Оглавление

    • Предисловие 9
  • I. О методе наук наблюдательных.
    • Глава I. Деления в природе. Собирание фактов. - Цель его. - Первый прием - классификация. - Скачки в природе. - Естественные науки с несовершенной классификацией 17
    • Глава II. Метода классификации. Сравнение. - Гомологи. - Их неизбежность. - Единство органического состава. - Физиологическое начало Кювье. - Сходство в устройстве и сходство в отправлениях. - Естественная система. - Неопределенность начал. - Важные признаки. - Сравнение по положению. - Ставнение по форме- Переходные формы. 34
    • Глава III. История развития. Мнение Шлейдера. - Зрелость организмов. - Превращения. - Теория Кильмайера. - Ошибка Карла Фохта. - Теория черепа. - Части слитные и сложные. - Возвратная метаморфоза. - Надежность изучения разных форм. - Заключение: в науке главное - мысль, а не факт 62
  • II. Органические категории.
    • Две статьи. - Происхождение идей. - Механическая категория натуралистов. - Декарт и Каспар Вольф. - Происхождение органических категорий. - Значение категорий вообще. - Действительность и факты. - Понимание истории и прогресса. - Языки вообще. - Гегелевская философия, как органическое понимание вещей. Перечень органических категорий по Куно Фишеру 86
  • III. Интересы естественных наук
    • 1). Интерес теоретический. Запрос на естественно-исторические познания. - Мнения о их пользе. - Неверность и непрактичность этого мнения. - Наука без пользы и польза без науки. - Прикладные науки. - Существование теоретического интереса. - Лекции Ценковского. - Необходимость проведения начал и осмысливания фактов. - Примеры противного: Генле, Кювье о рыбах. - Лекарственные свойства растений. - География организмов. - Рассказы о нравах и обычаях животных. - Изложение науки и каталоги фактов 108
    • 2). Интерес эстетический. Неопределенная занимательность знания. - В чем состоит особое удовольствие, возбуждаемое занятием естественными науками? - Здоровое занятие. - Мирные радости натуралистов. - Животные. - Растения. - Камни. - Глубина и древность эстетических отношений человека к природе. - Необходимость строго различать троякий интерес естественных наук: утилитарный, теоретический и эстетический 133
  • IY. Естественные науки и общее образование.
    • Вступление. Притязание естественных наук. - Разделение наук о природе. - Естественные науки в тесном смысле или естественная история 147
    • 1). Общее образование. Идея общего образования. - Энциклопедизм. - Идеал образованной жизни. - Уродливость в развитии. - Детские книжки. - Понимание чужой религии. - Настоящие учебные предметы и учебники 152
    • 2). Метода. Метода естественных наук. - Постепенное образование новых понятий. - Терминология. - Естественное родство. - Большее и меньшее совершенство. - Подчинение и связь организмов. - Система особых понятий. - Развитие. - Непонимание методы. - Индукция. - Смешивание естественно-исторической методы с методою наук механических 164
    • 3). Учебный предмет. Естественные науки, как общеобразовательный предмет. - Их элементарность, строгость, трудность; возможность полного усвоения; возможность упражнений; отвлеченность. - Необходимость их как наук объективных 183
    • 4). Положение дела. Молчание наших натуралистов. - Опасение верхоглядства. Несовершенность естественных наук. - Затруднения, вытекающие из их объективности. - Заключение из этих затруднений в их пользу 189

Читать книгу

Оригинальное название: О методѣ естественныхъ наукъ и значеніи ихъ въ общемъ образованiи

Издательство: Тип. Эдуарда Праца

Место издания: СПб.

Год издания: 1865

Количество страниц: 202 с.

Рубрики: Русская философия
Теги: Наука, Естествознание, Методология, Сциентизм, Позитивизм, Натурфилософия

О методе естественных наук и значении их в общем образовании


Работа посвящена вопросам философии естествознания. Автор получил как духовно-академическое образование (семинария), так и естественно-научное, сочетая в дальнейшем занятия философией и наукой. Следя за новейшими открытиями в области европейской и отечественной науки и публикуя сообщения о них в «Журнале Министерства Народного Просвещения». Б.В. Никольский, знавший автора, утверждал, что «как философ, Страхов является преимущественно методологом... методология составляла его главнейший философский интерес... И вот Страхов, как методолог и философ, взял на себя тяжелый и неблагодарный труд - выяснить основные начала и крайние выводы естествознания, проверив со своим диалектическим методом самодовольные учения современных точных наук». Именно начала естественных наук Страхов избрал предметом своего анализа, так как к началам и должен быть приложен «тот диалектический метод, который, если рационализм - душа науки, должен являться как бы нервной системой». После  «Физиологических писем», вышедшими в «Русском мире» (1859), он пишет «Письма об органической жизни» («Светоче», 1861 и 1863), которые посвящены дальнейшему разъяснению уникальности качеств органической природы, выходя на обсуждение таких вопросов, как соотношение рационализма и иррационализма, свобода творчества, методы научного познания и границы науки, границы между философией, наукой, религией, искусством, мистикой. Работа представляет интерес как пример философского анализа методологии естествознания, как историческое свидетельство противостояния в России философии (метафизики) и сциентизма, позитивизма.