Оглавление

    • I. Введение 11
    • II. Проблема смысла, как основная задача философии 14
  • Часть 1-я. Историко-критические очерки 27
    • III. Материалистическое оправдание жизни (Дюринг, Лукреций) 27
    • IV. Проблема смысла жизни в философии оптимизма и пессимизма (Лейбниц и Шопенгауэр) 43
    • V. Проблема смысла жизни в философии критицизма — (Кант) 56
    • VI. Проблема смысла жизни в философии трансцендентального идеализма (Фихте) 70
    • VII. Оправдание жизни в философии панлогизма (Гегель) 85
    • VIII. Проблема смысла жизни в философии спиритуализма (Лотце, Лопатин) 104
    • IX. Оправдание жизни в философии религиозно-философского трансцендентизма (Вл. Соловьев) 115
    • X. То же (Булгаков, Бердяев) 146
    • XI. Апология земной жизни в философии эстетического героизма (Ницше) 157
    • XII. Смысл жизни в философии творческой эволюции (Бергсон) 172
    • XIII. Идея жизни как высшая категория 183
    • XIV. Положительный смысл и условия его утверждения 188
    • Примечания 201

Читать книгу

Издательство: Типо-литография Вестник Ленинградского Совета

Место издания: Ленинград

Год издания: 1927

Количество страниц: 205 с.

Рубрики: Русская философия
Теги: Онтология, Метафизика, Экзистенциализм

О смысле жизни. Часть I. Историко-критические очерки

Этот труд М.М.Рубинштейна в значительной степени обусловлен как логико-методологически, так и жизненными обязательствами автора, которые он принял на себя во всех своих предыдущих педагогических работах. Постоянное раздумье над целями педагогики и ее системой (философией) привело его к убеждению, что стройную и завершенную систему педагогики можно построить только тогда, когда удастся найти ответы на вопросы о смысле мира и жизни, а эти вопросы находятся в прямой зависимости от ответа на вопрос о сущности мира и жизни. Деятельность в области образования и просвещения привела М.М.Рубинштейна к необходимости подвести под педагогическую теорию "философский фундамент". Таким образом на создание этой книги его увлекли не желание новизны или оригинальности, а искание "правдиво — жизненного мировоззрения", способного "осветить действительную жизнь и углубить ее".