Краткая библиографическая справка


Блаватская, Елена Петровна

- писательница и путешественница. Родилась в 1831 г., в очень талантливой семье. Ее мать, Е.А. Ган , была выдающаяся романистка, генерал Р.А. Фадеев приходился ей дядей, С.Ю. Витте - двоюродным братом: известна в литературе и ее сестра В.П. Желиховская ; к этой же семье принадлежал романист и путешественник Евг. Марков . Недюжинной натурой была и бабушка Блаватской с материнской стороны, Е.П. Фадеева, рожденная кн. Долгорукова; ничем не выделялся лишь ее отец, артиллерийский офицер Ган. Рано потеряв мать, Блаватская воспитывалась в Саратове и Тифлисе у своего деда и получила весьма поверхностное образование. Некрасивая и взбалмошная девушка 17 лет вышла за эриванского вице-губернатора Блаватского, человека, годившегося ей в отцы, без всякого увлечения, хотя и без принуждения со стороны родных, и через несколько месяцев, оставив мужа, начала скитальческую жизнь. Трудно сказать с уверенностью, где она была и что делала в течение десяти лет. Ее поклонники передают, что с 1848 до 1851 годов она путешествовала по Египту, Греции и Малой Азии и неудачно пыталась проникнуть в Тибет. В 1851 г. Блаватская очутилась в Англии, где имела, по ее словам, таинственное видение, после которого странствовала два года по Южной Америке и Индии, снова неудачно пыталась пробраться в Тибет и через Китай и Японию возвратилась в Америку; затем провела два-три года в разъездах по Северной и Центральной Америке и переехала в Англию, но там прожила недолго, опять путешествовала по Египту и Индии; к этому времени относится ее третья неудачная попытка проникнуть в Тибет. С 1858 по 1863 год Блаватская жила в Одессе и Тифлисе, у своих родных, а в 1864 г. снова пустилась странствовать, проникла, наконец, в Тибет и до 1872 г. разъезжала по Индии и центральной Азии, изредка появляясь то в Италии, то в Египте, то в Греции, то в Одессе, откуда в 1873 г. уехала в Америку. Насколько верны все эти сведения, неизвестно; несомненно только то, что Блаватская побывала во многих и теперь малодоступных европейцу местах. Последний период своей жизни она провела в Америке (1873 - 1878), Индии (1878 - 1891) и Европе (1884 - 1891). Она занялась литературой, стала писать политические и этнографические статьи в газетах, преимущественно нью-йоркских, корреспондировала в русские периодические издания и написала рассказы о своих путешествиях, появившиеся позднее, за подписью Радда-Бай в русской прессе под заглавиями: "Из пещер и дебрей Индостана" и "Племена Голубых гор" (изданы все вместе под первым названием в 1883 г.). В них Блаватская проявила крупный литературный талант. Таинственное прошлое великой страны, грандиозные следы ее своеобразной многовековой цивилизации, храмы, гробницы, современная бытовая и политическая жизнь, - все интересовало писательницу. По силе и энергии перо Блаватской - совершенно мужское, да и вообще в ее натуре мало женственности и мягкости. Блаватская - ярко выраженный тип агитатора и бойца; в этом качестве она сыграла оригинальную историческую роль. Мистическое предрасположение жило в ней с детства, а кипучая неугомонность натуры повела ее не тем обычным путем, по которому шли мистически настроенные души ее поколения и общества, из которого она вышла. Восточные оккультные учения, с которыми она познакомилась близко в своих многолетних скитаниях, странно амальгамировались в ее горячей голове. В начале 70-х годов она явилась ревностной пропагандистской учения, известного под названиями необуддизма, западного буддизма, эзотерического буддизма или, чаще всего, теософии, хотя именно идея Бога всего дальше отстоит от учения, распространительницей которого объявила себя Блаватская. Вл. Соловьев видел в нем приспособление буддизма к потребностям европейской атеистической мысли. Не опираясь ни на высшее откровение, ни на разум, ни на науку, презрительно относясь ко всем этим основам религиозной мысли, но ощущая нужду в точке опоры, Блаватская признает примат некоей "тайной доктрины", доступной немногим, способным подготовиться к восприятию ее продолжительной умственной и практической дисциплиной. Именно в этом и заключается успех "теософии" среди полуобразованной, трусливо мыслящей массы, лишенной душевных сил, которых требует живая вера, и подменивающих ее, в сущности, грубым суеверием; с другой стороны, этот успех объясняется также естественной реакцией некоторой части общества против крайнего и узкого материализма и здоровой инстинктивной потребностью считаться со всей глубиной и сложностью человеческой души и жизни. Из буддизма так называемая "теософия" заимствовала не только основную идею отсутствия Бога личного и вездесущего во всех явлениях мира универсальной божественности, но и некоторые формы религиозного миропонимания, а также мистической практики. Нельзя отрицать некоторого умственного и нравственного воздействия ее на те классы, для которых утратили свое значение официальные религии современности и которые не могут проникнуться научным рационализмом. С 1873 г. Блаватская стала писать свое главное сочинение "Isis Unveiled" ("Изида без покрова"). В 1875 г. открыло свои действия основанное ею "Теософические общество", непрерывно с тех пор существующее и растущее. Официально выставленные в его программе задачи следующие: всемирное братство людей, без различия вероисповедания, происхождения и общественного положения; взаимная нравственная и материальная поддержка; изучение восточных языков и литератур, которое приближает к научно-религиозному синтезу, выработанному в величайшей колыбели мудрости - в недрах древнего и таинственного Востока; производство изысканий в области еще неизведанных законов природы и психических сил человека, которое должно усложнить и расширить самую психологию человечества, открывая ему возможность новых и новых восприятий. Последняя задача - самая главная. В своих книгах "Isis Unveiled", "The secret doctrine" и "The key to theosophy" Блаватская обнаружила огромную специальную начитанность и полную несистематичность мышления, которую пыталась скрыть туманностью изложения. Чувствуя сама, что этими обширными работами покров с "Изиды" отнюдь не снят, а сделался еще гуще, учредительница общества основывала свой наставнический авторитет на своих непосредственных связях с братством "махатм", бесстрастных, блаженных и всемогущих обладателей высшей мудрости, безотлучно пребывающих где-то в горах Тибета и в своих сношениях с нею беспрепятственно нарушающих законы материальной природы (падающие с потолка письма прямо из Тибета, необъяснимое внезапное появление неизвестно откуда цветов и т. п.). Для убеждения колеблющихся адептов и для успешной вербовки новых Блаватская стала демонстрировать подобные явления. На этой почве разыгрался крупный скандал, вызвавший подробное расследование, результат которого был прискорбен для Блаватской: она была признана английским обществом психических расследований простой обманщицей, морочившей простаков ложными чудесами. Сама она, как рассказывает ее страстная поклонница, ругательски ругала "проклятые феномены, которые делала, чтобы удовлетворить друзей и поучать окружающих". Если авторитет ее, несмотря на этот тяжелый удар, уцелел, то лишь благодаря ее личной обаятельности, объяснявшейся недюжинным умом и искренней верой в дело, которому она посвятила свою жизнь. Блаватская - своеобразная представительница великого идеалистического движения. Странности ее жизненного пути находят себе объяснение в художественной страстности ее натуры, и неправильно было бы видеть в ней только авантюристку. Она сама, по-видимому, плохо отдавая себе отчет в своем значении, по-своему служила добру. Окруженная поклонением и почетом (до сих пор теософы из чувства благоговения даже не называют ее по имени, а зовут "Madame" или "Эч-пи-би" - английские инициалы: Н. Р. Б.), она умерла 8 мая 1891 г.; прах ее был сожжен, а пепел разделен между тремя центрами теософского движения (Лондон, Нью-Йорк и Адъяр (близ Мадраса); день ее смерти чествуется под именем "дня белого лотоса". Кроме названных книг, Блаватская много писала в защиту своего учения в основанных ею английских журналах "Theosophist", "Lucifer", французском "Lotus bluе". На русский язык переведена ее книга "Голос безмолвия" (1909), некоторые статьи ("Вопросы теософии", вып. II, СПб., 1910), и переводится "Тайная доктрина". Библиографические и биографические сведения о Блаватской см. в "Критико-биографическом словаре русских писателей и ученых" С.А. Венгерова в названном выпуске "Вопросы теософии", в "Источн. слов. русских писателей" С.А. Венгерова . К очеркам Всев. Соловьева , "Разоблаченная жрица Изиды" ("Русский Вестник", 1892), и книге В.П. Желиховской, "Е. П. Б. и современный жрец истины" (в ответ Всев. Соловьеву) нужно относиться с крайней осторожностью. Иностранная литература о Блаватской очень велика. 

Н. Л.


Блаватская, Елена Петровна

(урожденная Ган) — писательница и теософка; род. в 1831 г. в Екатеринославле, ум. 8 мая 1891 г. в Лондоне. Рано лишившись матери, известной в свое время писательницы, она воспитывалась под руководством бабушки, Елены Павловны Фадеевой, женщины весьма просвещенной, но, не отличаясь усидчивостью, ограничилась только самым поверхностным образованием. 17-ти лет от роду она вышла замуж за эриванского вице-губернатора Никифора Васильевича Блаватского, через несколько месяцев оставила мужа и уехала в Константинополь, а оттуда — на Дальний Восток, где пробыла десять лет. Этот период — самый темный в биографии Блаватской, так как на родину она не посылала никаких известий о себе, а впоследствии сообщала противоречивые факты о своих скитаниях. Вероятнее всего, что она побывала в Египте, Сев. Америке, на Цейлоне и в Индии. Объезжая страны, издавна считающиеся родиной тайных наук, Блаватская поддалась страсти к сверхъестественному, знакомилась с разными восточными мудрецами и их учениями и вернулась на родину в 1860 г. ревностной адепткой и проповедницей "оккультизма", который будто бы изучила во время двухлетнего пребывания в Тибете. Она создала вокруг себя таинственную обстановку, рассказывала, что получила дар ясновидения и совершения чудес. Проведя два года на Кавказе, Блаватская опять поехала через Италию, Грецию и Египет на Дальний Восток, прожила будто бы долгое время в Тибете, а в 1873 г. поселилась в Нью-Йорке и приняла американское гражданство. Она стала деятельно сотрудничать в нью-йоркских газетах Tribune, Sun, Daily Times, полемизируя против иезуитов и папства и помещая очерки Кавказа, а также посылала корреспонденции в "Тифлисский Вестник". В то же время Блаватская начала проповедовать мистическое "теософское" учение, которое должно было сокрушить материалистические доктрины и подкреплялось обильными чудесными "феноменами". Она выдавала себя за ученицу и посланницу великих мудрецов-буддистов, живущих в горах Тибета и обладающих сверхъестественною силой. За два года она успела собрать вокруг себя весьма значительное количество приверженцев и 17 ноября 1875 г. основала теософическое общество. В 1876 г. Блаватская напечатала в Нью-Йорке книгу "Isis Unveiled", в которой подробно излагалось ее фантастическое учение. В 1875 г. она отправилась со своим ревностным приверженцем, полковником Олькотом, в Индию, основала главную квартиру теософизма в Бомбее и стала издавать газету "The Theosophist", которая почти сплошь наполнялась ее статьями. Поддерживая оживленные сношения с индусскими учеными и выставляя себя проповедницей их мудрости, Блаватская скоро приобрела обширные симпатии среди туземцев, которые видели в ней борца за их самобытность, пригнетаемую англичанами. Зато английские власти очень косо смотрели на теософов и даже обвиняли Блаватскую в шпионстве. Позже Блаватская перенесла свое местопребывание в предместье Мадраса, Адиар, и здесь стала совершать такие чудеса, что самые упорные скептики начинали веровать в ее миссию, а ученые живо заинтересовались пророчицей теософизма, как личностью, одаренной силами, еще не известными науке. В 1883 г. Блаватская, для поправления здоровья, переселилась в Европу и жила сначала в Ницце, а затем в Париже, где также основала отделение теософического общества. Около этого же времени теософская доктрина получила с двух сторон жестокие удары, разрушившие ее обаяние в глазах всего здравомыслящего общества: почти одновременно появились статьи о теософизме в "Madras Christian College Magazine" и в отчетах английского Society for Psychical Researches. Миссионерский журнал напечатал компрометирующие письма Блаватской, сообщенные бывшей помощницей ее в Адиаре, г-жой Кулон, и доказавшие, что все адиарские чудеса были просто грубыми фокусами и устраивались для привлечения в общество богатых людей. Независимо от г-жи Кулон к тем же выводам пришел член английского психологического общества Годжсон, командированный в Адиар для научного ознакомления с "феноменами" Блаватской. После этого ученый мир совершенно перестал интересоваться теософами, а многие ревностные последователи этого учения отвернулись от него. Но влечение в область таинственного и личное обаяние Блаватской были так сильны в Западной Европе и Америке, что общее количество верующих все-таки постоянно возрастало; материалы г-жи Кулон были объявлены подлогом, а статья Годжсона — проявлением духовной слепоты ученых. В 1886 г. Блаватская поселилась в Лондоне и стала издавать газету "Lucifer", а 3 июля 1890 г. торжественно открыла в английской столице главную квартиру теософического общества. В том же году Блаватская издала в Лондоне два новых труда по теософическим вопросам: "The secret Doctrine" и "The Key to Theosophie". Вызванное ею движение не прекратилось и после ее смерти. Мало того, основанный ею в Париже "Lotus bleu" заявил, что великая учительница продолжает сотрудничать в этом журнале, присылая статьи с того света. — Если теософические писания Блаватской представляют набор туманных и произвольных вымыслов, то ее очерки индийской жизни, печатавшиеся в 80-х гг. в "Московских Ведомостях" и "Русском Вестнике" под псевдонимом Радда-Бай, обнаруживают несомненный и яркий литературный талант, наблюдательность и художественное дарование. В 1883 г. эти очерки были собраны в книге: "Из пещер и дебрей Индостана"; продолжение их печаталось в "Русском Вестнике" за 1884—86 гг. Кроме того, она поместила ряд статей в "Ребусе" 1883—85 гг. и статью "Китайские тени" в "Новом Времени" 1888 г., № 1493.

Литература о Блаватской в Зап. Европе, Сев. Америке и Индии необычайно обширна, но с ее учением лучше всего знакомиться по ее сочинениям. Для биографических сведений важны статьи в "Rewiew of Rewiews" 1891 г. (Стэда), "Revue Encyclopédique", 1892 г., № 30, В. П. Желиховской в "Русском Обозрении", 1891 г., №№ 11 и 12, Всеволода Соловьева в "Русском Вестнике", 1892 г., №№ 1—6 ("Современная жрица Изиды") и обстоятельная статья в "Словаре" Венгерова.

Биографический словарь (под ред.Половцова).

Книги



Русская философия > Библиотека русской философии > Авторы