Новости по теме

Статьи по теме

... Человек оценивается не тем, насколько хорошо он выполняет свою работу, какой бы она ни была, но тем, насколько престижна эта работа, и насколько затруднительно на неё попасть, а также тем, как давно он уже на ней держится...

Элитаризм в высшей школе: процесс и результат

Реформы в сфере образования – одна из наболевших тем российского общества....

К списку статей

О будущем высшего образования в РФ. Печальные предположения

О будущем высшего образования в РФ. Печальные предположения

О будущем высшего образования в РФ. Печальные предположения


Новый закон об образовании закрепляет положения Болонской декларации, согласно которой отечественные вузы должны почти полностью перейти на двухступенчатую – бакалавриат и магистратура – систему обучения. Фактически специалитет перестает существовать (за исключением нескольких специальностей). Этот переход совпадает с «демографической ямой», означающей резкое и довольно длительное сокращение числа потенциальных студентов и, соответственно, бюджетных мест в вузах (особенно по гуманитарным специальностям).

Государство трактует высшее образование в духе «услуги», которая предоставляется «клиенту», т.е. студенту, и по существу начинает исходить из презумпции, что «клиент прав всегда». Образование в бакалавриате хотя и формально приравнивается к высшему, но оно никоим образом не дает права поступления в аспирантуру непосредственно, минуя магистратуру. В свою очередь открытие магистратуры предполагает выполнение ряда условий: фактическое существование уровня бакалавриата, наличие весьма развитого – технически и «личностно» - направления и т.п.

Чуть более мягкие условия являются предпосылкой открытия бакалавриата. Главное условие здесь, согласно фактическим требованиям Министерства (которое во всяком случае транслируется ректором нашего вуза), наличие полноценной – не менее 20-25 человек – студенческой группы. Именно так, наверное, склонно интерпретировать требование Министерства и большинство нынешних ректоров. Даже в достаточно крупных городах (каким является Симбирск-Ульяновск) и университетах (каким является Ульяновский государственный университет) в некоторых случаях это требование – наличие 20-25 человек в группе – является невыполнимым, а ректора не хотят (или не могут?) брать на себя ответственность и рисковать поддержкой направлений, которые в сегодняшней России являются непопулярными (в смысле набора внебюджетных студентов). 

Перераспределять же средства, набирая на бюджетные места 8-10 студентов и 4-5 на внебюджетные, ректора, как правило, скорее всего, просто не хотят. Студенты по-прежнему буквально ломятся на юридические и экономические специальности, у них популярна психология, в существенно меньшей степени информатика, но совсем непопулярны (теоретическая) физика, алгебра или философия. По данным научным направлениям набрать «полноценную» студенческую группу крайне сложно.

Между тем ни математика, ни физика, ни любая гуманитарная наука немыслимы без соответственно алгебры, теоретической физики и философии. Прием студентов по этим специальностям по новому закону и требованиям Министерства по существу может продолжаться лишь в самых крупных вузах страны, в которых, кстати, не всегда работают самые сильные специалисты в конкретной области. Магистратурой, надо полагать, обзаведутся даже не все эти «самые» крупные вузы, а, следовательно, аспирантура останется лишь в нескольких ведущих вузах России.

Наивно мечтать, что (немногочисленные) выпускники аспирантуры этих вузов после защиты (напомню, что ныне с защитой заканчивают аспирантуру примерно 25%) поедут работать в провинцию, например, в тот же достаточно крупный город Симбирск-Ульяновск. Да и хватит ли их на всю страну? Я не задаюсь вопросом о том, как сможет существовать через пару десятков лет отечественная наука без алгебры, теоретической физики или философии. Но как будет (и будет ли?) существовать высшее образование без специалистов в данных областях? Или вузы к тому счастливому моменту сохранятся лишь в наших доблестных интеллектуальных столицах? Без «искусственной» (т.е. не оглядывающейся на фактор «сиюминутной окупаемости», диктуемой подходом к высшему образованию как «услуге») эти направления существовать в принципе не способны.

На сегодняшний день с того момента как я стал доктором наук у меня защитилось почти двадцать человек – по одному в год, причем все они защищались не в Симбирске-Ульяновске, а иных городах (Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Уфе), т.е. проходили непредвзятую экспертную оценку. В год мне удавалось подготовить максимум одного кандидата наук. Это была в буквальном смысле штучная работа, и диссертации у этих аспирантов по качеству были в целом, смею предположить, выше среднего уровня. Среди моих бывших аспирантов имеются уже и доктора наук, которые в свою очередь сейчас готовят аспирантов.

Новое положение вещей не позволит мне и многим-многим моим коллегам иметь аспирантов. Вряд ли социальный работник после магистратуры сможет пойти в аспирантуру по философии или специалист по информационной безопасности сможет заняться алгебраической геометрией. Нетрудно догадаться, что новый закон об образовании и флюиды, исходящие от некоторых чиновников Министерства образования, могут самым пагубным образом повлиять и на высшее образование в РФ, и, соответственно, на научный (а, стало быть, инновационный) потенциал страны. Кто-то об этом задумывался? Или достаточно жить сегодняшним днём, преследуя узкоутилитарные и сиюминутные цели? При подготовке широкомасштабной реформы необходимо заглядывать вперед не на пару-тройку лет, а на десятилетия.


ОБ АВТОРЕБажанов Валентин Александрович - Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, Действительный член Academie Internationale de Philosophie des Sciences, зав. кафедрой философии Ульяновского государственного университета.


От редакции: "Статьи в тему"
Василий Ванчугов. «Образ будущего в свете реформы образования. Кризис продолжится?»//Журнал современной философии Сократ. М., 2009, №1.

Теги: Образование

Автор:  Валентин БАЖАНОВ

Комментарии (1) 21.05.2011

Обсуждение:
 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Возврат к списку