заинтересовался коммунистическим движением. В Париже (1844) сблизился с П. Прудоном. Тогда же познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Деятельность Б. за границей обратила на себя внимание царских властей. Требованиям правительства о возвращении на родину Б. не подчинился. В 1844 заочно приговорён Сенатом, в случае возвращения в Россию, к лишению прав и ссылке в Сибирь на каторгу. 17(29) ноября 1847 в Париже на собрании в память Польского восстания 1830—31 Б. произнёс речь, в которой обличал царизм, предсказывал неизбежность революции и от имени передовой России призывал поляков к союзу во имя освобождения всех славян. По настоянию русского правительства был выслан из Франции. Принимал деятельное участие в Революции 1848—49, причём особенно интересовался движением славянских народов. Участник
славянского съезда в Праге (1848), Б. стал одним из руководителей вспыхнувшего во время съезда восстания (12—17 июня 1848). В двух воззваниях к славянам призывал их к сближению с немецким и венгерским народами, к созданию славянской федерации, протестовал против интервенции Николая I в Венгрию (1849). В мае 1849 — один из руководителей восстания в Дрездене (Саксония). После его подавления арестован в Хемнице, в апреле 1850 приговорён саксонским судом к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Передан в руки австрийского правительства и в мае 1851 военным судом в Ольмюце вторично приговорён к смертной казни, которая также была заменена пожизненным заключением. Вслед за этим австрийскими властями выдан Николаю I и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где по предложению царя написал "Исповедь", в которой, не компрометируя никого, рассказал о революционных событиях в Европе и своём участии в них. Форма этого документа порой носила характер покаяния, что можно объяснить тактикой Б., стремившегося любой ценой вырваться на волю. В 1857 Б. был отправлен на поселение в Сибирь. В 1861 бежал через Японию и США в Лондон. В 1862—63 сотрудничал с
Герценом и Огаревым, был связан с первой "Землёй и волей". В 1864—67 жил в Италии, затем в Швейцарии. Во время франко-прусской войны участвовал в Лионском восстании (сентябрь 1870), в 1874 — в выступлении анархистов в Болонье (Италия). Умер в Берне (Швейцария), там и похоронен.
К периоду жизни в Италии относится окончательное формирование, частью на основе учения Прудона, анархистских воззрений Б., получивших распространение в ряде стран Запада и в России (см. Анархизм).
История, по Б., — эволюционный процесс, шествие человечества из "царства животности" в "царство свободы". Атрибутами низшей ступени являются религия и государство. Человек отличается от животного только мышлением, которое вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество — строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Пронизанная индивидуализмом, анархистская теория Б. во многом соприкасается с учением М. Штирнера. Ошибочно усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, Б. высказывался против всякой государственности; он резко выступал и против какого-либо использования государства рабочим классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг "свободной федерации" земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Б. и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов и т.д. Мечтая о социальной революции, Б. не понимал её действительного содержания, её экономических и политических условий, подлинной исторической миссии рабочего класса. Он возлагал главные надежды на крестьянство и на ремесленные полупролетарские слои города, на люмпен-пролетариат. Объективно бакунинский анархизм и бунтарская революционность были отражением недовольства и протеста разоряемых капитализмом мелкобуржуазных масс. Причисляя себя в 60—70-х гг. к материалистам и атеистам, Б., однако, в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму О. Конта (см. "Федерализм, Социализм и Антитеологизм", в кн.: Избр. соч., т. 1, Лондон, 1915, с. 125—27). Называя себя сторонником материалистического понимания истории, Б. трактовал марксизм в духе "экономического материализма". В конце 1864 Б. вступил в Международное товарищество рабочих (см. Интернационал 1-й), но фактически вёл работу против Интернационала, создав тайное "Интернациональное братство" анархистского характера. В 1868 в Швейцарии основал анархистскую организацию "Международный альянс социалистической демократии" (L'Alliance Internationale de la democratic Socialiste), добиваясь принятия её в Интернационал как самостоятельной международной организации. Встретив отказ и объявив о роспуске открытого "Альянса", Б. и его сторонники на самом деле сохранили свой тайный союз и при его посредстве всячески стремились овладеть руководством в Интернационале. Систематическая раскольническая кампания Б. против руководимого К. Марксом Генерального совета Интернационала наносила серьёзный ущерб международному рабочему движению и угрожала самому существованию Интернационала. На Гаагском конгрессе (1872) Б. был исключен из Интернационала.
С русским революционным движением связи Б. снова стали активными в 1868—70. Под его редакцией в 1868 в Женеве вышел первый номер журнала "Народное дело". В 1869 Б. вступил в тесные отношения с С. Г. Нечаевым, через которого рассчитывал распространить на Россию влияние тайной анархистской международной организации. К 1869—70 относится ряд печатных обращений Б. к русской демократической молодёжи. В 1873 появилась книга Б. "Государственность и анархия", которая оказала значительное идейное влияние на народническое революционное движение. Б. называл русского крестьянина прирождённым социалистом и доказывал существование "русского народного идеала", главные черты которого он видел в общинном землевладении, в самой идее "права на землю", присущей русскому крестьянину. Он внушал молодёжи веру в глубокую и неистощимую революционность крестьянских масс. Уверяя, что "ничего не стоит поднять любую деревню", Б. подчёркивал недостаточность "частных вспышек" (хотя считал и их безусловно полезными) и указывал революционной интеллигенции задачу установления "всеми возможными средствами... живой бунтовской связи между разъединёнными общинами". Под прямым воздействием Б. сложилось бунтарское бакунистское направление в народническом движении 70-х гг. и преобладало в нём в течение ряда лет. По существу в условиях России того времени бакунизм был одним из проявлений революционного демократизма, выражавшего чаяния и мечтания угнетённых крестьянских масс. Бакунистское направление в народническом движении имело различные оттенки и претерпело на протяжении 70-х гг. заметную эволюцию (см. Народничество). Помимо чисто бакунистских кружков (С. Ф. Ковалика и др.), бакунистское влияние сказалось в деятельности долгушинцев, отчасти чайковцев, во "Всероссийской социально-революционной организации" (кружок "москвичей"). Взгляды Б. оказали влияние на программу и тактику "Земли и воли" 70-х гг. Всестороннее и последовательное преодоление бакунизма связано с появлением русской социал-демократии.
Против анархистских взглядов Б. и его дезорганизаторской деятельности в европейском рабочем движении настойчиво боролись К. Маркс и Ф. Энгельс.
Г. В. Плеханов подверг критике главные основы обществ, мировоззрения Б. и показал утопический характер его взглядов на социально-экономический уклад России. Против анархизма, во всех его формах, боролся
В. И. Ленин, считавший анархизм и, в частности, бакунизм порождением отчаяния, миросозерцанием мелкого буржуа. Вскрывая теоретическую несостоятельность бакунизма и его вредное влияние в международном рабочем движении, Ленин вместе с тем вполне признавал вклад в революционную борьбу в России народников-бакунистов 70-х гг. 19 в.
Соч.: Избр. соч., т. 1—5, П.—М., 1919—21; Собр. соч. и писем, т. 1—4, М., 1934—35.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Мнимые расколы в Интернационале, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18; Марк с К. и Энгельс Ф., Альянс социалистической демократии и Международное товарищество рабочих, там же; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же; его же, Эмигрантская литература, там же; Маркс К., Конспект книги Бакунина "Государственность и анархия", там же; Маркс К., Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967;
Ленин В. И., "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Анархизм и социализм, там же, т. 5; его же. Памяти Герцена, там же, т. 21; его же, Государство и революция, там же, т. 33;
Плеханов Г. В., Наши разногласия. Соч., т. 2, М., [б. г.]; его же, Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., [б. г.]; Стеклов Ю., М. А. Бакунин. Его жизнь и деятельность, т. 1—4, М.—Л., 1926—27; История Коммунистической партии Советского Союза, т. 1, М., 1964; Революционное народничество 70-х годов 19 в., т. 1—2, М.—Л., 1964—65; Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60—70-е годы XIX в., М., 1958; Колпинский Н. Ю. и Твардовская В. А., Бакунин в русском и международном освободительном движении, "Вопросы истории", 1964, № 10; Итенберг Б. С., Движение революционного народничества, М., 1965; Первый Интернационал, ч. 1—2, М., 1964— 1965; Пирумова Н., Бакунин, [М., 1970]; Venturi F., II populismo russo, v. 1—-2, [Torino], 1952; Lequien E., Bakounine et ie marxisme, "Revue d'histoire economique et sociale", 1954, v. 32, № 4, p. 389—412; Lamport E., М. Bakunin (1814—1876), в его кн.: Studies in rebellion, L., 1957.
Ш. М. Левин.
Большая советская энциклопедия, 1969 — 1978 гг, в 30 томах.