АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич
(1.5.1879, Москва — 2.3.1964, Женева) — правовед. В 1906 после окончания Московского университета был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию. Специализировался по кафедре энциклопедии права и истории философии права. Через два года получил ученую степень магистра государственного права, в качестве приват-доцента начал преподавать на кафедре философии. Одновременно читал лекции в Коммерческом институте. В 1908-10 находился в научной командировке в Берлине, Гейдельберге, Париже.
Первые работы Алексеева - были посвящены проблемам методологии правовой науки. В 1911 в Москве издана его книга “Науки общественные и естественные в историческом взаимодействии их методов. Очерки по истории и методологии о6щественных наук”.
В годы 1-й мировой войны Алексеев активно занимался общественной деятельностью. В феврале 1915 стал членом Всероссийского Земского союза (уполномоченный Урмийского отряда союза в Тифлисе). В 1916-17 один из руководителей по снабжению русской армии в Иране. С 1916 профессор юридического факультета Московского университета; сотрудничал в журналах “Юридический вестник”, “Вопросы права”. В книге “Введение в изучение права” (1918) Алексеев, помимо разработки вопросов теории права, пытался проанализировать истоки и сущность российской революции.
Решение покинуть Советскую Россию созрело летом 1918. Внутренняя невозможность примириться с большевиками вынуждала к устройству жизни вне родины. Получив командировку за границу на 3 месяца с целью изучению международного права, 21.7.1918 Алексеев выехал из Москвы в Берлин. За границей он понял, что большевизм не может быть свергнут при помощи иностранной интервенции. Дело организации белых армий стало казаться ему первоочередным. В октябре 1918 он отправился из Берлина в Киев, оттуда — в Крым. В Симферополе был избран профессором кафедры государственного права Таврического университета. В 1919 издал переработанный вариант книги “Введение в изучение права” под названием “Общее учение о праве”. Одновременно в Москве была издана книга Алексеева “Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки”. Не замыкаясь в преподавательской работе Алексеев стал редактором ежедневной газеты “За единую Россию”, ставившей целью пропаганду идеи добровольческого движения. При начавшемся наступлении Красной армии поступил в Крымский конный полк Добровольческой армии (1919) в качестве временно исполняющего обязанности писаря первого эскадрона. Участвовал в военных действиях. С начала августа 1919 редактор газеты “Великая Россия”, а затем заведующий литературной частью отдела пропаганды Добровольческой армии (“Осваг”). Вместе с сотрудниками “Освага” 1.3.1919 был эвакуирован в Константинополь. Затем была София, потом Белград. В июне 1920 Алексеев получил приглашение от имени главнокомандующего генерала Врангеля вернуться в Крым и занять место начальника информационной части при штабе армии. Алексеев без промедления принял приглашение и вернулся в Россию. Но “белое дело” было уже проиграно. Из Севастополя он уже второй раз (в окт. 1920) эвакуировался в Константинополь. Начались долгие годы эмиграции.
Первое время Алексеев работал инспектором русской школы в Константинополе (1921), затем перебрался в Прагу; стал секретарем Русского юридического факультета Карлового университета (1922). Основателем и первым деканом факультета был П. Новгородцев, друг и учитель Алексеева по Московскому университету. В состав Русского юридического факультета в Праге входили профессора:
С.Булгаков,
Г.Вернадский,
А.Кизеветтер.
Г.Флоровский и другие. Цель факультета — подготовка юристов для работы в России, учитывая национальный характер юридической науки, не позволяющий заменить вполне русское юридическое образование обучением на юридических факультетах иностранных университетов. Как секретарь факультета входил в состав юридической испытательной комиссии; участвовал в работе Философского общества, постоянно выступал с докладами. На съезде ученых в Праге (25.9.— 20.10.1924) прочитал доклад на тему: “Понятие об обществе и явлениях общественности”.
Основное внимание в своей исследовательской и преподавательской деятельности в Праге Алексеев. уделял вопросам философии права, которые впервые выделены им из общей теории права в самостоятельный крут проблем (“Основы философии права”, 1924). С группой соавторов работал над двухтомным трудом “Право Советской России” (1925). Продолжением исследований Алексеева в области истории и философии права стала книга “Идея государства. Очерки по истории политической мысли” (Нью-Йорк, 1955). Автор рассматривал основные политические доктрины, теории, верования, которые оставили глубокий след в развитии европейского политического сознания.
Новые перспективы для творчества Алексеев открывались в связи с формированием евразийского движения, одним из зачинателей которого он являлся. Алексеев принимал активное участие в разработке программного документа “Евразийство. Опыт систематического изложения” (1926). Все основные темы движения разрабатывались Алексеевым в его публикациях: “Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства” (Париж, 1928); “На путях к будущей России. (Советский строй и его политические возможности)” (Берлин, 1927). В этих работах полнее всего выражено отношение евразийцев к советской системе. Идеократическое государство должно взять на себя организацию всей жизни общества и прежде всего народного хозяйства. Экономическая система евразийства не есть просто “государственная”, но “государственная система”, в которой государственная собственность, как господствующая, сосуществует с другими видами собственности.
Наиболее значительный вклад Алексеев внес в разработку государственно-правовых аспектов концепции евразийцев (см, его статьи: “Евразийцы и государство” (Париж, 1927); “Обязанность и право” (Париж, 1928); “Народное право и задачи нашей правовой политики” (Париж, 1927); “Евразийство и марксизм” (Прага, 1929); “Советский федерализм” (Париж, 1927) и т.д.)
В 30-е центр евразийского движения переместился в Париж и Берлин. Здесь вышли новые работы Алексеева: “Религия, право и нравственность” (1930); “Духовные предпосылки евразийской культуры” (1935), “Мировая революция и духовное назначение человека” (1935), “О гарантийном государстве” (1937), “Пути и судьбы марксизма. От Маркса и Энгельса к Ленину и Сталину” (1936). Евразийство внесло в политический лексикон новые понятия и термины: “правящий отбор”, “идея-правительница”, “идеократическая и гарантийная государственность”, Большая заслуга в этом принадлежит Алексеев, разработавшему политическую доктрину евразийства. Под “идеократией” он понимал такой социальный и государственный строй, в основе которого лежит единая и единственная государственная идея. Одновременно “идея-правительница” — господствующая идеология общества — превращалась в само общество, в государство идеократического типа.
Однако реальные результаты “идеократических” государственных экспериментов в Италии, Германии и СССР оттолкнули большую часть евразийских теоретиков, в том числе и Алексеева.
После Праги Алексеев преподавал в Берлине (до 1931), в Страсбурге (1931-40), в Белграде (1940-48) и в Женеве (1948); сотрудничал в ряде эмигрантских периодических изданий: газете “Евразия”, журналах “Евразийский временник”, “Евразийский сборник”, “Утверждение евразийцев”, “Евразийская хроника”, “Путь”, “Грани”, “Вестник русского (студенческого) христианского движения”, “Новый град”, “Русские записки”, “Архив русской революции”, “Новый журнал”.
Источник:
Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. – С.23-25.