Оглавление
- Введение
9
- ЛОГИКА ЧИСТАЯ
25
- ГЛАВА I. ОБОЗРЕНИЕ ПР0ИЗВЕДЕНИЙ МЫШЛЕНИЯ
25
- ГЛАВА II. ОБ ОСНОВНЫХ ЗАКОНАХ МЫШЛЕНИЯ
29
- 1.Закон тождества и нетождества
31
- 2. Закон согласия и противоречия
39
- 3. Закон достаточнаго основания
49
- 4. Мнимый закон исключения третьяго и средняго
55
- ГЛАВА III. О ПОНЯТИЯХ
58
- Образование понятий
60
- Соотношение понятий
71
- ГЛАВА IV. О СУЖДЕНИЯХ
84
- Разделение суждений
88
- а) Сказательное суждение
99
- б) Причинное суждение
114
- Отношения суждений между собою
125
- Способности лежащая в основании суждения
133
- ГЛАВА V. ОБ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯХ
137
- 1. Умозаключение непосредственное
143
- 2. Умозаключение посредственное
153
- а) Сказательное умозаключение
165
- б) Причинное умозаключение
188
- 3. Соотносительные умозаключения
195
- а) Умозаключения тождества
196
- б) Умозаключения противоречия
202
- в) Силлогизмы подчинения
213
- г) Силлогизмы сподчинения
237
- ЛОГИКА ПРИКЛАДНАЯ, или МЕТОДОЛОГИЯ
244
- 1. Математический метод
248
- 2. Систематический метод
256
- а) Метод описательных наук
259
- б) Метод теории
280
- 3. Исторический метод 296
Оригинальное название: Руководство къ логикѣ
Издательство: Университетская Типография
Место издания: Киев
Год издания: 1841
Количество страниц: 324 с.
Рубрики:
Русская философия
Теги:
Логика
Новицкий Орест Маркович (1806 - 1884), русский философ, психолог, логик. Окончил Киевскую Духовную академию, с 1835 профессор философии. Был приглашен читать философию в Киевский университет св. Владимира с 1834 (одновременно продолжат работать в Духовной академии). С 1835 - экстраординарный профессор университета по кафедре философии, с начала 1837 - ординарный профессор. Преподавал нравственную философию, психологию, логику, историю философии. Философия, согласно О.М.Новицкому, обращена к непреходящему, которое постигается не в чувственном познании и не в формально-логической «разделяющей» деятельности рассудка, но только в разуме. Созерцания разума — идеи, независимые от низших познавательных способностей, но и не «врожденные», а происходящие от соприкосновения духа с миром сверхъестественным. Основные идеи разума - идеи истинного, благого и прекрасного. Три фазиса развития идей составляют три главных момента развития самой философии. В соответствии с предметами нашего сознания (я, не-я и Бог) в философии должны быть следующие направления: «наукообразное» развитие явлений и законов внешнего мира и законов познающего духа, умозрительное и притом опытное развитие законов внешнего мира и объединение этих противоположностей в высшем их начале.