Новгородцев Павел Иванович
писатель. Род. в 1866 г.; учился в московском университете по юридич. факул. В 1894 г. получил звание приват-доцента моск. унив.; с 1898 г. читал самостоятельный курс по кафедре энциклопедии и истории философии права. В 1897 г. защитил диссертацию на степень магистра государств. права: "Историческая школа юристов. Ее происхождение и судьба" (М., 1896); в 1902 г. получил степень доктора за исследование: "Кант и Гегель в их учении о праве и государстве. Два типических построения в области философии права" (М., 1901). Состоит профессором моск. университета; читает историю философии на моск. высших женских курсах. Занимался преимущественно проблемой естественного права, как морально-критической инстанции над положительными законодательствами. Обоснованию возрождающейся ныне естественно-правовой доктрины служат у Н. новейшие выводы из нравственной философии Канта. Главный интерес при исследовании этой идеи, по убеждению Н., должен быть перенесен с проблемы об условиях правообразования, поглощавшей почти все внимание Савиньи, Пухты и их преемников, на вопрос о самостоятельном значении нравственной оценки явлений. У Канта получает незаменимую опору то стремление современного идеализма, которое хочет утвердить самостоятельное значение нравственного начала и рассматривать его независимо от исторических и социологических предпосылок. Разграничение теоретического и практического разума, проведенное Кантом, дает возможность установить строгий параллелизм нравственных и теоретических суждений: нравственная оценка, руководимая самобытной и категорической идеей должного, идет все время самостоятельно и параллельно с научным объяснением. Сознание причинной необходимости известных действий и событий не устраняет нашего нравственного суда над ними. Благодаря этому разграничению, Кант выяснил нормативный характер естественного права и поставил его идею вне зависимости от тех или других взглядов на происхождение права. Когда историческая школа юристов критиковала естественно-правовую доктрину, она нападала прежде всего на гипотезы о происхождении права из случая и произвола и на утопии общепригодного совершенного законодательства. Н. ограждает Канта от подобных упреков. В критической философии нет, по истолкованию Н., ни огульного отрицания положительных норм, ни мысли о возможности мгновенной замены их идеальными законами. Главными недостатками Кантовской философии права Н. считает неясность связи нравственного закона с миром действительности и априоризм, затрудняющий понимание общественной стороны морали. Право получает у Канта чисто внешний, принудительный характер, а политика соединяет в своих отвлеченных построениях революционные индивидуалистические начала с выводами государственного абсолютизма. Для построения цельной этической системы необходимо сосуществование нормативной точки зрения Канта с социально-философской, выдвинутой Гегелем. В 1903 г. моск. психологическим обществом издан был под редакцией Н. сборник статей: "Проблемы идеализма", посвященный защите прогрессивных морально-политических начал на почве критической философии. В противовес обычным догматическим предпосылкам позитивизма, участники сборника выдвинули вопрос о необходимости тщательной проверки научных средств и категорий и строжайшей критической осторожности в пользовании выводами "социологии". Центральное значение в сборнике принадлежит статье Н.: "Нравственный идеализм в философии права". Отличительной чертой научных работ Н. является независимость точки зрения, тонкий и остроумный полемический анализ и блестящая литературная форма. Из многочисленных статей Н. особенного внимания заслуживают: "Право и нравственность" (сборник Гамбарова), "Политическая доктрина пессимизма" ("Образование", 1897, №№ 1 — 2), в журнале
"Вопросы психологии и философии" — "Идея права в философии Вл. Соловьева" ( № 56), "Мораль и познание", "К вопросу о современных философских исканиях", "Государство и право" (№№ 74 и 75). В журнале "Научное Слово" Н. принадлежат статьи: "Б. Н. Чичерин" (1904, № 3) и "Два правовых идеала" (1904, № 10). В еженедельнике "Полярная звезда" Н. поместил несколько интересных публицистических заметок на очередные темы. Боевая политическая деятельность мало отвечает духовному складу Н. Упрочив за собой на академическом поприще репутацию выдающегося оратора, Н. стоит пока в стороне от агитационной работы. Тем не менее в московск. комитете конституционно-демократической партии ему принадлежит влиятельная роль.
В. Сперанский.
Источник:
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович
(28.2.1866, Бахмут, Екатеринославской губ. — 23.4.1924, Прага) — философ права, общественный деятель. Родился в купеческой семье. В 1884 окончил екатеринославскую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, с которого в том же году перешел на юридический факультет. По окончании университета в 1888 Новгородцев был оставлен на кафедре истории философии права для подготовки к профессорскому званию. В конце 1880-х Новгородцев сблизился с социал-либеральным кружком В.Вернадского, С.Ольденбурга и др. (“Приютинское братство”) и принял участие в ряде его общественных инициатив, в том числе во время голода 1891-92. С 1890 по 1899 с перерывами работал над диссертацией в заграничных командировках. В 1896 избран приват-доцентом университета, в 1897 защитил магистерскую диссертацию “Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба”. С 1898 читал в университете курс истории философии права. В 1902 защитил докторскую диссертацию “Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве” и в 1903 стал профессором университета по кафедре энциклопедии права и истории философии права. В 1901-2, вместе с представителями “критического направления” в русском марксизме (
П.Струве,
С.Булгаковым,
С.Франком и др.) стал одним из составителей и редактором сборника “Проблемы идеализма” (1902), положившего начало синтетическому либерально-социалистическому “идеалистическому направлению” в русском освободительном движении. С 1904 член Совета Союза освобождения. В конце 1905 Новгородцев вступил в кадетскую партию, в марте 1905 был кооптирован в состав ее ЦК. Избранный в 1-ю Государственную думу от Екатеринославской губернии, летом 1906 принял участие в составлении и принятии оппозиционными депутатами думы Выборгского воззвания о гражданском неповиновении в связи с досрочным ее роспуском, за что подвергся тюремному заключению. Лишенный избирательных прав, Новгородцев отказался и от профессуры Московского университета, продолжая читать там лекции в качестве приват-доцента (1907-11).С 1906 возглавил Московский коммерческий институт, ставший центром притяжения либеральной профессуры. Одновременно преподавал на Высших женских курсах.
Труды и лекции Новгородцева сделали его признанным главой идеалистической школы в русской философии права. Критикуя историзм и релятивизм в философии права, он обосновывал идеи естественного права, опирающегося на этику “абсолютных ценностей”. Соединяя идеи этической автономии личности и правового государства, Новгородцев стремился согласовать личное и общественное начала права, политическую свободу и социальную справедливость. Однако, признавая абсолютные идеалы, Новгородцев последовательно выступал против разнообразных консервативных, социалистических и анархических “утопий земного рая”.
В 1911 в знак протеста против нарушения университетской автономии вышел в отставку из университета. В годы 1-й мировой войны — активный сотрудник Всероссийского союза городов, московский уполномоченный Особого совещания по топливу. После Февральской революции 1917 вновь избран профессором Московского университета, стал членом-учредителем “Лиги русской культуры”, ее Временного комитета в Москве. Избранный снова в состав ЦК кадетской партии, Новгородцев занял определенно антиреволюционную позицию, полагая необходимым установление военной диктатуры для предотвращения государственной катастрофы. В 1918 один из инициаторов создания и руководителей ряда антисоветских подпольных организаций в Москве; в мае, избежав ареста, перешел на нелегальное положение. Участник сборника “Из глубины” (1918). Летом-осенью 1918 перебрался в расположение белых армий на Юге России. Из-за боязни навредить своей семье, оставшейся в Советской России, отказывался от занятия официальных постов (ему предлагали заведовать управлением народного просвещения в администрации генерала Деникина) и публичных выступлений, хотя негласно участвовал в разработке законопроектов Особого совещания при Деникине. В 1919 участник конференции кадетской партии в Екатеринодаре и Харькове. Выехав по болезни за границу, вскоре вернулся в занятый войсками генерала Врангеля Крым, короткое время преподавал в Симферопольском университете.
После эвакуации из Севастополя (сент. 1920) жил некоторое время в Берлине, сотрудничал в газете “Руль”, участвовал в работе местной кадетской группы. С конца 1920в Праге, отклонив ряд предложений о политико-публицистической деятельности (в том числе в журнале
П.Струве “Русская мысль”), сосредоточился на преподавательской работе. В 1921-22 читал лекции в Аахенской технической школе. Весной 1922 основал и возглавил Русский юридический факультет при Пражском университете, стал инициатором создания при нем студенческого Религиозно-философского общества им. Вл.Соловьева. На частной встрече кадетов в Праге 13.4.1923 заявил о необходимости разрыва со старыми кадетскими традициями, об обреченности идей либерализма. По его мнению, в ходе возрождения России идеи правового государства и свободы личности должны быть на время забыты. В конце жизни в серии статей и публичных выступлений Новгородцев сосредоточил свое внимание на религиозном обосновании общественной свободы и права, стремясь синтезировать западническую идею правового устроения жизни с православно-почвенническим проектом внутреннего преобразования личности.
Источник:
Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. – С.462-463.