Оглавление
=Предисловiе=5=
=
=Глава I. Предварительныя замѣчанiя о необходимости верховныхъ принциповъ и критерiев въ жизни, познанiи и творчествѣ=22=
=
=Глава II. Верховныя начала, положительныя и отвлеченныя. - Раздѣлениiе первыхъ на традицiонныя и мистическiя, а вторыхъ - на отвлеченно-эмпирическiя, или матерiальныя, и отвлеченно-рацiоналистическiя, или формальныя=24=
=
=Глава III. Эмририческiй принципъ нравственности въ своихъ элементарныхъ формахъ. - Идонизмъ, эвдемонизмъ, утилитаризмъ=31=
=
=Глава IV. Эмпирическое начало нравственности въ своей высшей формѣ. - Основанiе морали по Шопенгауэру=41=
=
=Глава V. Недостаточность эмпирическаго, или матерiальнаго начала нравственности и переходъ къ началу чисто-разумному, или формальному=53=
=
=Глава VI. Формальное начало нравственности. - Понятiя обязанности и категорическаго императива=60=
=
=Глава VII. Три формулы категорическаго императива (по Канту)=71=
=
=Глава VIII. Отношенiе рацiональной этики къ эмпирической. - Чисто-формальное значенiе рацiональнаго начала нравственности=78=
=
=Глава IX. Различныя точки зрѣния на свободу воли. - Эмпирическое изслѣдованiе вопроса=88=
=
=Глава Х. Ученiе о различiи эмпирическаго и умопостижимаго характера и о совмѣестимости феноменальной необходимости съ трансцендентальною свободой=105=
=
=Глава ХI. Результаты рацiоналистической этики. - Переходъ отъ субъективной къ объективной этикѣ=126=
=
=Глава ХII. Отвлеченныя понятiя о человѣчествѣ вообще=132=
=
=Глава ХIII. Отвлеченныя начала индивидуализма и общинности=138=
=
=Глава XIV. Хозяйственный элементъ общества, соцiализмъ и мѣщанское царство=142=
=
=Глава ХV. Логическiй переходъ изъ экономической области въ юридическую. - Требованиiе права и госудаства=146=
=
=Глава ХVI. Переходъ отъ экономическаго начала общества къ юридическому. - Противорѣчия въ соцiализмѣ по отношенiю къ общественной цѣли и къ значенi личности=152=
=
=Глава XVII. Заключительныя замѣчания о соцiализмѣ=158=
=
=Глава ХVIII. Отвлеченно-историческое и отвлеченно-утилитарное понятiе о правѣ. - Принципъ органическаго развитiя и принципъ договора. - Анализъ понятiя общей пользы, какъ цѣли правового порядка=160=
=
=Глава ХIХ. Двойственный источникъ права. - Историческiй генезисъ права и его формальная сущность. - Рацiональное опредѣленiе права. - Право естественное и положительное=165=
=
=Глава ХХ. Исключительно-формальный и отрицательный характеръ права и правового порядка. - Неосостоятельность права, какъ верховнаго принципа общества человѣческаго=171=
=
=Глава ХХI. Религiозное начало въ человѣкѣ. - Общество, какъ религiозный союзъ или церковь=174=
=
=Глава ХXII. Отвлеченный клерикализмъ или ложная теократiя. - Отвлеченный дуализмъ церкви и государства. - Переходъ къ опредѣленiю истинной или свободной теократiи=177=
=
=Глава ХХVIII. Значенiе истиннаго религiознаго начала въ номальномъ обществѣ=182=
=
=Глава ХХIV. Внутренняя связь общественныхъ сферъ въ свободной теократiи=190=
=
=Глава ХХV. Общiй обзоръ предыдущаго. - Вопросъ о возможности осуществить нравственный идеалъ, какъ неизбѣжная граница всякой этики=202=
=
=Глава ХXVI. Зависимость этики отъ метафизики. - Неосостоятельность отвлеченнаго морализма. - Переходъ къ вопросу объ истинномъ знанiи=205=
=
=Глава ХXVII. Опредѣлениiе истиннаго, какъ сущаго вообще. - Недостаточноть этого опредѣленiя. - Общее понятiе о знанiи. - Опредѣленiе истиннаго, как объективно-познаваемаго (испытываемаго) или какъ внѣшней реальности. - Отвлеченный реализмъ=208=
=
=Глава ХXVIII. Критинка отвлеченнаго реализма съ чисто-логической точки зрѣнi9я. - Чувственный опытъ, какъ знанiе непосредственной дѣйствительности. - Противорѣчiя непосредственной дѣйствительности. - Истинность всеобщаго, какъ результатъ этихъ противорѣчiй =212=
=
=Глава ХXIX. Поясненiя къ предыдущей главѣ (критика отвлеченнаго реализма съ точки зрѣнiя общаго сознанiя); предварительное понятiе объ истинѣ; истина факта; истина вещи; истина природы вещей. - Переходъ къ натурализму=220=
=
=Глава ХXX. Элементарыя формы натурализма: стихiйный натурализмъ, гилозоизмъ. - Требованiе точнаго опредѣленiя природы, какъ обзей основы бытiя=228=
=
=Глава ХХХI. Соотвѣтствiе между общею основой сущаго и общею основой чувственнаго познанiя. - Осязанiе, какъ основа всѣхъ ощущенiй. - Осязаемое или непроицаемое вещество, какъ общая основа бытiя.=234=
=
=Глава ХХХII. Матерiя, какъ безусловно-единое. - Чистый монизмъ. - Неможность безусловнаго или отвлеченнаго единства какъ дѣйствительнаго принципа. - Реальность, какъ многое. - Переходъ къ атомизму=238=
=
=Глава ХХХIII. Атомизмъ. - Отстутсвiе единства въ научныхъ теорiяхъ атомизма. - Логическое развитiе атомизма. - Опредѣленiе атома, какъ дѣйствующей силы=243=
=
=Глава ХXXIV. Противорѣчiе между динамическимъ атомизмомъ и основнымъ принципомъ всякаго реализма. - Невозможность опытнаго познанiя сущностей. - Переходъ отъ субстанцiанальнаго реализма къ феноменальному=247=
=
=Глава ХXXV. Реальность, какъ явленiе; бытiе какъ отношенiе; матерiя какъ ощущенiе. - Общая характеристика критического реализма и три степени его развитiя: сенсуализмъ, отвлеченный эмпиризмъ и позитивизмъ=252=
=
=Глава ХXXVI. Критика сенсуализма. = Дѣйствительное явленiе не познается въ ощущенiяхъ внѣшних чувствъ. - Действительное явленiе, какъ продуктъ умственной дѣятельности. - Переход отъ сенсуализма къ идеализму=261=
=
=Глава ХXXVII. Критика научнаго эмпиризма. - Необходимость явленiя познается не опытомъ, а умозрѣнiемъ - Переходъ отъ эмпирiи къ умозрѣнiю.=269=
=
=Глава ХXXVIII. Невозможность познать всеобщую систему явленiй на почвѣ положительных наукъ. - Необходимость рацiональной филосовiи=285=
=
=Глава ХXXIХ. Общее начало рацiонализма. - Рацiонализмъ догматическiй и рацiонализмъ критическiй. - Рацiонализмъ абсолютный. - Границы отвлеченной философiи=293=
=
=Глава ХL.Общiй отрицательный результатъ реализма и рацiонализма. - Необходимый переходъ къ религiозному началу въ области знанiя=300=
=
=Глава ХLI. Невозможность настоящаго предметнаго познанiя изъ ощущенiй и понятiй, какъ субъективныхъ состоянiй сознанiя=305=
=
=Глава ХLII. Критика научнаго эмпиризма. - Необходимость явленiя познается не опытомъ, а умозрѣнiемъ - Переходъ отъ эмпирiи къ умозрѣнiю.=311=
=
=Глава ХLIII. Различiе сущаго отъ бытiя. - Сущее, какъ абсолютное. - Абсолютное и его другое.=318=
=
=Глава ХLIV. Абсолютное сущее и абсолютное становящееся. - Человѣкъ, какъ второе абсолютное. - Три начала его бытiя=331=
=
=Глава ХLV. Вѣра, воображенiе и творчество, какъ основыне элементы всякаго предметнаго познанiя=340=
=
=Глава ХLVI. Всеединая система знанiя. - Ея основные элементы. - Отвлеченный догамтизмъ теологiи. - Свободная теософiя.=358=
=
=Заключенiе=370=
=
==Примечанiя=372=
=
=Приложенiе: Формальный принцип нравственности (Канта) - изложенiе и оцѣнка съ критическими замѣчанiями объ эмпирической этикѣ=388=
=
Издательство: Книгоиздательское Товарищество "Просвещение"
Место издания: СПб.
Год издания: 1911-1914
Количество страниц: 433 с.
Рубрики:
Русская философия
Теги:
Метафизика, Онтология
В публикуемое собрание сочинений выдающегося русского религиозного мыслителя и поэта вошли его философские, богословские и публицистические произведения. Собрание составлено таким образом, чтобы дать наилучшее представление о духовной эволюции Соловьева.
В первые два тома вошли его философские сочинения 1873-1880 гг., в третий – богословские 1877-1884 гг., в четвертом собраны работы, посвященные Церкви 1883-1887 гг., в пятом – публицистические произведения, включая «Национальный вопрос в России», том шестой объединяет критические сочинения, работы по эстетике и труды исторического характера, седьмой том посвящен нравственной философии, а в заключительных томах представлены сочинения последних лет жизни Соловьева.