Оглавление
- 1. Введение. ....
- 2. Отдел первый.
10
- 1. Житие преп. Ефросина, как источник начальной истории Елеазарова монастыря и жизни старца Фелофея. Две редакции жития и взаимное их отношение.
10
- 2. Особенности строя монастыря преп. Ефросина, как школа иночествования.
35
- 3. Биографические сведения о Филофее.
41
- 4. Школа и самообразование Филофея.
52
- 3. Отдел второй.
71
- 1. Библиография сочинений Филофея.
71
- 4. Отдел третий.
88
- 1. Старец Филофей в характеристике неизвестного автора заметки, как представитель русского книжного иночества и печаловника.
88
- 2. Исторические условия и причины, вызвавшие и определившие отношение учительного подвижника к миру и служению его людям и родине.
91
- 3. Данные из истории литературной деятельности в стенах Елеазарова монастыря и его иноков, предшественников Филофея.
122
- 5. Отдел четвертый.
143
- 1. Литературная деятельность Филофея была вызванна обстоятельствами.
143
- 2. Слабость личногопочина в произведениях письменности времени Филофея.
144
- 3. Особенные условия и причины, литературные и политические, определившие религиозно-православное направление письменности эпохи Филофея и предшествующего времени.
147
- 4. Господствующая идея произведений Филофея и библейское учение о Промысле Божием, как основа его воззрения на судьбы мира, царств и людей.
154
- 6. Отдел пятый:
167
- 1. Три группы посланий Филофея.
167
- 2. Послание к Мисюрю-Мунехину по случаю морового поветрия во Пскове. Псковский дьяк Михаил Григорьевич Мисюр-Мунехин.
168
- 3. Две редакции послания по случаю поветрия.
172
- 4. Время его написания.
175
- 5. Утешительное послание Филофея во Псков к сущим в беде и время его написания.
176
- 6. Утешительное послание к неизвестному опальному вельможе.
179
- 7. Разбор утешительного послания во Пскове к сущим в беде.
195
- 8. Разбор утешительного послания к неизвестному опальному вельможе.
220
- 9. Разбор послания по случаю псковского морового поветрия.
230
- 7. Отдел шестой:
248
- 1. Послание к Мунехинк о покорении разума Откровению.
248
- 2. Послание к вельможе в мире живущему.
257
- 3. Послание Фелофея к Мунехину против звездочетцев и латин.
264
- 4. Николай Немчин (Булев), врач, астролог и пропагандист сомнения восточной и западной церкви. ....
- 5. Время написания послания.
275
- 6. Разбор послания.
278
- 7. Послание к Иоанну Акиидеевичу о злых днях и часах.
372
- 8. Отдел седьмой:
378
- 1. Церковно-политическое учение Филофея. Послание к великому князю Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу.
378
- 2. Всемирно-историческое значение Русского государства (богоизбранничество):
392
- а) история идеи преемства царств.
392
- б) Усвоение ее на Руси в применении к Русскому государству: Флорентийская уния и падение Византии.
452
- 3. Действительное восприятие наследства Византии русским государством: регалии; Софья Палеолог.
505
- 4. Внутренний строй богоизбранного царства:
532
- а) Самодержавие (монархическое начало).
532
- б) Задачи самодержавной власти (теократия); отношение государства к церкви.
568
- 9. Отдел восьмой:
691
- 1. Отношение церкви к государству (печалование).
691
- 10. Заключение.
760
- 11. Примечания.
778
- 12. Приложения:
883
- 1. Послание игумена Памфила о Купальской ночи в двух редакциях.
884
- 2. Послание Филофея во Псков в беде сущим и утешительное послание к опальному вельможе.
890
- 3. Заметка неизвестного автора о Филофее.
908
- 4. Послание Филофея к Мунехину по случаю морового поветрия во Пскове в двух редакциях.
909
- 5. Послание Филофея к Мунехину о покорении разума Откровению.
916
- 6. Послание Филовфея к вельможе, в мире живущему.
919
- 7. Послание Филофея к Мунехину против звездочетцев и латин.
920
- 8. Заметка при том же послании о поводе к его написанию.
931
- 9. Послание Филофея к великому князю Василию Ивановичу в двух редакциях.
932
- 10. Послание Филофея к царю и великому князю Ивану Васильевичу.
940
- 11. Послание в Царствующий град.
950
- 12. Путевая заметка о Цареграде.
952
- 13. Путевая заметка о Египте.
953
- 14. Слово святого Ефрема Сирина о Божиих судьбах.
954
- 15. Сказание неизвестного суздальца о Флорентийском соборе.
959
- 16. Путевая заметка о Риме.
971
- 17. Сказание Симеона суздальца: Исидоров собор и хожение его".
972
- 18. Повесть Симеона суздальца о восьмом (Флорентийском) соборе.
985
- 19. Летописное сказание о том же соборе.
998
- 20. Трактат преп. Иосифа Волоцкого о неприкосновенности церковных и монастырских имуществ. 1011
Оригинальное название: Старецъ Елеазарова монастыря Филоѳей и его посланiя
Издательство: Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры
Место издания: Киев
Год издания: 1901
Количество страниц: 1032 с.
Рубрики:
Отечественная история, Русская философия
Филофей – инок-писатель (1465 – 1542), который в силу обстоятельств и по личному почину обращается к великим князьям московским то с печалованием за опальных, то по существенным вопросам государственной и общественной жизни своего времени. Задача настоящего исследования – понять и объяснить личность Филофея и его литературную деятельность. В исследовании восемь частей. Первая посвящена выяснению данных биографии Филофея. Вторая – библиографии предмета. Третья – краткой истории и выяснению причин и условий возникновения и развития типа учительного инока в Древней Руси и судьбе этого типа в стенах Елеазарова монастыря.
В четвертой части речь идет об отличительных особенностях авторства и сочинений Филофея, связи этих особенностей с историческими условиями древнерусской образованности и литературы, о господствующей идее мировоззрения Филофея и его сочинений, и, как первоисточник и основа этой идеи, излагается библейское учение о Промысле Божием. Пятая часть посвящена исследованию посланий Филофея, в которых идея провиденциализма, как господствующая идея его посланий, раскрывается им в отношении к судьбам отдельных людей. В шестой части рассматриваются те послания Филофея, в которых та же идея раскрывается в связи с учением астрологов о влиянии звезд на судьбы мира, людей и царств. В седьмой части рассматриваются послания к князьям, где речь идет о всемирно-историческом значении русского государства и отношении государства к церкви. В восьмой части излагается взгляд Филофея на печалование как форму отношения церкви к государству. Подробное оглавление находится в начале книги.