Оглавление

  • Предисловие 4
  • Глава I. Краткие сведения о некоторых философских и этических идеях в древней тамильской литературе 10
    • Приложения 24
      • I. Пуранануру. 192. Мудрецы 24
      • II. Тируваллувар. Курал. Обращение 24
      • III. Наладийяр. Раздел первый. О добродетели 25
  • Глава II. Начальный период тамильской философской литературы (Основы древнеиндийской гносеологии и изложение материалистического учения адживака в тамильской эпической поэме Манимехалей) 55
    • Приложения 67
      • I. Кундалакеши 67
      • II. Манимехалей, XXX (120 — 134) 68
    • III. Манимехалей, XXVII 69
  • Глава III. Тамильские гимны (Очерк средневековой тамильской литературы бхакти) 79
    • Приложения 135
      • I. Наммальвар 135
      • II. Тируньянасамбандар 138
      • III. Аппар 139
      • IV. Маниккавашагар. Тируаашагам 140
        • Шива - пурана 140
        • Отрывки из других мест поэмы 145
      • V. Тирумулар. Тирумандирам 147
      • VI. Карайккал 148
      • VII. Паттинаттар, 2, 1 — 16 148
  • Глава IV. Тамильские пураны (Опыт психологической трактовки культовых текстов) 150
    • Приложения 170
      • I. Секкилар. Пурана об обращении в рабство Сундарара 170
      • II. Секкилар. Рассказ о том, что произошло на священной горе Кайласе 180
      • III. Параньджоти. Пурана о просветлении Вадавурана 185
  • Глава V. Тамильские шастры. I. (Сведения о древнеиндийском
  • материализме в трактате Мейкандара) 199
    • Приложение 214
      • Мейкандадевар. Сива-Ньяна-бодам. Введение 214
  • Глава VI. Тамильские шастры. II. (Сведения о материалистической
  • философии в трактате Арунанди) 220
    • Приложение 240
      • Арунанди Тевар. Шива-Ньяна-сиддхийяр. Опровержение учения локайятиков 240
  • Список сокращений 250

Читать книгу

Издательство: Издательство Восточной Литературы

Место издания: М.

Год издания: 1962

Количество страниц: 255 с.

Рубрики: Русская философия
Теги: История философии, Восток

Материалы по истории индийской философии

Эта работа написана для того, чтобы познакомить людей, интересующихся историей философии (особенно материалистической), историей религии и вообще историей культуры, с образцами средневековой философской и религиозной тамильской литературы и вместе с тем, чтобы ввести в обиход советской востоковедной и индологической науки хотя бы небольшую часть богатейшего литературного наследия южноиндийского средневековья.
Философская литература представлена в книге прежде всего текстами из трактатов Сива-Ньяна-бодам и Шива-Ньяна-сидд-хийяр, содержащими, систематическое изложение основ древнеиндийского материалистического учения локайяты, и отчасти Шива-пураной. Этическая литература представлена переводом первой части Наладийяра. Значительное место отведено тамильской литературе бхакти, абсолютно самобытной и исключительно интересной для истории религии.

Общая структура книги такова:
Первая глава содержит краткое введение общего характера и некоторые замечания о древней тамильской этической литературе.

Во второй главе рассказывается о первом систематическом изложении философских систем древней Индии в тамильской литературе. При этом особенно большое внимание здесь уделяется древнеиндийской теории познания и материалистическим учениям адживака и бхутавада.

Третья глава по своему характеру стоит несколько особняком; в вводной ее части предлагается новая методика описания и анализа содержания специфических и нарративных культовых источников, которая применяется к отдельным образцам тамильской и санскритской религиозной литературы. Эта вводная часть служит как бы теоретическим введением к последующим параграфам главы, где дано систематическое (но не строго историческое вследствие несовпадения последовательности, в которой источники систематизировались позднейшими местными комментаторами, с их реальной хронологической последовательностью) изложение сведений о литературе тамильского бхакти (особенно шайва-бхакти). Там же дается и анализ ряда текстов с точки зрения упрощенной структуры культового содержания литературных источников, предложенной в вводной части.

B четвертой главе дается краткое описание тамильской пуранической литературы и рассматривается отношение гимнов и шуран с точки зрения преобразования культовой информации гимнов в щуранах. При этом совершается небольшой экскурс в область этнографии и сравнительной истории религий. В третьей и четвертой главах вкратце излагаются легенды о жизни шиваитских поэтов.

Пятая и шестая главы содержат подробное изложение материалистического учения локаяты, как оно было донесено до нас тамильскими религиозно-философскими источниками, а также ряд сведений о самих этих источниках.