Оглавление

  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 17
    • ГЛАВА I. — Социологическая точка зрения. Материализм 17
      • 1. История философии - 2. Цель и характер настоящего труда. - 3. Философия в нашу эпоху и роль социологии. - 4. Maтеpиaлизм в наше время 17
    • ГЛАВА II. Идеализм 37
      • 1. Сущность идеализма. — 2. Три оттенка древнего идеализма (Сократ, Платон, Аристотель). — 3. Схоластина. Арабская философия. — 4. Неверная оценка схоластики. — 5. Параллелизм в исторических судьбах материализма и идеализма. — 6. Расцвет идеализма в XVII веке. — 7. Декарт и Спиноза. — 8. Монизм, плурализм и дуализм. - 9. Лейбниц. Бервелей. — 10. Кант и новая философия. — 11. Гипотеза в старой философи. — 12. Три типа метафизических гипотез. — 13. Метафизичесий идеализм Канта. — 14. Идеализм после Канта. Гегель. — 15. Шопенгауер и значение идеалистического пессимизма 37
    • ГЛАВА III. Материализм, Идеализм, Сенсуализм 88
      • 1. Общий взгляд на значение материализма и идеализма. — 2. Основы классификации философских систем прошедшего. — 3. Связь этой классификации с классификацией знания. — 4. Tpетий член философской классификации — сенсуализмъ. — 5. Значение этого термина и точное определение сенсуалистичесвой философии. 6. Ошибка ученых и заблуждение философов. — 7. Два направления в сенсуализм. Преобладание психологических задач. Разграничение с идеализмом. — 8. Неоднородность философских доктрин. — 9. Сенсуализм и физиология мозга. Метафизика и социология. — 10. Характер влияния различных направлений метафизики на различные отделы положительного знания. — 11. Влияние сенсуализма на развитие описательной психолопи и на первые шаги в области социологии. — 12. Ошибочность обычного взгляда на отношения между материализмом, идеализмом и сенсуализмом. — 13. Запоздалый характер развития сенсуализма и причина этого явления. — 14. Развитие сенсуализма и развитие биологии. — 15. Научные стремления материализма и сенсуализма. Точка зрения идеала 88
    • ГЛАВА IV. — Сенсуализм. Первая фаза развития 120
      • 1. Общий характер древнего сенсуализма. — 2. Софисты. Протагор. — 3. Сенсуалистические стремления в раннем материализме и идеализме. — 4. Аристотель и объективный метод. — 5. Связь сенсуализма с этим методом и с особым значением, приобретенным в метафизике Teopией познавания. — 6. Философское сомнение и логическое родство его с сенсуализмом. — 7. Древние скептики. Сенсуалистическая окраска их основных точек зрения. — 8. Сенсуалистический материализм школы Эпикура. — 9. Стоики и их философия здравого смысла. — 10. Позднейшие академики. Акаталепсия или агностицизм древнего мира. — 11. Сенсуализм в средние века. — 12. Философия Бэкона. — 13. Cogitata et Visa. Novum Organon. — 14. К какому типу философии прошедшего принадлежитъ миропонимание Бэкона? 120
    • ГЛАВА V. Сенсуализм. Эпоха расцвета: Локк и Юм 153
      • 1. Сенсуалистический субъективизм Локка. Борьба с материализмом и идеализмом. — 2. Teopия двойного происхождения идей и вопрос об основном психическом свойстве. — 3. Юм и его Bлияние на Канта. — 4. Психология и Teopия познавания. — 5. Антропология Юма и автропология идеалистов Деварта и Канта. — 6. Социологические взгляды Юма. — 7. Теория причинности. — 8. Сенсуалнстическая двусторонность скептицизма Юма. — 9. Teopия непознаваемого или агностицизм. — 10. Общий метафизический характер философии Юма. — 11. Значение Юма для современной философии 153
    • ГЛАВА VI. Сенсуализм. Позднейшая эволюция 185
      • 1. Логическая независивмость сенсуализма от других систем. — 2. Bлияние на английский материализм. — 3. Скептический или критический идеализм. — 4. Школа нравственной философии. — 5. Шотландская школа «здравого смысла». — 6. Сенсуализм и материализм во Франции XVIII-го века. — 7. Кондильяк. — 8. Дестют де Траси. — 9. Кабанис. — 10. Научный попытки в области психологии и социологии. — 11. Френологическая гипотеза Галля. Другие заслуги его. — 12. Тюрго в Кондорсэ. — 13. Сенсуализм в остальной Европе и преимущественно в Италии. — 14. Развитие материализма и сенсуализма в связи с успехами обществоведения. — 15. Роль сенсуализма в наши дни 185
    • ГЛАВА VII. — Разновидности трех типов философии прошедшего и смешанные сметены. Первые проблески философии знания 212
      • 1. Отвлеченный характер наших типов. — 2. Общее свойство научных классификаций метафизических систем.— 3. Недостатки господствующей номенклатуры. — 4. Примеры. Эмпиризм и априоризм. Догматизм и скептицизм. Монизм и плурализм (дуализм). — 5. Смешанные системы. Философcкиe компромисы нашей эпоха. — 6. Упадок метафизики и возникновение научной философии. Методологический прогресс. Особые заслуги в этом отношении Декарта и Гоббса. — 7. Исторический позитивизм 212
    • ГЛАВА VIII. — К общей характеристике философии прошедшего 232
      • 1. Отрицательные стороны метафизики. — 2. Односторонность точек исхода. — 3. Медленный ход развития. — 4. Явления «повторности». — 5. Заблуждения в области метода. — 6. Смешение общего с частным, абстрактного с конкретным, фиктивного с реальным. Ложная постановка вопросов. Частое мышление. — 7. Объяснение неизвестных явлений. Иллюзии обыденного мышления. — 8. Реальная аналогия. Антропоморфизм. Обратное заблуждение естествоиспытателей.
  • — 9. Дедуктивный и aприорный методы. Сходство их и различие. — 10. Методъ и теория познавания. Основное единство метода во всех направлениях метафизики. — 11. Светлые стороны в прошедшем философии. Влияние положительного знания. Историческая необходимость метафизики. — 12. Актив и пассив метафизики. — 13. Социологическая роль метафизических систем, как критерий их историко - философского значения. — 14. Эмпирические законы развития метафизических учений и общий или теоретический закон эволюции философской мысли. Философия, как сложная функция суммы знаний в других условий данной цивилизации. Коренное различие между метафизикой и научной философией. — 15. Современный философский кризис. Два господствующих мнения. Философия, как общее дополнение частного знания, и философия, как специальная наука об общих концептах человеческого ума. Философия, как миропонимание 232
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ВЫВОДЫ 261
    • ГЛАВА I. — Социологическое объяснение общего хода развития философии до нашей эпохи. Закон трех типов метафизики и общий (динамический) закон развития философии 261
      • 1. Гипотетические элементы моей теории. — 2. Параллельное изучение ряда наук и ряда типичных форм философии. — 3. Исторические границы принятого деления. — 4. Фиктивная независимость метафизики от специальных наук. — 5. Социологическое объяснение развития философии. Закон трех типов метафизики и его различные формулы. — 6. Индуктивное распространение закона трех типов. Закон соотношения между наукой и философией. — 7. Незнание и гипотеза. Монизм науки и монизм метафизики. — 8. Практическое значение наших формул 261
    • ГЛАВА II. — Закон соотношени между науками и философией и закон трех состояний 277
      • 1. Различные толкования закона Конта, в зависимости от трех возможных гипотез по вопросу о причинной связи между состоянием философских и состоянием научных понятий в каждую эпоху. — 2. Ближайшая в формуле Конта социологическая гипотеза. Неосновательность ее. — 3. Обратная социологическая гипотеза. Причины ее превосходства. — 4. Психологическая гипотеза. Ее недостатки. — 5. Неправильная терминология. Необходимые поправки. Мысль научная и мысль философская. — 6. Малочисленность научных понятий в первой эпохи истории. Отсутствие прямой генетической связи между научным миропониманием и предшествовавшими ему фазами философской мысли. — 7. Эмпирический характер формулы Конта. Теоретическое объяснение закона трех состояний более общим законом соотношения между науками и философией 277
    • ГЛАВА III. — Возражение против закона Конта 295
      • 1. Две основные группы возражений. — 2. Сверхъестественное вмешательство, концент лежащих за пределами чувственного опыта сущностей и понятие об естественном законе. — 3. Множественность сущностей и дуализм родовых абстрактных сущностей и их конкретных проявлений. — 4. Учение о непознаваемом. — 5. Два основных недоразумения. Ограниченность наших познавательных средств и относительность наших знаний, как факты психологии и как элементы общей, или философской гипотезы. — 6. Стремление в познание первых и конечных причин явлений, как признак, дифференцирующий всякую философиЮ от всякаго положительнаго знания. Отрицание возможности другой философии, кроме метафизической. — 7. Завон трех состояний, как последовательная смена общих или философских методов. Философская точка зрения, основанная на широком применении гипотезы, и философская же точка зрения, опирающаяся на научно-проверенные факты и отношения 295
    • ГЛАВА IV. Закон трех состояний и гипотетический метод в философии и науке 311
      • 1. Взгляд Конта на роль философской гипотезы в науке. — 2. Произвольный характер объяснения Конта. — 3. Две параллельные последовательности. Закон, управляющий научной эволюцией и эмпирический закон, управляющий эволюцией философской. — 4. Философские гипотезы. — 5. Hayчные гипотезы. — 6. Эволюция научной мысли, как социологическое условие эволюции мысли философской. Совместное существование теологий, метафизических систем и положительных наук. Потребность знания и потребность миропонимания. — 7. Процесс дифференцирования главных разрядов наших понятий. Методологические последствия антагонизма между наукой и философией. — 8. «Научное» и «ненаучное» в области науки и в области философии. Синтетическое единство метода в обеих сферах. Единство метода аналитическое 311
    • ГЛАВА V. — Психологическое объяснение общего хода развития философии 324
      • 1. Сущность психологического способа объяснения. — 2. Роль «теории познавания» в метафизических системах. Первая фаза развития психологии. — 3. Превращение элементарной психологической задачи в краеугольный камень систематического понимания природы. Наивный реализм древних. Реализм, идеализм и реальный идеализм. — 4. Новейшие попытки объяснения общего хода развития философии, начиная с Гегеля и кончая Льюисом и Спенсером. Эволюционная схема Вайингера. — 5. «Что существует действительно?» Классификация воззрений различных школ на реальное бытие и эволюция соответствующих мироразумений. — 6. Исходная точка эволюции: главный или «данный» ряд воззрений на реальное и сумма наличного опыта человечества. Вторая фаза — производный ряд реальных элементов: субстраты, силы и субстанций. Третья фаза: чистое мышление и метафизика общих концептов. Четвертая фаза: ens realissimum, абсолютное бытие и философия тожества. Пятая фаза: абсолютный нуль мистического и философского нигилизма. Два выхода: пессимистический квиэтизм и возвращение к ряду опытных данных — позитивизм. — 7. Возражения против психологического объяснения истории философии. Различные взгляды на психологию и логические последствии их. Метафизический характер психологического объяснения. Отвлечение от одной субстанции и отрицание всех остальных. Психологическое объяснение, как сенсуалистическая теория 324
  • ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ФИЛОСОФИЯ ПРОШЕДШЕГО И ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ НАУК 357
    • ГЛАВА I. — Философия прошедшего и супранатурализм 357
      • 1. Вопрос о взаимных отношениях и вероятной будущности трех умственных итогов социальной эволюции: супранатурализма, метафизики и науки. — 2. Постановка вопроса о супранатурализме. — 3. Супранатурализм, как философия давнопрошедшего и как миропонимание громадного большинства. Борьба народных масс с высшими классами. — 4. Единство миропонимания в первобытные времена и дуализм, сменивший это единство с первыми проблесками цивилизации. - 5. Взгляды Вольтера и Канта, Юма и Гоббса. — 6. Современные взгляды. — 7. Умственные победы народных масс. Значение таких нивелирующих реакций. — 8. Союз супранатурализма с метафи-зикой. Схоластика, как общий, не чуждый в нашей эпохе факт истоии мысли. Смешение субъективной необходимости с объективной и его последствий. — 9. Конкретная психологии. Теологическая и метафизическая иллюзия, как факты общественной эмбриологии. Мнение Ренана.— 10. Исторический нигилизм XVIII-гo века и идеалистическая реакция XIX-го. Супранатурализмъ, как могущественное орудие социальной дисциплины. Условия, при которых это миропонимание является, напротив того, разлагающим началом. — 11. Действительные и мнимые, воображаемые общественные заслуги супранатурализма. — 12. Условие, от которых зависят высокие цивилизующие свойства супранатурализма. — 13. Закон трех типов метафизики распространяется и на проявление супранатурализма. — 14. Анимизм и его специализация — антропоморфизм. — 15. Новое объяснение общего значения, в развитии философской мысли, трех главных направлений метафизики 357
    • ГЛАВА II. — Философия прошедшего и супранатурализм. (Окончание) 383
      • 1. Будущность супранатурализма. — 2. Два течения мнений. Связь одного из них с сенсуалистической теорией познавания. — 3. Две коренные ошибки в постановке вопроса. — 4. Социологические элементы задачи. — 5. Перенесение вопроса на несвойственную ему почву и последствие такого заблуждения. — 6. Мнимое упрощениe задачи. — 7. Значение общего научного закона. Закон соотношения и приложение его к вопросу о будущности супранатурализма. — 8. Постепенное ограничение сферы общественного действия супранатуралистических доктрин и постепенный упадок их значения. — 9. Другие стороны задачи. — 10. Перестановка элементов вопроса. Патологические и нормальные явления в жизни человеческих обществ. — 11. Общественные условия появления и существование супранатуралистических учений. — 12. Замечательный паралогизм. — 13. Непроверяемые иллюзии. — 14. Источники супранатуралистических гипотез. — 15. Bлияние наследственности, подбора, ассоциаций пред-ставлений и т. п. основных условий эволюции общественных организмов. Иллюзия скептиков и свободных мыслителей . — 16. Приспособление личности к социальной среде и последней к среде физической, как двоякий источник нравственных начал. Смешение области сверхъестественного с областью веры в идеализации действительности. — 17. Занимающий нас вопрос, как задача психосоциальной механики. — 18. Bеpa науки и вера в науку. Teopия супранатуралистических верований и история их. — 19. Совпадение наших выводов с выводами эволюционизма. — 20. Отрицание сверхъестественного, как точка исхода всякой метафизики. — 21. «Непознаваемое» философии и «непознаваемое» супранатурализма. «Непознаваемое» науки. — 22. Двойные софизмы и двойные гипотезы. — 23. Эмпирические и непроверяемые элементы общей гипотезы, лежащей в основе учения о непознаваемом и метафизического отрицания сверхъестественного. Историческая форма этого отрицания 383
    • ГЛАВA III. — Философия прошедшего и наука 436
      • 1. Постановка вопроса о будущем метафизики. — 2. Влияние философии на науку и науки на философию. — 3. Роль научного фактора. — 4. Необходимость специальных философий отвлеченных наук. — 5. Два параллельных течения в истории метафизики. Обращение метафизических систем в специальные философии более или менее значительных групп отвлеченных наук. Дальнейшая специализация. Постепенное замещение метафизики метапсихологией и металогикой. — 6. Условное значение полноты и единство метафизического миропонимание. — 7. Bлияние априорной философии на развитие специальных наук. — 8. Социологические ycловия научного прогресса. — 9. Медленное вымирание прежних типов философской мысли. — 10. Объективные и субъективные условия существования метафизики. — 11. Учение о непознаваемом в период процветания и во время упадка метафизики. — 12. Смешение «непознаваемого» с «несводимым». — 13. Защита априорной философии, как особого вида эстетического творчества. — 14. Процесс отвлечения в науке, философии и искусстве. Связь исвусства с наукою и философией. Основное различие между научным и философским творчеством и творчеством искусства. — 15. Остановка аналитического процесса мысли на низших ступенях его и обратный переход от общего в
  • индивидуальному. — 16. Метафизическое заблуждение и философская истина. — 17. Teopия истины заблуждения. — 18. Специальные науки, как источник метафизики и научной философии =ГЛАВА IV. — Заключениe. Генезис философии наук и значение современного движения в области философии (научно-философские системы нашей эпохи) ......... 485 436
    • 1. Научное миpoпoнимание. — 2. Различие между понятием о «развитии» и понятием об «установлении». Генезис отвлеченных наук. — 3. Ошибочность обычного взгляда на философию и ее отношение в науке. — 4. Научно-философские системы. — 5. Аподиктическая точка зрения. Позитивизм и его задачи. — 6. Идеальное, или абсолютное, и реальное, или условное и относительное единство явлений. — 7. Историческая точка зрения. Влияние закона метафизической односторонности (закона трех типов). — 8. Завершение ряда отвлеченных наук группою описательных отраслей знания и значение этого факта в эволюции философской мысли. —
  • 9. Методологическая точка зрения. Новейший материализм. — 10. Эклектические и охранительные стремления. Причины, обусловливающие колебание современной мысли. — 11. Философский язык. — 12. Условия образования отрицательных концептов. — 13. Научно-философские системы, как переходная ступень от метафизики к философии наук. — 14. Средства и цели в области философии. Всеобщая и специальная причинность 485
  • Примечание к части первой 523
  • Примечание к части второй 583
  • Примечание к части третьей 605
  • Алфавитный указатель имен 651

  • Читать книгу

    Издательство: Тип. В.В. Исленьева

    Место издания: М.

    Год издания: 1887

    Количество страниц: 658 с.

    Рубрики: Русская философия
    Теги: История философии, Позитивизм, Социология

    Прошедшее философии

    Де-Роберти (Де-Роберти де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович (1843-1915) - философ-неопозитивист и социолог, в 1886 г. опубликовал двухтомный трактат "Прошедшее философии: опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли", который спустя год выпустил в новом, значительно сокращенном, "общедоступном", однотомном варианте. На основе "социологических законов" он пытается доказать неизбежность смены видения мира, основанного на теологии и метафизике, на научное мировоззрение. Глава Св. Синода К. Победоносцев потребовал применения в отношении позитивистских сочинений Де Роберти двойной цензуры - светской и духовной. В итоге "Прошедшее философии" и "Социология" с 1887 г. изымаются из государственных библиотек, их продажа запрещается, часть изъятых из книжных лавок тиражей уничтожается. Как отмечал историк отечественной цензуры М. Лемке, правительственная акция поставила Де Роберти в один ряд с Г. Спенсером, К, Марксом, Л. Уордом, III. Летурно и другими мыслителями, чьи сочинения оказались в России под запретом. После случившегося Де Роберти надолго уезжает в Париж и вступает там в "Общество социологии", которое впоследствии трансформировалось во французскую секцию созданного в 1893 г. Международного института социологии.