Новости по теме

Всякий человек носит в себе Музей…

16 мая, в эту субботу, Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при Библиотеке №180...

О выпуске альманаха «Самопознание»

На сайте политической консервативной мысли «Русская Idea» в разделе...

К списку новостей

Статьи по теме

К проблеме соотношения бытия и сознания в русской философии

Цель автора статья вернуться к обсуждению проблем гносеологии в...

К списку статей

Проблема объединения Европы в контексте философии Ницше

Проблема объединения Европы в контексте философии Ницше

Проблема объединения Европы в контексте философии Ницше


Вопрос о национальной идентичности.

Рубеж XX – XXI веков вошел в интеллектуальную летопись Европы как пик дискуссий по проблеме национальной идентичности. Это время отмечено, с одной стороны, началом масштабного процесса объединения Европы и активным поиском ценностных оснований общеевропейского единства, а с другой, распадом СССР, последствиями которого стали утрата россиянами имперской идентичности, формирование новой российской государственной идеологии и переоценка национальных и наднациональных ценностей.

Со второй трети XIX в. и по сегодняшний день важнейшим проблемным полем отечественной философии остается осмысление исторической роли России через выявление точек взаимопритяжений и взаимоотталкиваний между европейскими и автохтонно русскими культурными установками. Чтобы быть конкурентоспособной державой, успешно справляться с проблемами межконфессионально-политического регулирования и решать свои военные и торговые задачи, России нередко приходится заимствовать у Европы более эффективные государственные, военные и торговые механизмы. Параллельно с заимствованием технологий идет взаимообмен социальными стереотипами, ценностными установками, языком и соответствующими языку схемами мышления.

В отношении России к Европе можно выделить два подхода: культурно-философский (идеологический), где акцент делается на смыслы и концепции, которые по тем или иным причинам представляются наиболее значимыми в тот или иной момент истории; и политический (прагматический), ориентированный на определенные цели – стратегии государства во внешней политике, государственные (национальные или имперские) интересы. Проследив трансформацию образа Европы в работах отечественных мыслителей, начиная с ранних славянофилов (Киреевского, Аксакова, Хомякова), идеологов русского национализма (ДанилевскогоЛеонтьеваКаткова) и либералов начала ХХ в. (БердяеваСтруве) вплоть до авторов новейших идеологических и геополитических разработок, можно обозначить три традиционные парадигмы отношения России к Европе:

1) Россия и Европа – чуждые миры. Противопоставление русской цивилизации (особого славянского культурно-исторического типа) Западу, примирение с которым невозможно по религиозным и цивилизационным основаниям. Укрепление автохтонных византийских начал российской государственности в противовес утрачивающей свой неповторимый культурный облик Европе.

2) Россия – европейское государство. В силу своей европейской культурной идентичности и ценностных установок Россия ориентирована на интеграцию в единое европейское сообщество.

3) Россия – лишь отчасти Европа, ее историческая миссия заключена в примирении враждебных начал Запада и Востока, миров «безбожного человека» и «бесчеловечного бога» (Владимир Соловьев).

Как бы ни разнились эти три подхода, очевидно, что, независимо от того, какие приоритеты официально существуют в тот или иной момент истории – курс на сближение с Европой или противоположный вектор движения, – формирование российской идентичности оказывается неразрывно связанным с процессами становления идентичности европейской. Сегодня, как и веком ранее, Россия не исключает возможность разработки альтернативного паневропейского проекта.

В связи с этим мне представляется важным попытаться понять истоки совершающегося на наших глазах процесса объединения Европы, выявить идеи и ценности, составляющие фундамент концепции Единой Европы.


Идея Единой Европы.

В основе проекта объединения Европы лежит тезис о существовании общеевропейской культуры и мощного экономического потенциала для интеграции европейских государств. Поводом к началу процесса формирования Европейского Союза стали трагические события истории первой половины XX в. и победа над нацизмом во второй мировой войне. Дополнительными стимулами к культурному, политическому и экономическому объединению Европы послужили крах коммунистической доктрины, окончание противостояния советской и западной систем ценностей в холодной войне, а также рост американского влияния в мире.

Большинство европейцев считают целью Европейского Союза преодоление политики силы. Общеевропейская идея лишает легитимности ничем не ограниченное осуществление национальных суверенитетов, объявляет вне закона межнациональные войны, а инструментами властных отношений признает мирную торговлю и дипломатию. Лишь в мире, где правят международные соглашения и нормы права, политика силы – классическая Realpolitik может уйти в прошлое. Объединение европейских народов невозможно без того, чтобы часть суверенитета отдельных государств была свободно и добровольно отдана в пользу межгосударственного союза, однако свободное от острых идеологических конфликтов и серьезного военного соперничества общеевропейское пространство имеет значительно больше шансов для консенсуса, диалога и переговоров как способов улаживания разногласий.

Очевидно, что успешное решение задач по формированию Единой Европы: преобразование постоянно расширяющегося Евросоюза в сплоченное политическое объединение и благополучная интеграция иммигрантов в культурную и политическую жизнь европейских стран предполагает формирование новой европейской идентичности и появление мобилизующего общеевропейского мифа. Преамбула к Конституции Европейского Союза гласит, что «гордясь своим национальным своеобразием и историей, народы Европы должны преодолеть свои прежние разногласия и совместными усилиями создать общую судьбу». Единый европейский дом привлекателен, прежде всего, институтом европейского гражданства, базирующимся не на этнической идее «крови и почвы», а на общем историческом опыте, предполагающем равные юридические, политические и социальные права и обязанности для людей, проживающих в одном правовом пространстве. Однако, несмотря на успешное развитие институциональной структуры объединенной Европы, чувство наднационального единства и сплоченности Европейского Союза все еще отсутствует.

В спорах об общеевропейском наследии, общеевропейской идентичности и новом общеевропейском мифе накопилось много разногласий. Налицо опасные центробежные тенденции, в том числе противоречия и конфликты ценностного характера. И хотя в современных дискуссиях о европейском единстве принято ссылаться на существование традиционных общеевропейских ценностей и их интегрирующую роль, очевидно, что чувство принадлежности и осознание общности политической судьбы новой Европы подлежат совместному формированию. Новая реальность не может появиться автоматически, базируясь на почерпнутых из истории объединяющих ценностях. В трудном поиске новых ценностных оснований единения Европы важно обратиться к философской традиции.


Становление концепции Единой Европы.

logosfera_Nietsche_1.jpeg 

Фридрих Ницше – один из провозвестников идеи «постнигилистической» интеграции Европы. Именно Ницше, значительно раньше других, уловив на исходе XIX столетия фундаментальную траекторию европейской истории: переход от национального политического порядка к глобальному, сделал акцент на скором превращении Европы в единый организм. Признавая величие этнического духа национального государства, Ницше благословил становление новой единой европейской культуры. Чтобы быть сильнее и успешнее, Европе следует объединиться, а для этого на смену национальным государствам должен прийти более мощный европейский проект.

Уже в 1886 г., за сто лет до начала практических шагов по формированию единого европейского пространства, Ницше писал о «несомненнейших признаках, свидетельствующих о том, что Европа стремится к объединению». Начавшийся в последнюю четверть прошлого века процесс формирования Единой Европы воплощает это предвидение. Размышления Ницше о европейском будущем, рассмотренные в контексте процесса интеграции европейских стран, имеют сегодня не только академический, но и практический интерес.

Ницше, «предвестнику чудовищных аварий ХХ века» (Карен Свасьян), принадлежит много важных прозрений об испытаниях, выпавших в прошлом столетии на долю Европы (тирания идеологий, кризис христианской духовности, нигилизм, переоценка локально-региональных ценностей и космополитических ориентиров, тупик эгалитаризма…). Главной болезнью своих современников – европейцев конца XIX в., философ называл «паралич воли». «Лишь в огромном серединном государстве, где начинается отлив Европы в Азию, – в России… сила воли откладывается и накопляется с давних пор, – писал Ницше в сочинении «По ту сторону добра и зла», – там воля – и неизвестно, воля отрицания или утверждения, грозно ждет того, чтобы, по излюбленному выражению нынешних физиков, освободиться». Прогнозируя «усиление грозности России», Ницше хотел, чтобы это заставило Европу «стать в равной степени грозной», приобрести «единую волю, долгую, страшную собственную волю, которая могла бы назначить себе цели на тысячелетия вперед, – чтобы, наконец, кончилась затяжная комедия ее (Европы. – Ю.С.) маленьких государств, а также ее династическое и демократическое многоволие. Время мелкой политики прошло: уже грядущее столетие (ХХ век. – Ю.С.) несет с собою борьбу за господство над всем земным шаром – понуждение к великой политике».

Сегодня Россия снова усиливает свою «грозность», собирает волю в один кулак. Параллельно, в Европе, также идет процесс накопления «воли». Насколько нынешние европейские реалии соответствуют ницшевской концепции «великой политики»? Что ждет Россию в XXI в.: вхождение в Европейский Союз, участие в «великой политике», или роль «перелива» Европы в Азию? Как сложатся отношения и европейцев, и России с Америкой?

Ответ даст начавшийся век…

Обращаясь к истории идеи Единой Европы важно заметить, что она является производной от идеи интеграции всего человечества. До Ницше внимание философов было сфокусировано, прежде всего, на глобальных, «всемирно-гражданских» проблемах. Идеи же именно европейской интеграции – единого государства, всеобщих прав и свобод человека, гражданского общества, – оформляются во второй половине XIX в.


К истории споров о Единой Европе.

В дискуссиях о Единой Европе первым интергационным проектом принято считать работу Канта «К вечному миру» (1795), в которой, за 200 лет до ее практической реализации, высказана мысль о необходимости создания института гражданства объединенных государств. Самым эффективным средством устранения и предупреждения международных вооруженных конфликтов Кант считал свободную федерацию стран, законодательно обеспечивающую населению «права всемирного гражданства»: «… раз более или менее тесное общение между народами Земли развилось всюду настолько, что нарушение права в одном месте Земли чувствуется во всех других, идея права всемирного гражданства есть не фантастическое или нелепое представление о праве, а необходимое дополнение неписанного кодекса государственного и международного права к публичному праву вообще и потому к “вечному миру”».

Конечно, европейские проблемы обсуждались и до Ницше, но в мыслительной парадигме, нацеленной на всеобщее как всемирное, они не доминировали. Единение стран Европы или других групп государств рассматривалось как средство для достижения цели интеграции всего человечества, представляя собой преходящий этап становления глобального единства.

В середине ХХ в. французский философ-гегельянец, разработчик идеи Европейского Экономического Сообщества Александр Кожев, задолго до Френсиса Фукуямы выдвинувший идею «конца истории», предпринял попытку синтезировать идеи предшественников в контексте реалий поствоенного времени. Наблюдая за тем, как национальные государства, которые еще в XIX в. обладали большим влиянием, утрачивают политическую реальность, Кожев выдвинул свою концепцию организации европейского политического пространства. Переходным политическим образованием на пути к Единой Европе и всемирной интеграции, превосходящим национальные государства и наиболее приемлемым для ХХ – XXI столетий, Кожев считал региональные империи – интернациональные союзы родственных наций.

В знаменитой докладной записке 1945 г. Шарлю де Голлю «Набросок доктрины французской политики», Кожев обосновывал идею Латинской империи как наилучшего обустройства европейского пространства. Такая империя могла бы стать достаточно сильным политическим и экономическим союзом латинских католических стран Европы, прежде всего французской, итальянской и испанской наций, опирающимся на единую армию. «Чтобы быть политически жизнеспособным, современное государство должно опираться на «широкий “имперский” союз родственных наций. Современное государство только тогда является государством, когда оно является Империей».

Кожев был убежден, что для ХХ века единое европейское человечество, в политическом отношении, не более чем абстракция и переход от нации к гармоничной политической организации человечества, минуя империю, невозможен. Поэтому идея европейского интернационализма рассматривалась им как утопия. «Эпоха становления политической сущности всего человечества по-прежнему принадлежит далекому будущему. Этап национальной политики завершен. Теперь наступила эпоха империй, то есть транснациональных политических объединений, состоящих в то же самое время из родственных наций. Такое «родство» между нациями, становящееся теперь важным политическим фактором, представляет собой неопровержимый конкретный факт, который не имеет ничего общего со смутными и неясными «расовыми» идеями. Родство наций – это, прежде всего, родство языка, цивилизации, общей «ментальности» или, как тоже иногда говорят, «климата». И это духовное родство проявляется, среди прочего, в общности религии».

За полвека до начала дискуссий о европейском правительстве и европейской конституции Кожев писал о «Латинской Империи» как выходе из кризиса архаичной идеологии национальных систем государственного устройства, предложив новые принципы построения отношений между нациями в империи а, в итоге, во всем человечестве.

Примечательно, что Франция, ставшая еще в XVIII в. столицей паневропейского буржуазно-демократического проекта, и сегодня играет ведущую роль в процессе европейской интеграции.

Ницше видел смысл новой Европы в необходимости формирования международного объединения, способного избавиться от националистической близорукости, не отказываясь при этом от национального самосознания, придающего конкретность универсальным норма.

В знаменитой работе «Европа и Америка во всемирной истории» Георг Зиммель, сравнивая Ницше с Бисмарком, Дарвином, Вагнером, Толстым и Бергсоном, называл его человеком, который, будучи в высшей степени выразителем национального характера, явился создателем новой Европы, доведя осмысление специфических национальных качеств до крайних пределов.

На рубеже XIX – XX веков творчество Ницше способствовало подъему национальных движений в Европе, а во второй половине ХХ столетия ницшевская концепция большой политики стала интеллектуальным вызовом национальному самосознанию в общеевропейском контексте.

Конечно, национализм оформился в европейской политике задолго до появления произведений Ницше, однако поворот от романтического идеализма к реальной политике национальных интересов не может быть объяснен без учета влияния его идей. Ницше сыграл существенную роль в ориентации европейской мысли на проблему утверждения национального самоопределения, выступив ниспровергателем такой безусловной ценности Просвещения, как космополитизм. Установка Ницше на созидание новой немецкой культуры и переосмысление того, что значит «быть немцем», вдохновило на сходные поиски самоидентичности в славянском мире. Ницше помог своим восточноевропейским читателям выразить свою индивидуальность на родных языках и вовлек их тем самым в процесс модернизации, поставив в ряды передовых международных движений за национальное самоопределение. Ницшеанские проповеди послужили толчком к пробуждению культурного национализма в славянском мире.

Реалии второй половины XIX века – распространение торговли, промышленности, туризма, налаживание коммуникаций, неизбежное соприкосновение и взаимодействие различных народов и культур, а также огромный экономический потенциал для объединения Европы, стали для Ницше важными свидетельствами уже скорого ослабления влияния а, в конечном счете, и ухода с исторической сцены наций, на смену которым идет «единая смешанная раса европейского человечества». В сочинениях «Веселая наука» и «По ту сторону добра и зла» Ницше выступил против «мелочной политики увековечения партикуляризма в Европе», против «национальной чесотки сердца и отравления крови, из-за которых народы в Европе нынче отделены и отгорожены друг от друга, как карантинами».

Ницше был противником национального государства, замыкающего человечество в рамки групповой принадлежности и отражающих ее идеалы, которые ограничивают возможности жизни людей. Чтобы стать сильнее и успешнее, Европа должна объединиться, национальные государства должны дать место более мощному европейскому проекту. «И у нас, «добрых европейцев, – пишет Ницше, – бывают часы, когда мы позволяем себе лихую патриотщину и снова бултыхаемся в волны старой любви и узости... часы национального волнения, патриотического нуда и всякого иного допотопного переизбытка чувств. Умы более неповоротливые, нежели мы, могут справиться с тем, что у нас ограничивается часами и разыгрывается в несколько часов, только в более продолжительные промежутки времени, одни в полгода, другие в полчеловеческой жизни, смотря по быстроте и силе, с которой они совершают свой “обмен веществ”». Лучшим сценарием будущего Европы было бы, по Ницше, общество, управляемое интеллектуалами, аристократами духа, одаренными способностью следовать в жизни своим творческим инстинктам, благодаря которым можно избежать упадка, инициированного христианством, разрушившим оптимистическую стойкость эллинской души. Определяя эллинскую цивилизацию как носительницу культуры, Ницше видел в античной культуре пример для мирового устройства.

Сходные мысли, развивающие тезис Ницше уже применительно к римской античности, содержатся в книге современного французского историка культуры Реми Брага «Европа. Римский путь». Браг видит суть европейской цивилизации в ее принципиальной открытости миру. Специфика древнего Рима состояла в постоянном отказе от собственной самости, растворении в культурном многообразии средиземноморья. Говоря о пути становления единой Европы как римском пути, Браг имеет в виду главный принцип европейской цивилизации: самораспространение на все новые территории, самообновление через восприятие новых культурных миров. Европа обречена быть собой лишь в процессе утраты себя, в вечном стирании грани между «своим» и «чужим», в постоянном самораспространении на все новые территории и самообновлении за счет поглощения новых культурных типов. Коренное свойство европейской цивилизации – способность органически усваивать инокультурный опыт, никогда не растворяясь в нем.


Ницшевский проект объединения Европы.

Основанием необходимости объединения Европы выступают, у Ницше, два события: «смерть Бога» (слова Ницше «Бог мертв» не атеистическое утверждение, а констатация конца западной метафизики и христианской религии и начала долгосрочного процесса секуляризации европейской культуры), и рост национализма. Унаследовав христианскую традицию, Европа национальных государств обрекла себя на вырождение.

Мартин Хайдеггер, истолковывая причину обесценивания высших ценностей европейской культуры (Бога, сверхчувственного мира, идеалов и идей, целей и оснований), писал, что «люди постепенно осознают: идеальный мир неосуществим, его никогда не удастся осуществить в пределах мира реального. Обязательность высших ценностей тем самым поколеблена».

logosfera_Nietsche_2.jpg 

Причину гибели христианства Ницше видит в христианской морали. На протяжении многих веков христианская этика придавала человеку абсолютную ценность, доказывала совершенство созданного Богом мира, несмотря на царящие в мире страдания и зло, полагала в человеке знание абсолютных ценностей, охраняла человека от презрения к себе. В то же время, обрекая человека жить не реальной, а воображаемой жизнью, в которой нет места реальному поступку, а есть лишь бессильное желание вознаградить себя за униженное положение «воображаемой местью», христианство превратилось в источник нигилизма.

Упадок веры и обесценивание идеалов означают, что ментальные структуры, на которых строилось единство Европы в прошлом, утратили свою эффективность. Невозможно просто убрать религиозные ценности из согласованной человеческой культуры без разрушительных последствий. Кризис христианства привел к потере смысла. Ни вера в прогресс человеческого разума, ни наука не могут породить новые глобальные смыслы и ценности, они не могут даже постулировать смысл самих себя. Следствием секуляризации стал взрыв национализма, воплощенный в национальных государствах с особой агрессией, и оказавшийся, в итоге, основным индикатором необходимости выработки новых смыслов.

Попытка Ницше сформулировать новую идею для Европы стала ответом на нигилизм, заложенный в секуляризации европейской культуры и этноцентризме. Ницшевский проект объединения Европы – проект самокритики классической европейской культуры. Он принципиально чужд задаче формулирования новых конкретных идеалов в ответ на утрату старых смыслов.

Задачей философа, по Ницше, является преодоление своего времени, стремление понять современность в контексте всей человеческой истории. В предисловии к работе «Казус Вагнер» Ницше писал: «Что требует философ от себя прежде всего и в конце концов? Победить в себе свое время, стать безвременным». С чем, стало быть, приходится ему вести самую упорную борьбу? С тем, в чем именно он является сыном своего времени».

Европеизация «добрых европейцев» – это побуждение к глубинному опыту свободы человеческого общества без попытки зафиксировать заранее точную культурную, религиозную, классовую или национальную идентичность постнигилистической Европы. «Мы, дети будущего, как смогли бы мы быть дома в этом настоящем! Мы неблагосклонны ко всем идеалам, в которых кто-либо сегодня мог бы еще чувствовать себя уютно… Мы ничего не «консервируем», мы не стремимся также обратно в прошлое, мы нисколько не «либеральны», мы не работаем на «прогресс», нам вовсе не нужно затыкать уши от базарных сирен будущего, – то, о чем они поют: «равные права», «свободное общество», «нет больше господ и нет рабов», не манит нас! – мы просто считаем нежелательным, чтобы на земле было основано царство справедливости и единодушия (ибо оно при всех обстоятельствах стало бы царством глубочайшей посредственности и китайщины)… мы должны чувствовать себя как на иголках в век, который горазд бахвалиться тем, что он самый человечный, самый кроткий, самый правовой из всех бывших до сих пор под солнцем. Достаточно скверно, что как раз при этих прекрасных словах возникают у нас тем более безобразные задние мысли! Что мы видим в них лишь выражение – и маскарад – глубокого расслабления, утомления, старости, скудеющей силы!» Идея «хорошего европейца», как реакция на смерть Бога и национализм, является у Ницше идеей воспитания личности на опыте творческой экзистенциальной свободы.

Заглядывая в прошлое современного национализма и размышляя о перспективах Европы, Ницше избегает употребления оценочных понятий, обычно используемых для описания европейской специфики, таких как «цивилизация», «гуманизация», «прогресс». Процесс демократизации Европы он характеризует как движение от локального к глобальному, как «взаимоуподобление европейцев», стирание местных особенностей и отличий. Фундаментальная тенденция европейской истории ведет ко все большему единообразию, порождая «сверх-национальный и кочевой вид человека», глобализации наиболее жизненных обычаев и традиций. «Пусть называют то, в чем нынче ищут отличительную черту европейцев, «цивилизацией», или «гуманизацией», или «прогрессом»; за всеми моральными и политическими рампами, на которые указывают эти формулы, совершается процесс взаимоуподобления европейцев, их возрастающее освобождение от условий, среди которых возникают расы, их увеличивающаяся независимость от всякой определеннойсреды, которая в течение целых столетий с одинаковыми требованиями стремится запечатлеться в душе и плоти человека, – стало быть, совершается медленное возникновение по существу своему сверхнационального и кочевого вида человека, отличительной чертой которого, говоря физиологически, является maximum искусства и силы приспособления. Этот процесс становящегося европейца... может быть замедлен в темпе сильными рецидивами... сюда относится все еще свирепствующая ныне буря и натиск «национального чувства», а также возникающий на наших глазах анархизм».

Европейский проект Ницше расходится с проектом Просвещения, положенным в основу нынешнего процесса формирования Единой Европы. Несмотря на то, что Ницше сам был дитем Просвещения в той степени, в которой верил в прогрессивное развитие человечества вне лона религии и моральных ценностей христианства, он не разделял просвещенческое преклонение перед разумом, полагая, что человеку следует больше прислушиваться к своим инстинктам, чем полагаться на логические умозаключения, и отвергал идею всеобщего равенства людей.

Ницшевский проект Европы будущего представляет собой работу мифического самосозидания, аналогичную личной самореализации – знаменитого ницшевского кредо: «стань самим собой», – возвышения человека над собой, движения к «сверхсебе», существующему идеально, но еще не реально.


Проблема объединения Европы на рубеже XX-XXI веков.

Процесс объединения Европы – данность, однако он далек от завершения. До сих пор неясно, сможет ли Европа покончить с национализмом. Современным людям по-прежнему необходимы идентификация и чувство принадлежности. Идентичность имеет большое значение, и будущее Европы во многом зависит от того, какая идентичность, в конечном итоге, станет определять лояльность граждан Европы.

Смогут ли народы Европы, преодолев свои национальные идентичности, создать новый постнациональный этос? Потребуется время и убедительные аргументы, чтобы португальцы и эстонцы, поляки и немцы стали считать себя, прежде всего, европейцами и идентифицировать себя с политическими институтами и ценностями объединенной Европы.

Готовы ли европейцы принять у себя чужую культуру? Достаточно ли привлекательна европейская идентичность для мусульманских иммигрантов?

Окажутся ли исчерпывающими для сплочения новой Европы положения о правах человека, экономическом процветании и мирном интернационализме в отношениях с зарубежными странами? Основой легитимности гоббсовского Левиафана служил договор между людьми. Демократическая легитимность Европейского Союза вытекает из воли международного сообщества, превосходящей каждое отдельное национальное государство.

В многоголосии мнений о будущем Европейского Союза прослеживаются два противоположных подхода. Согласно первому, попытка Европы заменить местные национальные идентичности европейской идеей, очищенной от национализма, – это серьезная ошибка. «В идеале политическому проекту Европы необходим свой собственный национализм, который был бы достаточно сильным, чтобы создать у его граждан ощущение общей истории и общей судьбы». Это трудная задача, поскольку «в Европейском Союзе отсутствуют некоторые важные составляющие национальной идентичности – нет общего языка, общей истории, очень мало сильных объединяющих мифов, к которым может обратиться Европа, чтобы воодушевить свои массы, и кроме обещаний материального благосостояния, которые Европа дает своим гражданам, нет никакого ощущения общей судьбы, объединяющей народы Европы». Многие аналитики из этого лагеря полагают, что единственной субстанцией, объединяющей Европу и мобилизующая ее жителей, может служить антиамериканизм и идея европейской сверхдержавы, сдерживающей Америку. Однако, очевидно, что это основание наряду с идеей возвращения к национализму, от которого постнациональная Европа хочет избавиться, не могут служить подходящей основой для «европейскости».

Оппоненты право-консервативного лагеря полагают, что, несмотря на все сложности, самой опасной их которых является углубляющийся разрыв между континентальными и англосаксонскими странами, с одной стороны, и «старой Европой» и странами средней Европы, кандидатами на вступление в Европейский Союз, с другой стороны, формирование новой европейской идентичности необходимо и возможно.

Резким противником возвращения к национальной идентичности выступает Юрген Хабермас: «Европа была интегрирована горизонтально через создание общего рынка и – частично – общей валюты. Без развития экономических интересов для создания политического союза не было бы никаких оснований… Но ксенофобская идея правых о том, что социально нежелательных последствий отмены границ можно было бы избежать, вернувшись к протекционистским силам национального государства, не только сомнительна с нормативной точки зрения, но и явно нереалистична».

К поддерживаемым сегодня гражданами Европы новым духовно-ценностным ориентирам и подходам, на основании которых формируется общая идентичность Объединенной Европы, можно отнести «признание других в их инаковости» (Юрген Хабермас), секуляризацию общественной жизни и политики, веротерпимость, критическое отношение к техницизму и завышенным ожиданиям относительно научно-технического прогресса, критическое отношение ко всем формам насилия, соблюдение прав и свобод человека, неприятие тоталитарных режимов и геноцида, признание абсолютной ценностью жизнь человека (отмена смертной казни), социальную справедливость.

Вектор движения мировой истории можно обозначить как путь интеграции человечесва от национального к всеевропейскому и всемирному. «Суть и замысел человеческой цивилизации как таковой состоит в объединении отдельных стран, в тенденции – регионов, континентов в совокупную, и именно глобальную всечеловеческую целостность, в сохранении преемственности цивилизационного развития – и все это, разумеется, при постоянном существовании уникально-единичного, регионально-особенного, при непременном порождении той же цивилизацией многообразных противоречащих друг другу дифференций, различий, при их противостоянии и борьбе, в которой гибли отдельные цивилизационные формы, но все-таки выживала цивилизация в целом».

Господствовавшая в ХХ в. государственно-центристская модель мира отходит в прошлое, несмотря на реальную угрозу нового национализма, проявляющегося в формировании центров международного терроризма, религиозном фундаментализме, расизме, этнической нетерпимости и кризисе экологических систем. «Затяжная комедия маленьких государств Европы» (Ницше) уступает место консолидации стран. Мировое гражданское общество сегодня такая же реальность, как общество национальное. 


ОБ АВТОРЕ:
Синеокая Юлия Вадимовна, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института Философии РАН.


Теги: Европа

Автор:  Юлия СИНЕОКАЯ

Комментарии (15) 14.05.2011

Обсуждение:
Страницы: 1 2 След.
Alfredo
ИмяЦитировать
Shirley
http://www.huaracherunpas-cher.fr/producttags.html
http://www.vapormaxflyknit.us/producttags.html
http://www.monclerjacketsoutletsshop2018.org.uk/producttags/M/
http://www.max2018vapor.com/producttags/N/
http://www.yeezy350boost-v2.org/producttags.html
http://www.coachoutletoff.us/producttags/C/
http://www.yeezy350boost-v2.org/producttags/Y/
Air Max
Huarache pas cher
Air Max 2018
Fitflop clearance
Kate Spade Outlet Discount
http://www.fitflopsandalsclearances.us/producttags.html
http://www.huaracherunpas-cher.fr/producttags/N/
http://www.coachoutletoff.us/producttags.html
Yeezy Boost 350 V2
http://www.nmdsr1.com/producttags/A/
http://www.2017max90.fr/producttags/A/
http://www.nmdsr1.com/producttags.html
http://www.cgoosejackets.org.uk/producttags/G/
Coach Outlet
http://www.bydreheadphones.org.uk/producttags.html
http://www.nmdr1.us.com/producttags/N/
http://www.ralphlaurenpolosoutletonline.org/producttags/P/
http://www.ralphlaurenpolosoutletonline.org/producttags.html
http://www.max2018.org/producttags/A/
http://www.cgoosejackets.org.uk/producttags/C/
Adidas NMD R1
Nike Air VaporMax Flyknit
Salomon
http://www.max2018.org/producttags/N/
http://www.nmdr1.us.com/producttags/A/
http://www.max2018vapor.com/producttags/A/
http://www.yeezyboost350v2stores.us.com/producttags/A/
http://www.fitflopsandalsclearances.org/producttags/F/
http://www.vapormaxflyknit.us/producttags/N/
http://www.max2018vapor.com/producttags.html
Pandora Jewelry
Canada Goose Jacket
Polo Ralph Lauren Outlet Online
http://www.2017max90.fr/producttags.html
http://www.huaracherunpas-cher.fr/producttags/H/
http://www.vapormaxflyknit.us/producttags/V/
http://www.salomonpascher2017.fr/producttags/C/
Nike Air Max 2018
http://www.yeezyboost350v2stores.us.com/producttags/Y/
http://www.salomonpascher2017.fr/producttags.html
http://www.officielmax90boutique.fr/producttags/A/
http://www.yeezyboost350v2stores.us.com/producttags.html
http://www.vapormaxflyknit.us/producttags/A/
http://www.pandoraringsjewelry.us/producttags.html
Yeezy Boost 350 V2
http://www.fitflopsandalsclearances.us/producttags/F/
Nike Air Max 90
http://www.2017max90.fr/producttags/N/
http://www.airmax-outlet.us.com/producttags/A/
http://www.monclerjacketsoutletsshop2018.org.uk/producttags.html
http://www.officielmax90boutique.fr/producttags/N/
http://www.nmdr1.us.com/producttags.html
http://www.airmax-outlet.us.com/producttags.html
http://www.pandoraringsjewelry.us/producttags/P/
http://www.airmax-outlet.us.com/producttags/N/
Moncler outlet
http://www.yeezy350boost-v2.org/producttags/A/
http://www.ralphlaurenpolosoutletonline.org/producttags/R/
http://www.max2018.org/producttags/V/
http://www.officielmax90boutique.fr/producttags.html
Dr Dre Headphones
Fitflop clearance
http://www.katespadeoutletdiscount.com/producttags.html
Nike Air Max 90
http://www.salomonpascher2017.fr/producttags/S/
http://www.max2018.org/producttags.html
http://www.nmdsr1.com/producttags/N/
NMD
http://www.fitflopsandalsclearances.org/producttags.html
http://www.cgoosejackets.org.uk/producttags.html
ИмяЦитировать
Ike
ИмяЦитировать
Micheal
ИмяЦитировать
Ike
ИмяЦитировать
Katina
ИмяЦитировать
Rodolfo
Pandora
Nike Sneakers
Ray Ban Wayfarer Sunglasses
Kate Spade Outlet
Oakley Sunglasses
Pandora Jewelry
Pandora
Timberland Outlet
Air Jordan 11
Valentino Outlet
Adidas UK
Pandora Bracelet
Nike Factory Outlet
Adidas Outlet
Pandora
Birkenstock Outlet Online
Balenciaga Sneakers
Fitflop
Christian Louboutin
Bottega Veneta
ECCO Shoes
Fitflop Website
Adidas Superstar
Kate Spade Purses
Louboutin Shoes
Ralph Lauren UK
Adidas NMD
Air Max
Fitflop Shoes
Goyard Handbags
Pandora Jewelry
Ray Ban Aviatos
Oakley Sunglasses
Pandora Jewelry
Christian Louboutin Outlet
Pandora Charms
Pandora Charms Canada
Ray Ban Aviator
Longchamp Outlet Online
Adidas Yeezy
Skechers Outlet
Ray Ban Glasses
Ray Ban Sunglasses Sale
Yeezy
NMD
Nike Outlet
Moncler Outlet Store
Oakley Eyeglasses
Fitflop Sandals
Bottega Veneta Handbags
ECCO Shoes For Women
Nike UK
Ray Ban Outlet
Goyard Handbags
Louboutin Shoes,
Air Max
Pandora Jewelry
Ferragamo
Pandora Jewelry
Pandora UK
Moncler
Red Bottoms Louboutin
Pandora Charms UK
Standard Issue Oakley
Ray Ban Eyeglasses
Pandora Jewelry
Nike Roshe
Christian Louboutin Heels
Jordan Shoes
Ray Ban Sunglasses
Balenciaga Triple S
Oakley Sunglasses
Fitflop Sale Clearance
Ferragamo Belt
Adidas Yeezy Boost
Pandora Jewelry
Pandora Bracelet Charms
Yeezy Sneakers
Moncler Jackets
Jordan 11
Nike Outlet Store
Louboutin shoes
Ray Ban Sunglasses
Pandora Charms
Oakley Si Sunglasses
Adidas Yeezy
Ray Ban Outlet Sunglasses
Nike Outlet Online
Pandora Outlet
Ed Hardy
Moncler UK
Cheap Oakley Sunglasses
Birkenstocks
Moncler
Birkenstock Sandals For Women
Balenciaga Sneakers
Pandora Jewelry
Pandora Jewelry
Oakley Outlet
Oakley Sunglasses
ИмяЦитировать
Charles
Nike Air Max
Adidas Yeezy Boost 350
Pandora Jewelry
Jordan 11
Nike Outlet
Pandora Jewelry Official Site
Pandora
Jordan Retros
Pandora
Fitflops Sale Clearance
Ferragamo Belt
Pandora
Goyard Bags
Adidas NMD
Air Jordan 10
Jordan 4
Ferragamo Outlet Online
Air Jordan
Jordan 9
Nike Store
Red Bottoms
Fitflop Website
Pandora Jewelry
Pandora CZ Charms
Kate Spade
Jordan 11 Low
Kate Spade Handbags
Curry 5 Shoes
Pandora Jewelry
Bottega Veneta
Balenciaga Sneakers
Nike Sneakers
Red Bottom Shoes
Kate Spade Handbags
Goyard Bags
Adidas Yeezy
Adidas NMD
Louboutin Shoes
Birkenstock Outlet Online
Ed Hardy Clothing
Pandora Jewelry
Pandora Bracelet
ECCO Shoes
Fitflop Sandals
Pandora Jewelry
Kate Spade Outlet
Air Jordan Retro 12
Pandora Jewelry
Air Jordan Retro 14
Disney Pandora
Nike Roshe
Jordan Sneakers
Pandora Bracelets
Adidas NMD XR1
Kate Spade Outlet Online
Adidas Human Race
Longchamp Bags
Air Jordan
Pandora Jewelry Official Site
Christian Louboutin Shoes
Balenciaga
Adidas Superstar
Pandora Charms
Moncler Jackets
Pandora Jewelry
Nike Air Force
Birkenstock Outlet
Adidas NMD XR1
Nike Outlet Store
Kyrie 4
Nike Roshe
Christian Louboutin Shoes
Ferragamo
Christian Louboutin UK
Adidas Trainers
Birkenstock Sandals
Valentino Outlet
Balenciaga
Christian Louboutin shoes
Pandora Bracelet
Moncler Outlet Online
Win Like 96
Air Max 98
Cheap Nike Shoes
Timberland Outlet
Ralph Lauren Outlet
Pandora Jewelry
Pandora Outlet
Skechers
Pandora Jewelry
Air Max 270
Fitflop Sale Clearance
Pandora Bracelet
Louboutin Heels
Moncler Outlet
Pandora Bracelet Charms
Fitflop
Vans Sneakers
Pandora Outlet
Kyrie Irving Shoes
Nike Vapormax
Fitflop Sandals
Nike Outlet Store
Pandora Jewelry Official Site
Pandora Outlet
Pandora Charms
Yeezy Sneakers
Pandora Charms
Pandora
Christian Louboutin Shoes
Pandora Jewelry
Jordan 8
ECCO
Balenciaga Triple S
Valentino Shoes
Pandora Charms
Pandora Jewelry
Birkenstock Sandals
Pandora Charms
Pandora Charms Clearance
Pandora Rings
Birkenstock Outlet
Pandora Outlet
Air Jordan 11
Adidas Yeezy
Jordan Shoes
Bottega Veneta Handbags
Pandora Jewelry
Pandora Jewelry
Nike Air Max 270
Air Max
Yeezy Shoes
Yeezy Boost
Retro Jordan
Air Jordans
Moncler
Moncler
ИмяЦитировать
Nicholas
Red Valentino
Fila Sneakers
Adidas NMD
KD 11 shoes
Red Bottom Shoes
Pandora Earrings
Pandora Jewelry Official Site
Pandora Jewelry
Nike Air Max 95 Essential
Yeezy Shoes
Bottega Veneta
Nike Air Max 270
Hermes Belts
Nike Cortez
Louboutin Shoes
Asics Gel Kayano 25
Asics Running Shoes
Christian Louboutin Outlet
Yeezys Boost 350 V2
Nike Cortez Men
Mens Nike Shoes
Fjallraven Kanken Backpack
Adidas Outlet Online
Asics Outlet
Adidas Yeezy
Nike Air Max 98
Valentino Sneakers
Fila Disruptor
Pandora Jewelry
Pandora Necklaces
Christian Louboutin Outlet
Adidas Sneakers For Men
Fila Shoes For Women
Yeezy 500
Nike Shoes
Pandora Charms
Hermes Handbags
Pandora Rings Official Site
Asics Shoes
Christian Louboutin Heels
NMD R1
Nike Outlet
Nike Outlet
Ferragamo
Air Max 98
Adidas Superstar
Kevin Durant Shoes
Adidas NMD
Nike Air Max 95
Yeezy Boost 350
Air Jordan 11
Adidas NMD
Adidas Originals
Fjallraven Kanken
Timberland Outlet Store
Asics Gel Nimbus 19
Balenciaga Sneakers
Pandora Jewelry Official Site
Christian Louboutin
Balenciaga Sneakers
Nike Running Shoes
Yeezy Sneakers
Nike Store Online
Air Max 270 Men
Nike Sneakers For Women
Ferragamo Shoes
Pandora Jewelry Store
Moncler Outlet
Adidas Yeezy 500
Adidas Yeezy
Pandora Bracelet Charms
Longchamp Outlet Online
Nike Clearance Outlet
Lebron 16
Pandora Charm Bracelet
Timberland Outlet
Skechers Sneakers
Pandora Bracelets And Charms
Asics Outlet Store Online
Ferragamo Belts
Goyard
Fitflop Sandals
Fjallraven Backpack
Christian Louboutin Outlet
Christian Louboutin shoes
Adidas Shoes Outlet
Timberland Boots
Timberland Boots For Men
Nike Air Max 270
Timberland Shoes
Timberland Shoes
Lebron James Shoes
Asics Shoes
Nike Air Max 97 Ultra
Pandora Charms Outlet
Puma Shoes
Yeezy Boost
Air Max 270
Yeezys
Valentino Shoes
Yeezy 700
Pandora Jewelry Outlet
Goyard Handbags
Vans
Adidas Superstar Shoes
Puma Outlet Store
ИмяЦитировать
Sarah
Birkenstock

Win Like 96

Fitflop Sandals

Adidas Yeezy

Jordan 10

Ed Hardy

Moncler Coats

Pandora

Christian Louboutin Shoes

Nike Outlet Store

Kate Spade Outlet

Vans Sneakers

Pandora Official Site

Nike Sneakers

Pandora Charm

Kyrie Irving Shoes

Pandora Jewelry

Jordan Retro 14

Nike Air Max

Kate Spade Outlet Online

Fitflops Clearance Outlet

Christian Louboutin

Kate Spade Handbags

Pandora

Nike Sneakers For Men

Fjallraven Kanken Backpack

Human Races Shoes

Bottega Veneta Handbags

Pandora Charms

Pandora Jewelry

Valentino Outlet

Goyard Bags

Nike Outlet Online

Pandora Outlet Online

Nike Roshe Run

Burberry Bags Outlet

Pandora Bracelets

Nike Clearance Store

Jordan Shoes

Nike Outlet

Pandora Charms

Air Max

Isabel Marant Shoes

New Jordans

Air Jordan Sneakers

Birkenstock Outlet

Christian Louboutin Shoes

Jordan Shoes For Women

Bottega Veneta Wallet

Ferragamo Belt

ECCO Shoes For Women

Nike Shox For Women

Vapormax

Air Jordan 12

Moncler Outlet

Birkenstock Sandals

Pandora Official Site

Pandora Jewelry Official Site

Pandora Canada

Adidas NMD XR1

Yeezy 750

Jordan Retro 9

Adidas NMD

NMD

Yeezy 700 Boost

Air Max 270

Pandora Jewelry

Ferragamo Outlet

Nike Women's Shoes

Pandora Jewelry Official Site Black Friday

Kyrie 4 Shoes

Hermes Birkin Bag

Jordan Shoes

Jordan 4 Retro

Jordan 11

Adidas Superstars

ECCO Shoes

Fitflop

Christian Louboutin

Pandora

Ralph Lauren Outlet

Nike Roshes

Timberland Outlet

Air Max 98

Pandora Ring

Nike Outlet Store

Air Jordan 11

Longchamp Bags

Fitflop Sandals Clearance

Adidas Stan Smith

Nike Air Force One

Moncler UK

Fitflop Sandals

Off White Nike Presto

Yeezy Sneakers

Yeezy

Vapor Max

Pandora

Moncler Jackets

Pandora Jewelry

Balenciaga Shoes

Cheap Nike Shoes

Kate Spade Handbags

Pandora Jewelry

Adidas Trainers

Pandora Jewelry Official Site

Pandora Jewelry

Birkenstock Sandals

Jordan Retro 8

Birkenstock Sandals

Moncler Outlet Online

Adidas NMD XR1

Yeezy Shoes

Air Max 270

Nike Outlet

Jordans Sneakers

Nike Epic React Flyknit

Valentino Shoes

Jordan 11

Nike Air Force 1

Pandora Charms

Curry 5

Pandora Bracelets

Balenciaga Sneakers

Air Jordans

Pandora Bracelet

Nike Clearance

Retro Jordan

Nike Outlet Store Online

Adidas Superstar Women

Pandora Jewelry Official Site

Goyard Handbags On Sale

Air Max 270

Louboutin UK

Cheap Jordan Shoes For Men

Pandora

Fitflop Sale Clearance

Moncler Jackets

Nike Air Max 270

Louboutin shoes

Jordan Retros

Pandora Charms

Basketball Shoes

Kate Spade

Balenciaga Sneakers

Skechers Outlet

Christian Louboutin Heels

Pandora Jewelry

Yeezys

Pandora Jewelry Official Site

Red Bottoms Louboutin

Nike Air Vapormax

Red Bottom Shoes

Pandora Charms

Pandora Disney

Pandora Charms

Nike Outlet Store

Ferragamo

Pandora Jewelry Outlet

Triple S Balenciaga

Yeezy Boost

Air Max Plus

MBT Shoes

Pandora Charms Outlet

Pandora Bracelets

Pandora Charms Outlet

Pandora Charms

Fjallraven Kanken
ИмяЦитировать
Страницы: 1 2 След.
Комментировать

Возврат к списку

Русская философия > ЛогоСфера: философский журнал