К проблеме соотношения бытия и сознания в русской философии
Цель автора статья вернуться к обсуждению проблем гносеологии в...
22 июля 2003 г. в 15.00 в Выставочном зале федеральных архивов (ул.Б. Пироговская, 17) состоялось открытие историко-документальной выставки "Философский пароход", посвященной организованной большевиками высылке русской интеллигенции в 1922 г.
Организаторы выставки: Федеральная архивная служба России, Российский государственный архив социально-политической истории, Центральный архив ФСБ России совместно с Государственным архивом Российской Федерации, Российским государственным архивом литературы и искусства, Архивом Президента Российской Федерации, Государственным историческим заповедником "Горки Ленинские", Государственной общественно-политической библиотекой и музеем Научно-информационного и просветительского центра "Мемориал".
Выставка рассказывает о принудительной депортации видных представителей интеллектуальной элиты страны - Н.А.Бердяева, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, П.А.Сорокина, С.Л.Франка, других.
На фоне исторических событий, проходивших в России в 1922 году и нашедших отражение в экспозиции (НЭП, борьба с голодом, насильственное изъятие церковных ценностей, разгром политических партий, движений и т.д.), эта акция являлась сознательной борьбой большевиков с духовной и интеллектуальной оппозицией новому пролетарскому государству.
На выставке впервые были экспонированы документы, позволяющие выявить мотивы и проследить механизм принятия и реализации решений высшего политического руководства страны о высылке интеллигенции, судьбы изгнанников в эмиграции, возвращение их духовного и литературного наследия в демократическую Россию.
Большинство документов: списки и архивно-следственные дела на высланных из России ученых, философов, историков из Москвы, Петрограда и Украины, дополнение В.И.Ленина к проекту вводного закона к Уголовному кодексу РСФСР о высылке за границу, декрет ВЦИК "Об административной высылке", статья Л.Д.Троцкого "Диктатура, где твой хлыст?" с пометками автора, рапорты о проведении акции по аресту и высылке, рисунки И.А.Матусевича, сделанные на борту парохода, плывущего в Германию в 1922 г. и т.д., ранее не экспонировались и были известны лишь узкому кругу ученых.
Автор идеи выставки: В.С. Христофоров
Авторы научной концепции: К.М. Андерсон, Г.В. Горская, В.А. Ни, В.Н. Шепелев
Дизайн выставки: А.Ф. Саргсян
Автограф - собственноручный авторский рукописный текст. В этом разделе мы представляем автографы известных российских мыслителей разных эпох, представляющих различные направления мысли. Почерк философа является дополнительным источником информации о личности, его психологических особенностях. По мнению графологов, поскольку не существует двух одинаковых почерков, почерк должен быть такой же формой проявления личности, ее "подписью", как голос или выражение лица.
Литографии и фотографии известных русских философов и мыслителей XIX-XX вв. (калотипия и дагеротипия, амбротипия, фотопленка). Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагерротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 г. он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки. В апреле 1841 г. он опубликовал брошюру «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут». Андрей Деньер, выпускник Академии художеств, открыл в 1851 г. в Петербурге «Дагерротипное заведение художника Деньера». Он первым создал альбом, в который вошли фотопортреты известных деятелей русской культуры: путешественников, ученых, врачей, артистов, писателей. В 1867 г. С. Левицкий открывает в Петербурге фотоателье, в котором была собрана богатейшая галерея портретов выдающихся русских писателей, художников и общественных деятелей.
Филателия обозначает коллекционирование и изучение знаков почтовой оплаты. К этой сфере относятся марки, этикетки, ярлыки, разнообразные провизории, почтовые штемпели (календарные и специальные гашения), штампы, а также другие виды почтовой документации. В данном разделе на почтовых марках, конвертах и открытках России и СССР (Союза Советских Социалистических Республик) представлены образы (портреты) отечественных философов и мыслителей, их произведения, оказавшие влияние на общественное сознание современников или потомков.
Философская кунсткамера (кабинет редкостей). В этом разделе представлены разнообразные материалы (фотографии, документы, фрагменты периодики, письма, предметы), раскрывающие официальную и неофициальную историю и быт личностей и коллективов, занятых научно-исследовательской и преподавательской деятельностью в области философии.
Философская Пинакотека (пинакотека - \от греч. pinax доска, картина и thēkē хранилище, ящик\ - хранилище живописных произведений, картинная галерея) является пополняющимся собранием изображений российских мыслителей, запечатленных художниками разных школ и направлений, использующих широкий спектр технических приемов и материалов (масло, акварель, гуашь, пастель и т.д.). Представлены как индивидуальные, так и групповые портреты философов, выполненные в в разное время, включая наброски,эскизы. Также представлены и такие виды графического искусства, как станковая графика (станковый рисунок, эстамп); книжная графика (иллюстрации); гравюра.
Некрополис (с др.греческого "город мертвых"), означает кладбище. В данном разделе будут представлены места захоронения отечественных философов, расположенные как в России, так и далеко за ее пределами. Надгробие (могильная плита, надгробный памятник, надгробный камень) — в виде креста, камня, скульптуры или архитектурного сооружения, устанавливаемое на могиле для увековечения памяти умершего; материал для его изготовления (мрамор, гранит, сталь, дерево и т.д.); сопроводительные надписи (имя покойного, даты рождения и смерти, эпитафия) и изображения (фотография, гравировка портретов и рисунков) имеют культурологическую ценность, дополнительно свидетельствуя о социальном статусе умершего, религиозных и общественных традиций его времени и т. д.
Кафедра истории русской философии (истории философии народов СССР, истории отечественной философии) философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, основанная 15 мая 1943 года, является первой в России (и в мире) академическим центром по изучению истории русской мысли с древнейших времен по настоящее время. Данный раздел посвящен разным этапам эволюции кафедры: кафедра истории русской философии, кафедра истории философии народов СССР, кафедра истории отечественной философии, кафедра истории русской философии...
В данном разделе представлены образы российских философов во всем многообразии форм (статуя, группа, статуэтка, бюст (изваяние головы с частью груди)), рельеф (барельеф, горельеф), монументальная скульптура (памятники, монументы) и материала (способа исполнения изображения): лепка, литейное дело, глиптика, резьба на твердых и драгоценных камнях.