Оглавление


Читать книгуЧитать книгу

Издательство: АНО "Руниверс"

Место издания: М.

Год издания: 2017

Количество страниц: 316

Исторический Вестник. Том двадцатый [167]. Христианство на Ближнем Востоке.

Том 20 из 39
Данный выпуск журнала «Исторический вестник» посвящен сообществу культур афро-азиатского региона, обозначаемому собирательным именем Христианский Восток. Этот экзотический мир почти забыт современным обществом. Однако в прошлом египетские копты, арамеи-сирийцы и их арабизированные потомки, а также народы Южного Кавказа и Северо-Восточной Африки вписали яркие страницы в историю восточнохристианской цивилизации, продемонстрировали исключительную жизнестойкость под властью иноверных правителей и в инородном окружении. Нынешние военно-политические потрясения в арабских странах поставили под вопрос само выживание этноконфессиональных меньшинств региона. Долг исторической науки — сохранить память об этом мире, может быть, навсегда уходящем в прошлое.

Что такое Христианский Восток? Если отбросить чисто механические определения, исходящие из географических или лингвистических параметров, то это — народы-наследники христианских культур, возникших в первые века новой эры на восточной периферии греко-римской цивилизации, потомки арамеев и древних египтян, обретшие новую идентичность на основе отвержения ценностей Pax Romana. Этой эпохе кристаллизации молодых этносов и религиозных традиций посвящена статья П.В. Кузенкова «Рождение Христианского Востока».

Духовная гравитация сирийского христианства в эпоху поздней античности вобрала в свою орбиту варварскую периферию Благодатного Полумесяца, арабов Сирийской пустыни. Арабские протогосударства — вассалы Византии и Сасанидского Ирана — создали свои христианские субкультуры, воинственные и гедонистические, ничуть не похожие на наши представления о том, каким должно выглядеть христианское общество. Работа Д.Е. Мишина рассказывает о крещении Нуамана (ум. 602 г.), царя арабского племени Лахмидов, иранских союзников, владевших степями к западу от Евфрата.

Одной из самых драматических эпох в истории Христианского Востока стали Крестовые походы и монгольское нашествие, перекроившие этно-культурную карту Передней Азии. Исследования С.П. Брюна и Т.К. Кораева показывают взаимоотношения восточных христиан с крестоносцами и Чингизидами, столь непохожими завоевателями, с разных сторон пришедшими на земли сиро-месопотамского региона.
Самые темные века ближневосточного христианства рассматриваются в статьях А.Л. Рыбакова и К.А. Панченко. Позднесредневековая история афро-азиатских христианских народов известна крайне фрагментарно. Публикуемые материалы проливают свет на взаимоотношения Антиохийской церкви и народов Южного Кавказа в XV в. и эпическую фигуру александрийского патриарха Иоакима Пани, 116-летнего старца, уже при жизни почитавшегося как исповедник и чудотворец.

Османские завоевания XVI в., воссоздавшие контуры Византийской империи периода ее расцвета, вернули ближневосточных христиан в единое политическое пространство с православными народами Балкан. Резко активизировались связи культур византийского круга как внутри империи, так и вовне. Контакты левантийских христиан с единоверцами из стран Восточной Европы вписали яркие страницы в историю православной цивилизации XVI–XVIII вв. В.Г. Ченцова рассматривает взаимодействие афонского Зографского монастыря с Иерусалимской церковью, Валахией, Украиной, Русским государством в первой трети XVII в. С.А. Кириллина вводит в научный оборот полузабытое литературное наследие писателя-паломника второй половины XVIII в. иеромонаха Леонтия Зеленского («Младшего Григоровича»), десятки лет прожившего в странах Леванта.
XIX столетие стало переломным временем в истории как мусульманского, так и христианского Востока. Массированное экономическое, политическое и идейное вторжение в османский мир европейской цивилизации несло арабам-христианам новые преимущества, но и порождало неслыханные ранее проблемы и угрозы. Статья Т.Ю. Кобищанова анализирует эти процессы в глобальной перспективе, а материал Е.М. Копоть рассматривает локальный конфликт, в котором отразились противоречия эпохи: соперничество в конце XIX в. православных и мелькитов-католиков за обладание древнейшей церковью Сирии, вовлекшее в противостояние дипломатию Великих держав и ставшее символической битвой за «право собственности» на историческое прошлое Антиохийской церкви.

В финальном разделе выпуска впервые публикуется русский перевод главы из трактата о взаимоотношениях мусульман и христиан выдающегося несторианского церковного писателя XI в. Илии Нисивинского, выполненный Н.Н. Селезневым, а также библиографический обзор К.А. Панченко, посвященный новейшим исследованиям жизни и творчества антиохийского патриарха Макария III аз-За’има (ум. 1672) и его сына архидиакона Павла Алеппского (1627–1669), двух крупнейших деятелей православной арабской культуры Нового времени.

А.Э. Титков, главный редактор журнала «Исторический вестник»

Русская философия > Библиотека русской философии > Алфавитный каталог > Исторический вестник