Русская революция 1917 г. — событие, как это ни странно, еще не полностью изученное и понятое, продолжает вызывать не только политически ангажированные споры в обществе, но и остается одной из важнейших тем в истории ХХ в. для профессиональных историков. «Юбилей» революции продолжается и в этом году, и наш журнал, естественно, вносит свою лепту в изучение причин и следствий этого, безусловно, судьбоносного события, как в отечественной, так и в мировой истории.
При всей своей оригинальной внутренней специфике, русская революция была частью общемировой тенденции, которая определялась во многом пресловутым «внешним фактором». Что характерно, рассуждения революционных радикалов взявших власть в России в октябре 1917 года, и, казалось бы, романтические надежды на мировую революцию сбылись. Мировая революция свершилась, но не здесь и не так, как мнилось исполнителям переворота в Петрограде. Истинный ее смысл и результат заключались в падении сразу четырех великих империй, что в свою очередь привело к кардинальным, если не сказать фатальным изменениям европейского и мирового порядка.
Режиссеры и финансовые спонсоры действа перенастраивали мир под новый индустриальный стандарт, а исполнители главных ролей на европейских подмостках собственными руками разрушали «старые», «отжившие» формы бытования своих народов. Был запущен безжалостный механизм революционного транзита. Россия не была исключением из общего правила. Слабость и недееспособность, свергнувших самодержавие русских либералов, поставила страну на грань национальной катастрофы и привела к власти наиболее решительные и радикальные революционные силы. Они стали могильщиками революции в ее «либерально-демократическом» варианте и, уничтожая «русский имперский мир» погибли сами, но в результате, вернули Россию на привычный «имперский» путь в обновленном сталинском исполнении. Конечно, не стоит излишне демонизировать роль «внешнего фактора», однако его роль в манипулировании политическими силами в России, как справедливо отмечает О.В. Павленко, до сих пор до конца не выявлена и не осмыслена.
Европейская социал-демократия, немецкая разведка, американский, английский и французский политический истеблишмент, все они по своему, пытались влиять на процессы происходившие в России, особенно после начала Первой мировой войны.
При этом желание направить революционные события в нужное для себя русло заранее, свидетельствует о том, что иностранные структуры были, подчас, более осведомлены о «политических» процессах происходивших внутри страны, чем сам император Николай II. Русская революция имеет глубокие корни, как в самой нашей истории, так и в общемировых социально-экономических процессах. Ее яростно и порой бездумно подгоняли все, начиная от думской оппозиции и либерально настроенных генералов, до радикально настроенных интеллектуалов из дворян и разночинцев. «Помогали» им и неповоротливая царская бюрократия и придворные круги, вставлявшие палки в колеса тем же Столыпинским реформам. Здесь стоит вспомнить знаменитые слова Талейрана — «в революции виноваты все». Однако задачей историка не является поиск правых и виноватых. Поэтому и нашу задачу мы видим в создании объективной картины событий тех, не таких уж и далеких лет.
Двадцать третий номер «Исторического вестника» выходит под общей редакцией известных отечественных историков О.В. Павленко и В.И. Журавлевой. Благодаря их усилиям он станет важной вехой в изучении истории русской революции, являясь, по сути, коллективной монографией. Как одну из важнейших тем номера хотелось бы отметить проблему восприятия русской революции в США и Великобритании, которая отражена в работах В.И. Журавлевой и Е.Ю. Сергеева. Тема международного контекста революционной идеологии раскрыта в статье Г.Н. Ланского. Тематически примыкают к вышеназванной проблематике статьи В.А. Ермакова и Л.В. Байбаковой, посвященные идеологическим и практическим аспектам деятельности Льва Троцкого. Проблема «внутренних вызовов в условиях внешних угроз» освещена С.А. Романенко, Б.Л. Хавкиным и И.В. Крючковым в отдельном разделе
номера. Значительный интерес представляет публикация документов разведки Добровольческой армии – легендарной «Азбуки». Они позволяют во многом по новому взглянуть на процессы, происходившие тогда на Украине, особенно на фоне фальсификационного подхода к истории, который сейчас все чаще применяется на Украине в качестве официального.
Редакция журнала благодарит коллег из Российского государственного гуманитарного университета, при участии которых создавался этот номер, а так же не может не отметить важность начавшегося сотрудничества журнала и фонда «Историческая память».
А.Э. Титков, главный редактор журнала «Исторический вестник»