Оглавление

  • Вместо предисловия 11
  • Вопрос об отношении «материальной» культуры к духовной 11
  • Метафизическая точка зрения и ее переживания 12
  • «Экономический материализм», его достоинства и недостатки 13
  • Пределы экономического объяснения истории в «Очерках» 14
  • Возражения «субъективной школы» 15
  • Народный характер – причина или следствие истории культуры? 16
  • Содержание второй части «Очерков» 17
  • Очерк пятый. Церковь и вера 18
  • I. Начало русской религиозности 18
  • Два противоположных мнения о значении религии для русской культуры и общая их ошибка 19
  • Киевский Патерик, как источник для характеристики древнейшей религиозности 20
  • Характер древнерусского подвижничества: физический труд, как духовный подвиг; бдение и пост 20
  • Борьба с плотью и с ночными страхами 20
  • Незнакомство с высшими формами подвижничества; подозрительное отношение к книге и учености 21
  • Греческий устав и его выполнение 23
  • Состояние религиозности в окружающем обществе 23
  • Взаимные отношения мира и монастыря 24
  • II. Национализация русской веры и церкви 26
  • Первоначальная обособленность мира и клира 27
  • Их взаимное сближение, как следствие упадка уровня пастырей и подъема уровня массы 27
  • Национализация веры, как продукт этого взаимного сближения: особенности русской веры по наблюдениям приезжих с запада и востока 28
  • Национализация церкви. – Постепенное освобождение от власти константинопольского патриархата 30
  • Впечатление Флорентийской унии и взятия Константинополя 30
  • Происхождение теории о «Москве-третьем Риме» 32
  • Легенда о начале русской церкви от апостола Андрея 33
  • Роль государственной власти при национализации церкви. – Власть византийского императора над церковью и переход ее к московскому князю 33
  • Роль Иосифа, Даниила и Макария при осуществлении идеи национальной и государственной церкви 35
  • Характер литературной и практической деятельности «осифлян» 36
  • Собирание русской святыни и завершение его на соборах 1547 и 1549 гг. 38
  • Противники «осифлян»: Нил, Вассиан и Артемий; их взгляды, их оппозиция «осифлянам» и причины ее неудачи; их судьба 40
  • III. Происхождение раскола 43
  • Союз церкви и государства в XVI в. и его последствия в последующее время 43
  • Зародыш раскола в национальном характере церкви 44
  • Причины предпочтения русской церковной практики – греческой 45
  • Экспертиза Максима Грека и причина ее неудачи 46
  • Перемена в положении партий в XVII веку 48
  • Ученый взгляд на исправление книг 49
  • Кружок новаторов на почве национального благочестия 50
  • Переход Никона на сторону ученого взгляда 51
  • Характер исправлений Никона и отношение к ним ревнителей русской церковной старины 52
  • Окончательный разрыв их с церковью: Аввакум, как представитель крайнего взгляда 52
  • Его отношение к царю 53
  • Его советы пастве 54
  • Религиозный и социальный элементы в расколе 55
  • IV. Судьбы раскола. История поповщины 56
  • Взгляд греческого патриарха и русских споривших партий на значение обрядовых различий 56
  • Выяснение их взаимных недоразумений в позднейшее время 57
  • Чей взгляд одержал верх на соборе 1667 г.? 57
  • Отношение раскольников к соборному приговору 58
  • Ожидание антихриста в 1666 и 1699 годах 58
  • Петр-антихрист 60
  • Несоответствие событий ожиданиям старообрядцев и вызванное этим разногласие старообрядческой общины во взгляде на будущее 62
  • Мнение поповщины 63
  • Неполнота иерархии 64
  • Поиски «древлеправославных епископов» 65
  • Вопрос о чине принятия белого священства 66
  • Столкновение мнений «дьяковщины» и перемазанцев 67
  • Собор 1779 года 67
  • Поиски собственных архиереев 67
  • Перемена в отношении правительства к расколу при имп. Екатерине II, Павле и Александре I и роль Иргизских монастырей 68
  • Новая перемена при имп. Николае I 69
  • «Оскудение священства» и возрождение мысли об отыскании архиерея 70
  • Происхождение Белокриницкой иерархии 71
  • Внутренние разногласия в поповщине, вызванные ее появлением 71
  • Значение поповщины в развитии русской религиозной мысли 74
  • V. Судьбы раскола. История беспоповщины 76
  • Крайнее направление старообрядчества; эпидемия самосожжений 77
  • Реакция против них 80
  • Условия церковной жизни в Поморье и Заонежье, как основная причина распространения там беспоповщины 81
  • Пустынножительство в Поморье 82
  • Развитие Выговского общежития при А. Денисове 84
  • Отношение его к миру и властям 85
  • Внутренние разногласия в беспоповщине: федосеевцы и их распря с поморцами 87
  • Филипповцы 88
  • Вопрос о семье и браке 88
  • Теория Ивана Алексеева 89
  • Изменение в характере споров между новыми московскими центрами беспоповщины со второй половины XVIII в. 91
  • Борьба за брак между Покровской часовней и Преображенским кладбищем 92
  • Раздвоение религиозной мысли вождей и одинаковость настроения массы 95
  • Попытки реставрации беспоповщинского идеала: протест филипповцев против обмирщения федосеевцев 96
  • Протест страннической секты против двоедушия тех и других 97
  • Учение Евфимия 98
  • Новые сделки с миром – его последователей 99
  • Итоги развития беспоповщинской теории и результат этого развитияв общей истории русской религиозной мысли 100
  • VI. Развитие русского сектантства 102
  • Вопрос о происхождении сектантства 102
  • Общие формы религиозной эволюции 103
  • Евангельское христианство и его видоизменения на русской почве XVI столетия 104
  • Что знало правительство и общество этого века о протестантстве 106
  • Расширение этого знакомства для полемнических целей в первой половине XVII в. («прения о вере») 107
  • Протестантское влияние со стороны шведской границы 108
  • Протестантские взгляды в Москве 109
  • Кружок Тверитинова 109
  • Учение Тверитинова 111
  • Возникновение духовного христианства в России; связь его с беспоповщиной 112
  • Квирин Кульман и предания хлыстовщины 113
  • Преобладание культа и слабость теоретической разработки учения в хлыстовщине XVIII века 115
  • Распространение хлыстовщины 116
  • Реакция против ее распущенности и происхождение скопчества 116
  • Появление более чистой формы духовного христианства и его источники 118
  • Сектантское учение Г.С, Сковороды 119
  • Учение Екатеринославских духоборцев конца XVIII в. 120
  • Уклонения от старого духоборческого учения в жизни и в теории 124
  • Компромисс духоборческого учения со старыми учениями духовного христианства и появление молоканства 126
  • Дальнейший компромисс в учении «субботников» 128
  • Новый толчок к развитию духовного христианства в царствование имп. Александра I 128
  • Возбуждение интереса к сектантству в интеллигентном обществе; кружок Татариновой 129
  • Развитие скопческой теории в произведении камергера Еленского 131
  • Развитие хлыстовской теории в учениях «лазаревщины» и Радаева 133
  • Поднятие духоборческой массы на уровень ее учения 135
  • Обновление евангельского христианства посредством штунды 135
  • Двойственный характер учения штунды: рационалистические, евангелистские и мистические элементы его 136
  • Усиление этического, социального и философского элемента в учениях новейшего сектантства 137
  • Религиозно-философская система «новохлыстов» 138
  • Сравнительное значение старообрядчества и сектантства в общем ходе развития русской религиозной мысли 140
  • Главная тенденция дальнейшего развития сектантства по суждению противосектантского журнала 142
  • VII. Судьбы господствующей церкви 145
  • Настроение паствы, не пошедшей в раскол 145
  • Упадок приходских выборов 146
  • Установление наследственности духовных мест 148
  • Социальное положение духовного сословия 149
  • Образовательный ценз духовенства 150
  • Отношение государства к церкви в XVI и XVII веке 151
  • Теория Никона и ее противоречие действительности 152
  • Потеря церковью ее старинных привилегий 153
  • Смысл уничтожения патриаршества 154
  • Развитие полномочий обер-прокурора 156
  • Соответствие новой формы церковного устройства задачам русской церковной жизни 156
  • Решение вопроса о секуляризации духовных имуществ 159
  • Состояние учения церкви: характер древнерусского богословия 160
  • Влияние схоластического западного богословия 161
  • Первый случай его применения в хлебопоклонной ереси 161
  • Развитие школьного богословия XVIII в.; противоположные системы Стефана Яворского и Феофана Прокоповича 163
  • Дальнейшая судьба богословской науки 164
  • Очерк шестой. Церковь и творчество 167
  • I. Церковь и литература 167
  • Современные остатки христианской легенды 167
  • Ее прошлое и влияние ее на западную литературу 168
  • Незначительность ее влияния у нас в древнейший период 171
  • Живучесть эпического предания и языческой старины 171
  • Отношение церкви к христианской легенде 172
  • «Калики-перехожие» - проводники легенды в народное сознание 173
  • Связь развития христианской легенды на Руси с развитием обрядового благочестия 174
  • XVI-XVII в.в., как время первого усвоения легенды народом (в форме духовного стиха) 175
  • Последствия позднего и неполного влияния христианской поэзии на творчество 175
  • Превращение духовного стиха в раскольничий 176
  • Совмещение христианской легенды с эпической стариной в сознании народной массы 176
  • Легкость реакции против византийского мировоззрения со стороны общества 177
  • История беллетристики, как показатель смены мировоззрений в интеллигентной среде 179
  • Византийско-аскетическое направление изящной литературы конца XVII века («Великое зерцало») 179
  • Смена «душевнополезной» литературы «потешной» и «умильной» 180
  • Появление сентиментализма и любовной лирики 181
  • Условность в содержании и форме литературы XVIII в. 184
  • Неустановленность литературного языка XVIII в. в сравнении с книжным и деловым языком предыдущей эпохи 184
  • Постепенное вытеснение «славянщины» и «высокого штиля» 187
  • Новый литературный язык образованного общества 187
  • Его сравнительная устойчивость 189
  • Литературные вкусы среднего читателя XVIII в. 190
  • Пределы влияния литературы на жизнь с точки зрения сентиментализма 191
  • Расширение этих пределов поэзией Пушкина 192
  • Спор с Рылеевым и «герои безвременья», как черты переходного состояния литературы 193
  • Возвеличивание роли литературы философской критикой романтизма 194
  • «Мнемозина», как первый манифест новой философско-романтической школы 195
  • Практические выводы из философских теорий 195
  • Реализм и «социальность», как новые лозунги литературы со стороны формы и содержания 196
  • Публицистические задачи новейшей литературы и критики 196
  • Слишком далеко или недостаточно далеко пошло сближение русской литературы с жизнью? 197
  • II. Церковь и искусство 199
  • Церковь и искусство на Западе 199
  • Ход развития западного искусства 201
  • Состояние христианского искусства в момент восприятия его Западом и Россией 202
  • Дальнейшая судьба его на Руси 203
  • Условия развития христианской архитектуры в России 203
  • Вопрос о происхождении особенностей суздальской архитектуры; московские соборы 204
  • Византийский купол и русская «луковица» 205
  • Деревянные параллели луковицы: «бочка» и «куб», «шатер» 206
  • Применение деревянных форм в каменной национальной архитектуре XVI в. 208
  • Отношение церкви к национальному стилю в XVII в. и его упадок 209
  • Период подражания: вкусы заказчиков и стремления художников 210
  • Возрождение национального стиля 210
  • Русский орнамент 211
  • Отсутствие скульптуры 212
  • Древне-русская живопись 212
  • Охранение византийских типов и ремесленный характер их воспроизведения в различных «школах» русской иконографии 213
  • Первые признаки западного влияния на иконографию 214
  • Меры, принятые Стоглавом 215
  • Составление «Подлинника» 215
  • Развитие самостоятельности художника в составлении сложных икон 216
  • Изменение самых приемов иконописания 217
  • Появление светской живописи при московском дворе 217
  • Полемика по поводу «живописного» письма 217
  • Настроение художника конца XVII в. и признаки расцвета религиозной живописи 218
  • Почему этот расцвет не осуществился? 219
  • Период подражания и условности 220
  • Сходство и различие в положении литературы и живописи 221
  • Появление заинтересованной искусством публики и первый шаг живописи от условности к реализму (Брюллов) 222
  • Реалистические стремления Иванова 223
  • Русские жанр: переход жанра от сентиментализма (Венецианов) к реальности и социальным темам (Федотов) 224
  • Шестидесятые годы в искусстве и решительная победа жанра 225
  • Обличительная и реалистическая живопись (Перов и Репин) 226
  • Параллели из истории русской музыки: церковное пение и народная песня 227
  • Первые шаги самостоятельного развития русской музыки в «демественном пении» XVI в. 228
  • Период заимствований 229
  • Разница в отношении и публики к заимствованной музыке и к заимствованной литературе 229
  • Появление национального музыкального стиля (Глинка и «кучка») 230
  • Периоды в развитии русского искусства и литературы 232
  • Очерк седьмой. Школа и образование 237
  • I. Допетровская школа 237
  • Разница взглядов на образованность людей Руси 237
  • Грамотность старинного духовенства: советы Геннадия и решения Стоглавого собора 238
  • Результаты XVI века 239
  • Решение собора 1666-1667 гг. 240
  • К потребности в грамоте присоединяется потребность в грамматике 240
  • Круг средневековых «свободных знаний» и программа православной школы начала XVII в. 241
  • Воспитанники киевской академии в Москве и полемика о пользе школы 2422
  • Первые попытки устройства школы в Москве под влиянием «Прений о вере» 243
  • Возобновление этих попыток под влиянием борьбы с расколом 244
  • Вопрос о направлении школы и полемика по этому вопросу между учениками Симеона Полоцкого и Епифания Славинецкого 245
  • Решительная борьба за направление школы при царе Федоре 247
  • Академия, как средство борьбы против религиозного радикализма 249
  • Греческие учителя академии и латинская наука 250
  • Противодействие ей со стороны церкви и итоги борьбы за школу в XVII веке 250
  • II. Состояние знаний в допетровской Руси 253
  • Математические знания: счисление 253
  • Арифметика 254
  • Геометрия (землемерие) 255
  • Астрономия 256
  • Смена византийских космографических представлений средневековыми 257
  • Астрология 258
  • Первые календари 259
  • Естественно-исторические познания: сведения о зверях и птицах («физиолог») 260
  • Первые музеи 262
  • Антропологические познания: гуморальная теория четырех темпераментов 263
  • Древнерусская медицина 264
  • Первые лечебники 265
  • Фармакопея («травники») 266
  • Книжные источники народной мудрости 267
  • Исторические знания: всеобщая история (переводные хронографы и их русские переделки в 1512 и 1617 гг.) 268
  • Национальная историография: первая система русской истории 271
  • Переход от летописного изложения к прагматическому, от теологических толкований к реальным 272
  • Словесные знания: буквари 274
  • Грамматика 274
  • Диалектика и риторика 275
  • Отношение к философии 275
  • Энциклопедия древней Руси: «Азбуковник» двух видов 276
  • Резюме 277
  • III. История школы XVIII столетия 279
  • Происхождение профессиональной петровской школы 279
  • Первая сеть провинциальных школ 280
  • Статистика цифирных школ и их учеников 281
  • Упадок цифирных школ и слияние их с гарнизонными 281
  • Положение епархиальных школ, их статистика, превращение их в семинарии 283
  • Неудачная попытка создать народную школу при Петре 285
  • Задачи петровской школы: отсутствие педагогической точки зрения и общеобразовательного характера 286
  • Профессиональность и сословность петровской школы 287
  • Первая попытка устройства общеобразовательной школы (академический университет и гимназия) 291
  • Неудача этой попытки 292
  • Попытка Шувалова – сделать общеобразовательную школу сословной (дворянской) 294
  • Слабый успех этой попытки 295
  • Отношение дворянства к школе 296
  • Новые педагогические идеи, усвоенные Екатериной 296
  • Ее попытка сделать школу орудием воспитания (закрытые заведения, начало женского школьного образования) 298
  • Неудача воспитательной деятельности школы 300
  • Устройство школы общеобразовательной и бессословной: система Янковича де-Мириево 302
  • Меры к ее осуществлению 304
  • Отношение населения к школе Екатерины 305
  • Положение учителей 307
  • Цифровые итоги развития школьного образования в конце XVIII в. 309
  • Проекты и попытки устройства низшей народной школы 310
  • IV. История школы XIX столетия 313
  • Общий характер этой истории 313
  • Неполнота екатерининской учебной системы и систематическая реформа школы в 1804 г. 314
  • Средняя школа по уставу 1804 г. 315
  • Происхождение университетов в С.-Петербурге, Казани и Харькове 317
  • Положение профессоров по уставу и в действительности 319
  • Положение студентов: их численность сравнительно с другими учебными заведениями 321
  • Их подготовка 322
  • Новые меры для подготовки профессоров 323
  • Отношение общества к гимназии 323
  • Перемена ее назначения в реформе гр. Уварова (1811-1817) 324
  • Побуждения, вызвавшие общую реформу 1828 г. 326
  • План Шишкова 326
  • Осуществление плана: по отношению к уездным училищам; 328
  • к гимназиям (споры о их программе, устройство пансионов); 328
  • к университетам 332
  • Новые профессора и новая аудитория тридцатых и сороковых годов 333
  • Меры против переполнения высшей школы 334
  • Перемены в гимназической программе и ослабление классицизма в 1849-1851 гг. 335
  • Усиление контроля над университетами и профессорами 336
  • Третья общая реформа школьной системы в 1863-1864 г.г.: ее приемы 338
  • Университетская автономия по уставу 1863 года 339
  • Полемика по вопросу об устройстве учебной части и об отношении университета к студентам 340
  • Полемика между защитниками классической и реальной школы 343
  • Компромисс устава 1804 г. 345
  • Новые усилия сторонников классицизма и гимназическая реформа 1871 г. 347
  • Выработка университетского устава 1884 г. 348
  • Цифровые итоги развития высшего, среднего и низшего образования в учреждениях министерства народного просвещения 349
  • История начальной школы XIX в.: приходские училища уставов 1804 и 1828 гг. 351
  • Первая сельская школа (у казенных и удельных крестьян) 352
  • Усиленное открытие школ в начале шестидесятых годов и значение цифр, показанных ведомствами государственных имуществ и духовным 353
  • Постановка вопроса о народной школе в полемике по поводу реформы 1864 г. 354
  • Переход заведования начальной школой к земству 357
  • Цифровые итоги развития земской школы 359
  • Положение вопроса о всеобщем обязательном обучении в семидесятых годах 361
  • Усиление интереса в школе грамотности и ее идеализация противоположными партиями 361
  • Новая постановка вопроса о всеобщем обучении 363
  • Заключение 366
  • Разрыв интеллигенции и народа, как основная тема 2-й части «Очерков» 366
  • Как не следует ставить вопроса о причинах разрыва? 367
  • Как ставят этот вопрос «Очерки» 368
  • Роль веры на Западе и у нас, как причина различия в характере разрыва 368
  • Разница в истории творчества, как следствие различия в истории веры 372
  • Разница в положении школы, как следствие различия в отношении церкви и государства 373

Читать книгу

Издательство: Тип. И.Н. Скороходова

Место издания: СПб.

Год издания: 1897

Количество страниц: 375 с.

Рубрики: Отечественная история

Очерки по истории русской культуры: Часть 2. Церковь и школа (вера, творчество, образование).

Том 2 из 4
В «Очерках» Милюков показал большую роль государства в формировании русского общества, утверждая, что Россия, несмотря на свои особенности, шла европейским путем развития, а также привёл свои доводы относительно приспособляемости русского «национального типа» к заимствованным общественным институтам. Полагая, что «существует ряд основных закономерных эволюций разных сторон социальной жизни», Милюков не считал возможным объяснять исторический процесс развитием производства или «духовным началом». Он стремился рассматривать единую историю как ряд взаимосвязанных, но разных историй: политической, военной, культурной и других.

Первая часть исследования знакомит нас «с тем историческим зданием, в котором провел свою жизнь русский народ». Здесь изложены «общие понятия» об истории, её задачах и методах научного познания, определены теоретические подходы автора к анализу исторического материала, а также представлены очерки о населении, экономическом, государственном и социальном строе.

Русская философия > Библиотека русской философии > Алфавитный каталог > Очерки по истории русской культуры