Новости по теме

Всякий человек носит в себе Музей…

16 мая, в эту субботу, Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при Библиотеке №180...

О выпуске альманаха «Самопознание»

На сайте политической консервативной мысли «Русская Idea» в разделе...

К списку новостей

Статьи по теме

... информационная закрытость Советского Союза послужила важнейшей причиной формирования многообразных мифологических образов мира «за железным занавесом»...

Мифология и мифологическое мышление: генезис и механизмы. Часть 1

Распознание мифологий и защита от их авторитарной власти принципиально...

К списку статей

Мифология и мифологическое мышление: генезис и механизмы. Часть 2-я

Мифология и мифологическое мышление: генезис и механизмы. Часть 2-я

Мифология и мифологическое мышление: генезис и механизмы. Часть 2-я


(Часть 1-я)

Техника и механизмы мифа.

«При прeвpaщeнии смысла в форму из него удаляется все случайное; он опустошается, обедняется, из него испаряется всякая история, остается лишь голая буквальность. Читательское внимание парадоксально пеpeключaeтся, смысл низводится до состояния формы, языковой знак – до функции означающего в мифе. <…> Смысл заключал в себе целую систему ценностей – тут и история, и география, и мораль, и зоология, и Литеpaтуpa. В форме все это богатство устраняется; форма обеднела и должна быть наполнена новым значением»[1], - пишет Р.Барт. В качестве примера он приводит обложку попавшего ему случайно в руки французского журнала, на которой изображён салютующий чернокожий солдат с французским знаменем, во французской имперской форме. Месседж такого образа представляется вполне очевидным: великая Франция объединяет под своими знамёнами всех людей, готовых служить ей, не делая между ними различия – она приемлет всякого, кто готов соблюдать её имперские порядки. Именно так, по мысли Барта, эмоционально воспримет эту обложку большинство читателей этого журнала (и здесь становится очевидной ещё одна важная черта мифа – его непременная адресность). Между тем, за этим месседжем сам чернокожий солдат как бы утрачивает свою собственную историю, свою идентичность, становясь лишь формой, в которой через него высказывается нечто внешнее ему. Он как бы «очищается» от своей реальности, становясь просто «ёмкостью», что позволяет заретушировать те коннотации, которые могли бы считываться в образе чернокожего человека при существующих политических обстоятельствах – таких, например, как произведённые Францией в Алжире 17 атомных взрывов, или война Алжира за независимость. Вместо этой реальности перед зрителем предстаёт то, что помогает забыть её, подменить её чем-то более политкорректным, ясным и простым.

Таким образом, «Через понятие в миф проникает какая-то иная, новая история»[2]. В самом деле, чернокожий солдат в приведённом примере никуда не исчезает: он остаётся, но становится наполненным неким трансцендентным ему содержанием, утрачивая всё имманентное своему образу и себе самому. Он лишь «наполовину урезан, лишён памяти, но не существования. <…> Под воздействием понятия смысл не отменяется, а именно деформируется, - или, чтобы выразить это противоречие одним словом, - отчуждается»[3]. Отсюда Р.Барт делает вывод, что «миф – это похищенное и возвращённое слово. Просто возвращается слово уже не совсем таким, каким оно было похищено; при возвращении его поставили совсем не на своё место. Такое кратковременное умыкание, результат неуловимой ловкости рук, как раз и сообщает слову-мифу его ледяную застылость»[4]; «Миф – ничего не скрывает и ничего не демонстрирует – он деформирует; его тактика – не правда и не ложь, а отклонение, его задача – «протащить некую понятийную интенцию, язык же лишь подводит его, либо уничтожая понятие в попытке его скрыть, либо демаскируя его в попытке высказать. <…> В этом – главный принцип мифа – превращение истории в природу. <…> Миф существует с того момента, когда «французская имперскость» превращается в природное состояние»[5].

Аналогичный механизм и у традиционалистской мифологии в России, ставшей особенно популярной в последнее время. Так, в среде многочисленных сетевых сообществ соответствующей направленности[6] широко культивируется так называемая эстетика Руси-матушки, приправленная подобающим арсеналом идеологических афоризмов. Однако, как правило, диапазон образов этой тематики не слишком поражает воображение, гораздо больше, напротив, впечатляя своей радикальной нереалистичностью. Сотни барышень, снятых в фотосессиях «a la russe», предстают перед зрителем в подчёркнуто гламурном почти голливудском виде (макияж, маникюр, аксессуары, декорации, позы, и т.д.), а лубочные картинки с изображением счастливых, стильно и стерильно одетых, погружённых в переживание счастливой экзальтации, сытых семей, скорее, напоминают декоративные фантазии аристократов о народе, нежели суровый крестьянский быт царской России. Все эти образы действительно успешно скрывают в сознании своих почитателей те экономические и антропологические реалии патриархального насилия, косности, жестокостей царизма, крепостного права и унижения, которые на протяжении многих веков составляли действительность и повседневность российского крестьянства. История, спрятанная за матрёшкой – так, пожалуй, можно было бы перефразировать Р.Барта применительно к мифологии «русскости».


Мифологии современности.

Впрочем, эта мифология, разумеется, не является единственной. Рассмотрим некоторые другие мифологии, наиболее распространённые в современности.

Аналогично мифологии «русскости» устроена, к примеру, мифология крови и высшей расы. Здесь в чистом виде работает выявленный Р.Бартом механизм подмены феноменов культуры – категорией природы. Наиболее остро проблема такой мифологизации проявилась в фашистских режимах XX века. Фатальные последствия этого феномена хорошо известны и едва ли требуют дополнительных комментариев.

В ряду сходных идеологических конструктов особое внимание обращает на себя миф «народа». Р.Барт отмечает, что именно это понятие «служит противоядием от слишком грубого <…> слова «классы». «Народ» призван деполитизировать множественность социальных групп и меньшинств, сгоняя всех индивидов в одну нейтрально-пассивную массу»[7]. В более узком смысле слово «народ» часто заменяют на слово, обозначающее жителей какого-либо города – для того, чтобы всем им приписать какие-то незыблемые свойства, как если бы они, в самом деле, представляли собой некое единообразно мыслящее социальное тело. Кстати, именно это обстоятельство, как правило, лежит в основе неприязни жителей одних городов к жителям других: всем известны презрительные шутки про москвичей или, наоборот, московские предрассудки о жителях удалённых от центра городов.

Проиллюстрируем этот миф следующим примером. В конце 2013 года, в свете политических событий в Украине, в петербургском метрополитене можно было услышать рекламу некоего периодического издания, из которого пассажирам предлагалось узнать, что же по поводу этих событий думают петербуржцы. И хотя очевидно, что в действительности это послание насквозь мифологично, поскольку непринуждённо предлагает петербуржцам, гордящимся своей идентичностью, как бы украдкой от всех остальных узнать, как же им на самом деле следует относиться к украинской политике, но даже предположение о том, что месседж в послании действительно призывал узнать мнение неких «петербуржцев», уже сталкивает нас с мифологией. В самом деле, можем узнать, мнение каких именно петербуржцев подразумевалось в данном случае? Правительства Петербурга? Парикмахеров? Врачей? Кинологов? Бизнесменов? Или профессоров политологии? Да и в каждой из этих сфер – у всех ли эти политические позиции непременно совпадают?

Невозможность ответить на эти вопросы в рамках исходного тезиса о «позиции петербуржцев» выявляет его аморфность, вызванную интенцией мифа и мифологизации идеологических и мировоззренческих сюжетов.

Схожим образом обстоит дело и с самопозиционированием политических фигур в электоральном визуальном пространстве. Эту тему Р.Барт подробно раскрывает в главе «Электоральная фотогения». Он пишет: «В фотографии выражаются не намерения кандидата, а его побуждения – все те семейные, психические, даже эротические обстоятельства, весь тот стиль жизни, продуктом и привлекательным примером которого он является. Большинство наших кандидатов явно стараются продeмонстpиpовaть своими портретами устойчивость своего социального положения, свою видимую комфортную укорененность в семейных, юридических и религиозных нормах, свое прочное обладание такими буржуазными благами, как, например, воскресная месса, ксенофобия, бифштекс с картошкой или анекдоты о рогоносцах, – одним словом, все то, что называется идеологией»[8].

В самом деле, даже если рассмотреть именитых, в том числе оппозиционных политиков современной России, нетрудно будет обнаружить, что большинство из них укоренены в сознании граждан главным образом именно благодаря своему имиджу – будь то преуспевающий, цветущий и привлекательный предприниматель; яростный, героический и национально чистый борец со злом; крепкий и тотально маскулинный строгий отец, уверенно глядящий в глаза врагу; или кто бы то ни было ещё.

logosfera_mithologia_01.png 
Так, крайне интересным и репрезентативным в рамках данной темы представляется политкорректный (за давностью лет) пример предвыборной агитации 1996 года, призывающий граждан отдать свой голос за Г.Явлинского. Композиция ролика незатейлива, но красноречива: люди обоего пола, разных профессий, возрастов и статусов (каждому предлагается узнать в них себя) в жанре залихватских частушек сообщают зрителю, что будут голосовать за данного кандидата, и убеждают его сделать то же самое.

Любопытно, что в их числе поначалу присутствуют также и сомневающиеся персонажи. Например, пожилая крестьянка, не готовая идти на выборы по причине неотложных хлопот по хозяйству и огороду. «Не Явлинский же мне осенью картошку соберёт», - поёт она. На что все жители деревни, внезапно появляющиеся из-за плетня, ей возражают: «Это, тётка, без него у всего народа, чай, не будет ничего, даже огорода». Такая незатейливая «аргументация» ничуть не уступает мифологиям древности: выборы становятся магическим ритуалом, требующим жертвы, отказ принести которую может навлечь ещё большие беды.

Аналогичных ритуально-мифологических линий в рассматриваем видеоролике предостаточно – даже если опустить откровенные псевдофольклорные реминисценции в образе девиц-красавиц с косами до пояса и традиционными костюмами – впрочем, обрезанными выше колена – по вкусу времени. Так, на протяжении восьми с половиной минут видео регулярно повторяется мотив «Чтоб не видеть горя, я выберу Григория», «Сердце мне шепнуло: «Гриша – мой избранник-президент»», «Из всех кандидатов Явлинский, пожалуй, мне самый близкий. Вы спросите: «В чём причина?» Просто он – настоящий мужчина» (здесь мы как раз сталкиваемся с бартовской идеей эротизации кандидата), и так далее. Радикальное отсутствие политической аргументации компенсируется убедительностью подобных заклинаний – взывающих в зрителе к иррациональному, эмоциональному и аффективному началам. Абстрактные слова «чтоб страна помолодела, чтобы за словом было дело», «я выбираю свободу, чего желаю и вам», «за такого президента не стыдно», «я добро хочу найти, мне с Явлинским по пути», «вся страна поправится – не по щучьему веленью, по уму и разуменью» - не дают ровным счётом никакого представления о политической программе кандидата. Неясно даже, правых он придерживается убеждений, или левых, ориентирован ли он на Запад, на возрождение традиционализма или на создание нового уникального пути - ни о чём подобном зритель не узнаёт из видеоролика. Кандидат явлен как некое абсолютное сакральное благо, единственный возможный тип отношения к которому – молитва и упование. Рационализация и конкретизация его как политической фигуры имплицитно позиционируется как излишняя – за достаточным (и даже избыточным) эмоциональным представлением. Что вполне характерно для мифологии.

Очевидно, что наподобие великой и малой колесниц Махаяны и Хинаяны в буддизме - мифологический, эмоционально и событийно насыщенный образ кандидата открыт всякому без излишних погружений в политологию. В то время как реальная содержательная сторона его политической и идеологической позиции, его тактика и стратегия во всей их взаимосвязи с существующим историко-культурным контекстом - уходят в тень, оставаясь концептуально непроницаемыми для обыденного восприятия. Мифология здесь заменяет информацию и необходимость погружения в политическую мысль; необходимость мысли как таковой.

Однако, как было отмечено выше, мифологизированию подвергаются не только чисто политические области. Например, одна из наиболее благодатных почв для расцвета мифов современности – область телесности. Эта тема широко исследуется в рамках проблематики гендера и сексуальности, и – через их призму – в рамках проблематики гигиены и эстетики.

Одним из первых примеров такого мифа Р.Барт называет миф лица Греты Гарбо. Он обращает внимание на то, насколько застывшим и похожим на маску предстаёт оно перед зрителем, насколько эссенциально (а не экзистенциально) оно показано: «Черты маски образуют лишь простую сумму, в лице же они вступают в тематическую перекличку»[9]. Такой тип эстетизации лица представляет собой принципиально новый уровень объективации женщины: она предстаёт перед нами полностью «очищенной» от своей истории – как это происходит в примере с чернокожим солдатом в имперской форме Франции. Отныне она превращена в пустую и гладкую форму, ничем не уступающую в отсутствии переживаний, мыслей и эмоций драгоценным металлам и иным декоративным материалам.

Именно этот тип изображения впоследствии ляжет в основу современной гламурной фотографии, главной чертой которой станет предельная «застылость» моделей, а также исполняемый ими универсальный и не слишком впечатляющий набор форм этой «застылости». Остановившиеся зрачки полуприкрытых глаз, приоткрытые губы, статичная поза – эти жесты становятся поистине культовым ритуалом для современного изображения женщины, в котором её Реальное полностью вытеснено Воображаемым зрителя, и в котором нет места для неё как живого человека. В бартовской дихотомии эссенциального и экзистенциального очень точно схвачено это противопоставление существа и вещества, где последнее берёт верх над первым в эстетическом поединке современного подхода к телу.

Отметим отдельно, что у этого процесса есть несколько оптик, одна из которых – оптика «макро». Лучше всего она видна на примере рекламы кремов и прочих средств гигиены, ставшей настоящей манией для современного Западного мира. Так, Р.Барт пишет: «Медицина, с ее понятиями дермы и эпидермы, также помогает поместить красоту кожи в глубинно-пространственную перспективу, заставляя женщину переживать себя как продукт некоего растительного круговорота веществ, где красота цветения зависит от питания корневой системы»[10]. Рекламируемые средства как бы разоблачают потаённые процессы, происходящие в живых организмах – во всей их пугающей реальности – так устрашающе передаваемой в рекламной графике. Тело рассматривается будто под микроскопом - как никогда порнографически. Единственной нормой его бытия провозглашается тотальная стерильность, соблюдаемая с определённой регулярностью – разумеется, при помощи чудодейственных и дорогостоящих средств, обещающих изгнать из него пугающие процессы гниения и разрушения. Практика подобного гигиенического экзорцизма представляет собой типичный продукт агрессивной мифологизации телесности в коммерческих целях.

На социальном уровне такой тип мифа легко обнаружить в образе куклы Барби. Позиционируемая как «просто-товар-для-детей», как игрушка, - в действительности, она содержит в себе колоссальный мифологизирующий потенциал, выражающийся в формировании у ребёнка вполне определённых моделей сексуальности, самовосприятия, личностной идентичности, переживания телесности (зачастую оборачивающегося драмой для множества девочек и девушек, тщетно пытающихся соответствовать фантастическому образу). Характерно, что в процессе социализации ребёнка эти конструкты способствуют отчуждению его собственной идентичности, убедительно и интенсивно заполняя её место. «Если разобраться, Барби — это архетипический пришелец из кос­моса, захватчик, розовощекий империалист от культуры. Именно она перекрашивает целые города в цвет фуксии в ознаменование «Праздника Барби». Это она — Всеобщий Идеал, Наставница с повадками мастера дзэн, которая на протяжении последних соро­ка лет изо всех сил старается быть для дево­чек всем — врачом, сердечным дружком, ти­нейджером, деловой женщиной, посланником от ЮНИСЕФ»[11], - пишет Наоми Кляйн. Выражаясь языком психоанализа, образ Барби на определённом этапе как никакой другой формирует Супер-Эго ребёнка, определяя его основные эстетические, сексуальные, ценностные, и в целом антропологические векторы и ориентиры. В самом деле, не Барби ли и сопутствующие ей товары (игрушечные магазины, джипы, лошадки, роскошные платья и т.д.) являются прообразом общества потребления с агрессивной гендерной и классовой сегрегацией?

Учитывая специфику коммуникации и гендерной самоидентификации в современном обществе, есть все основания предполагать, что коэффициент полезного действия данного процесса (и процессов, аналогичных ему) подчас даже выше, чем в рамках откровенно идеологических инстанций – таких, например, как пионерия или комсомол, где у личности, по крайней мере, подчас оставалось внутреннее пространство, не затронутое внешним императивным ритуалом. Таким образом, очевидно, что мир Барби отнюдь не является просто случайным набором не ангажированных символически игрушек, но – по всем признакам (подмена функции игрушки как социализирующего начала сложной системой ангажированных императивов, символичность, анонимность, массовость, герметичность, чрезмерная яркость, и так далее) – представляет собой типичную мифологическую систему, поставляющую в сознание людей, находящихся в процессе социализации, готовые программы по восприятию себя, своего тела и окружающего мира. А потому очевидно и то, что мифология мира Барби носит не только идеологический, но и крайне авторитарный характер. Что, впрочем, свойственно политике крупных корпораций.
 logosfera_mithologia_02.jpg

Так, в чистом виде корпоративными являются, к примеру, мифология шоппинга (где только не говорится о его терапевтических свойствах); мифология торговых центров (где человеку предлагается в течение, например, выходного дня активно участвовать в некой альтернативной, не травматичной реальности – впрочем, разумеется, за известную цену), и мифология развлечений. В последнем жанре мифологии особенно преуспела корпорация Disney, запустившая проект круиза на корабле – на принадлежащий компании остров на Багамах. Настолько интенсивное и глубокое погружение в виртуальную реальность сродни разве что глубокому трансу людей древнего мира. Отчуждение в виртуальность наяву - типичный императив мифологии, не знающей сомнений, возражений и интерпретаций, - открытой лишь для пассивного созерцания и воспроизведения, но никак не для роли субъекта.

На этот счёт Наоми Кляйн приводит в «No Logo» слова современного художника и активиста Джагги Синга: «Существуют корпорации, которые осу­ществляют свой маркетинг с такой агрессив­ностью, так сильно нацелены проштамповать своим образом каждого из нас и каждую без исключения улицу, что переполнили чашу тер­пения мыслящих людей, — говорит он. — Нас возмущает уничтожение культуры и ее заме­щение этими корпоративными логотипами и лозунгами массового производства. Это свое­го рода культурный фашизм»[12]. Таким образом, она заключает: «Если собрать вместе все примеры такого рода, корпоративное пространство представ­ляется подобием фашистского государства, где все мы отдаем честь логотипу и почти не имеем возможностей для критики, потому что наши газеты, телеканалы, Интернет-серверы, уличные и торговые пространства сплошь кон­тролируются транснациональными корпора­циями и обслуживают их интересы»[13].


Тактики сопротивления мифологии.

На фоне осознания последствий идеологической, коммерческой, гендерной и других мифологий на протяжении всего становления общества гиперпотребления возникают различные тактики сопротивления их механизмам. У истоков этих тактик стояли дадаисты и сюрреалисты, бросившие вызов пассивному созерцательству, на которое обречён зритель в традиционном, классическом искусстве - не оставляющем обществу ничего другого, кроме потребительски ориентированного буржуазного конформизма. По их стопам шли ситуационисты, повозгласившие detournement («выхватывание образа, высказывания или любого артефакта из контекста и придание ему нового смысла»), что способствовало широкомасштабной деконструкции фундаментальных эстетических и идеологических нарративов патриархальных мифологий, продолжавших активно звучать ещё в XX веке (и во многом продолжающих по сей день). В 1984 возникает тактика «culture jamming» («глушение культуры»), впитавшая в себя дух своих предшественниц, но модернизировавшая его в соответствии со спецификой эпохи, характеризующейся, в частности, немыслимым количеством рекламы. Основатели этой тактики – группа музыкантов из Сан-Франциско Negativland – впервые прибегли к «редактированию» рекламных щитов с целью разоблачения их скрытых интенций и обнажения спрятанных этими интенциями проблем. «Умело переделанный ре­кламный щит <...> обращает внимание общества на исходную стратегию корпорации»[14] - цитирует Н.Кляйн одного из участников группы.

На первый взгляд, рекламоборчество похоже на вандализм, однако этот взгляд представляется чересчур поверхностным, поскольку деструктивная сторона рекламоборчества касается только эстетической стороны интересов крупных капиталовладельцев. С каждым годом по всему миру оно привлекает к себе всё больше политических активистов, осознающих проблемы монополии рекламной мифологии на общественно-политическое пространство и, как следствие, на личность. Так, за последние несколько лет тактика глушения культуры стала весьма популярна в России, Украине и Беларуси, - что в особенности можно было наблюдать в периоды предвыборных кампаний, когда на рекламных афишах магазинов и Билл-бордах у персонажей на фотографиях появлялись наклеенные политические реплики, отражающие те или иные актуальные проблемы. Однако выборы, разумеется, не были единственным поводом применения этой тактики – она широко применяется и в отношении тех латентных коммерческих и политических процессов, которые характеризуют современную повседневность.

Не имея возможности противостоять мифологиям в правовом поле (суды с корпорациями крайне редко решаются не в их пользу), жители городов прибегают к этой нелегитимной практике, чтобы выразить свой протест против коммерческой мифологизации окружающего их мира и её экономических и политических императивов. А значит, проблема нелегитимности подобной практики в действительности требует новой формулировки: если легитимность есть общепризнанность со стороны граждан, то что является в большей степени нелегитимным: несогласие граждан с тактиками монополии на общественное пространство со стороны корпораций, или всё же сами эти действия, осуществляемые вопреки несогласию людей?

В сущности, с точки зрения механизма действия, тактика «глушения культуры» представляет собой то, что Р.Барт называл «раскачиванием знака», на котором паразитирует миф. Если миф, утверждает Р.Барт, крадёт слово, чтобы исказить его, единственное, что можно ему противопоставить, - это попытаться выкрасть у него слово обратно – путём уличения его в нечестной игре, дискредитации или как-либо иначе. Вопрос о формах, в которых эта тактика сопротивления мифологии может осуществляться, - остаётся открытым и зависит от конкретных культурно-политических реалий.



Заключение.

Подведём итоги. Мифология является древнейшей формой мировоззрения. На протяжении истории она многократно меняла формы, задачи, императивы и адресатов; её последствия оказывались самыми разными, однако её механизмы и принципы были и остаются неизменными: идёт ли речь о мифологическом мышлении до Логоса; о антимифологической мифологии Просвещения с вытекающими из неё (и существующими по сей день) мифологиями фашизма, национализма, расизма и шовинизма; или о современных формах мифологии – таких, как шоппинг, гендерная мифология, мифология гигиены или мифология футбола. Общей для всех этих видов мифологии является принципиальная десубъективация вовлекаемого участника, требование его готовности воспринимать герметичное знание и моделировать в соответствии с ним своё социальное и индивидуальное бытие.

logosfera_mithologia_03.png 
«Конечная задача всех мифов – сделать мир неподвижным; миф должен внушать и изображать такой мировой экономический порядок, где раз и навсегда установлена иерархия владений. Таким образом, всегда и всюду сталкиваясь с мифами, человек всякий раз отбрасывается ими к своему неизменному прототипу, который начинает жить вместо него, душит его изнутри подобно огромному паразиту и ставит его деятельности узкие пределы, в которых ему позволено лишь страдать, ничего не меняя в мире; буржуазный псевдофизис есть не что иное, как запрет для человека заново изобретать себя. Мифы непрестанно и неутомимо добиваются, вкрадчиво и непреклонно требуют, чтобы все люди узнавали себя в вековечном и вместе с тем исторически конкретном образе, который создан для них как бы раз и навсегда. Ибо Природа, в которую заключают здесь человека, якобы приобщая его к вечности, есть всего лишь Обычай. А именно этот Обычай, при всей его грандиозности, им как раз и нужно взять в руки и прeобpaзовaть»[15], - пишет Р.Барт.

Таким образом, преодоление мифологии непосредственно связано с интенсификацией процессов рефлексии и последующей коммуникации с окружающим миром, не преломлённым через готовые системы интерпретаций (как это происходит в любой мифологии). Как было указано в самом начале настоящей статьи, именно рефлексия, с точки зрения К.Ясперса, стала главной причиной перехода от мифологического мышления к логическому; именно познание механизмов когнитивных процессов позволило человеку преодолеть инерцию обычая и начать путь к самому себе, во всём своём своеобразии. Однажды обнаружив весь свой освободительный потенциал, рефлексия по-прежнему остаётся ключевым условием освобождения от императивов мифологий и обретения человеком субъекта в самом себе – не субъекта потребления, служения, наслаждения, власти или вожделения, а субъекта в широком смысле этого слова – активного, творческого и мыслящего, вписанного в сложную сеть контекстов окружающего мира и неотделимого от неё.

В противном случае попросту невозможным и бессмысленным становится весь Западный антропологический проект, оттолкнувшийся от перехода человека в состояние, трансцендентное природе и её порядку вещей. Во имя этого трансцендентного начала совершался весь его долгий и полный страдания путь через историю, подчас не в меньшей степени полную мифологий; именем этого трансцендентного начала оправдывались (и оправдываются) все «издержки» научно-технического прогресса. В чём же тогда смысл последнего (да и всего пути становления человечества), если схемы и механизмы мышления оказываются в опасности возвращения к дорефлексивным формам, когда прогресс не мыслился как необходимый, а человек не знал о возможности пройти собственный путь? И чем, в таком случае, можно оправдать «издержки» этого прогресса? В этом смысле, не напоминает ли современный человек ребёнка, которому ценой невероятных экономических усилий всей семьи купили дорогой музыкальный инструмент - в надежде, что он со временем научится на нём играть, а тот не только не стал учиться, но и вовсе разломал его? Поддержание и воспроизведение мифологических нарративов современности представляется равносильным поведению такого ребёнка: мифологизированное мышление обесценивает весь эмпирический материал истории и сводит на нет всё лучшее, что было в ней достигнуто. Т.Адорно и М.Хоркхаймер отмечают, что причины такого положения вещей лежат в самой диалектической логике проекта Просвещения, сформировавшей образ современной Западной цивилизации: его мотивы господства принесли обществу небывалый прогресс (технологий, промышленности, и тд.), но вместе с тем – и небывалый регресс: приспособление к власти прогресса было обречено стать причиной прогрессом власти. За многомерной системой императивов сети авторитарных мифологий утрата субъектом истории осознания своей фундаментальной реальности с неизбежностью оказалась оборотной стороной медали тотальной патерналистской объективации мира. И в этом смысле единственным выходом из сложившейся ситуации остаётся возвращение субъектом переживания и осмысления этой реальности, а также выход из состояния вынужденно приобретённой когнитивной и мировоззренческой инфантильности.

В сущности, на сегодняшний день перед современным обществом - два пути. Либо возвращение к дорефлексивным формам бытия, которые бы соответствовали его действительной потребности в мифологии (в этом случае она была бы полностью удовлетворена) – с отказом от всего того, что было обретено на пути преодоления мифологического начала логическим. Такой путь был бы, по крайней мере, последовательным. Впрочем, он, разумеется, маловероятен. Либо поиск и осуществление новых шагов в уже заданном однажды направлении от мифа к Логосу – таких, которые не просто могли бы оправдать все те издержки, которыми сопровождается благосостояние общества современного типа, - но и уменьшить их, ставя перед человеком новые задачи, связанные с осознанностью (рефлексивностью) и, как следствие, с нравственностью (в широком смысле этого слова). А значит, распознание мифологий и защита от их авторитарной власти принципиально важны – социально, политически, антропологически. Будет ли такое освобождение осуществляться за счёт всевозможных форм «раскачивания» знаков мифа (какой бы природы он ни был); или за счёт выработанных техник сопротивления ему и изобретения новых; будет ли оно вообще осуществляться, или оно вовсе не произойдёт – этот вопрос остаётся острым, актуальным и открытым.


_______
[1] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.276.
[2] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.276.
[3] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.281.
[4] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.284.
[5] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.287-289.
[6]Например, сообщество https://vk.com/slavanochka (55 000 подписчиков)
[7] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.210.
[8] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с. 232.
[9] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.134.
[10] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.149.
[11] Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. – М.: Издательство «Добрая книга», 2012, с.113.
[12] Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. – М.: Издательство «Добрая книга», 2012, с. 172.
[13] Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. – М.: Издательство «Добрая книга», 2012, с. 118.
[14] Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. – М.: Издательство «Добрая книга», 2012, с.168.
[15] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.320.

Об авторе: Рахманинова Мария Дмитриевна – к.филос.н., ассистент кафедры философии факультета общеобразовательных и гуманитарных дисциплин Санкт-Петербургского государственного Горного университета.

Теги: Мифология

Автор:  Мария РАХМАНИНОВА

Комментарии (16) 13.02.2014

Обсуждение:
Страницы: Пред. 1 2
Sarah
Pandora
Kate Spade
Pandora Charms
New Jordans 2019
Louboutin Shoes
Kate Spade Outlet
Pandora Charms
Fitflops Sale Clearance
Kate Spade Outlet Online
Adidas NMD
Pandora Canada
Pandora Jewelry
Yeezy Shoes
Pandora Official Site
Pandora Charms Outlet
Goyard Handbags
Pandora
Air Jordan
Pandora Charm
Pandora
Curry Shoes
Red Bottom Shoes
Puma Shoes
Air Force 1
Red Bottom Shoes
Pandora Charms
Jordan Space Jam 11
Pandora Jewelry Official Site
Jordan Retro 11
Nike Air Max 95
ECCO
Pandora Charm
New Jordans
Jordan Win Like 96
Pandora Jewelry
Pandora Jewelry Official Site
Harden vol 1
Pandora Bracelets
Pandora Ring
Pandora Jewelry Official Site
Pandora
Pandora Bracelets
Nike Clearance
Kyrie Shoes
Jordan Retro
Jordan 12
Adidas Shoes
Moncler Jacket
Jordan 11 Low
Air Jordan Shoes
Pandora Charms Jewelry
Pandora Jewelry
Jordan 11 For Sale
Birkin Bag
Nike Air Force 1
Ferragamo Shoes
Pandora Jewelry Outlet
Nike Shoes
Pandora Jewelry
Moncler Jackets
Red Bottom Shoes
Valentino Shoes
Adidas Yeezy
Louboutin Shoes
NMD
Christian Louboutin shoes
Yeezy Shoes
Christian Louboutin Shoes
Moncler Outlet Store
Air Max 2018
Pandora Bracelet
Fitflop Sandals
Pandora Charms Sale
Moncler UK
Jordan 11 GYM Red
Air Jordan Shoes
Yeezys
Pandora Bracelets
Fitflop
Nike Outlet Online
Jordan 9
Pandora Bracelet
Vans
Vapormax
Air Jordan 11
Pandora Jewelry
Air Jordan 14
Pandora Jewelry
Balenciaga Sneakers
Air Max
Pandora Outlet
Pandora Jewelry
Moncler UK
Kate Spade
Air Jordan Shoes
Jordan 11
Kate Spade Handbags
Jordans Sneakers
Louboutin Shoes
Nike Shoes For Women
Air Jordan 10
Air Jordan 4
Nike Outlet Store Online
Retro Jordans
Ferragamo Outlet
Nike Air Jordan
Kate Spade Handbags
Balenciaga Sneakers
Pandora Charms
Pandora Outlet
Soccer Shoes
Pandora Outlet
Pandora Rings
Pandora
Yeezys
Adidas Outlet Store
Nike Air Max 98 Cone
Moncler Outlet
Air Jordans
Pandora CZ Charms
Pandora Rings
Nike Air Max 270
Cheap Jordan Shoes
Moncler Sale
Pandora Charms
Yeezy
Balenciaga Sneakers
Nike Huarache
Pandora Jewelry
Lebrons shoes
Harden Shoes
Christian Louboutin UK
Adidas Sneakers
Pandora Bracelet
Yeezy
Pandora Jewelry
Nike Air Max 90
Pandora Jewelry
Pandora
Nike Outlet
Pandora
Nike Air Force 1 High
Air Max
Nike Outlet
Air Jordan 8
Goyard Bags
Ferragamo Belt
NMD Adidas
Yeezy Boost
Kate Spade Handbags
Pandora Jewelry
Nike Outlet
Fjallraven Kanken Backpack
Pandora Bracelets
ИмяЦитировать
Anthony
Red Bottom Heels
Pandora Bracelets Clearance
New Nike
Nike Factory Store
Nike Shoes
NFL Gear
Lebron Shoes
Adidas Yeezy
Nike Outlet Store Online Shopping
Nike Free Run
Louboutin Outlet
Nike Outlet Store Online Shopping
Yeezy Boost 350
Ferragamo Outlet
Pandora Charms Sale Clearance
Kyrie Irving Sneakers
Nike Outlet Store
NBA Jerseys
Fjallraven Kanken Backpack
Pandora Rings
Nike Outlet Online
Nike Zoom Winflo 5
Adidas Ultra Boost
NFL Store
Pandora Rings Official Site
Christian Louboutin Shoes
Christian Louboutin
Nike Outlet Store Online Shopping
MLB Shops
Yeezy 700
Air Max 720
Nike KD
Nike Factory Store Online
Nike Basketball Shoes
Nike Air Force
Christian Louboutin
Ferragamo Belts
Yeezy Sneakers
Valentino Sneakers
Retro Jordans
Nike Women's Running Shoes
Nike Cortez
Adidas Sneakers For Women
Adidas Ultra Boost
Air Max 98
Official MLB Jerseys
Pandora Bracelet Charms
Custom NFL Jersey
Nike Air Max
Pandora Charms Outlet
Nike Shoes For Women
New Air Max 2019
Lebron 16 Shoes
Adidas Superstar Shoes
Asics Running Shoes For Women
Air Max
Nike Sneakers For Men
Mens Basketball Shoes
Nike Outlet
Nike Shoes
Balenciaga
Sneakers Website
Nike Outlet
NBA Shop
Pandora Jewelry Official Site
Adidas Stan Smith
Nike Shoes
Adidas NMD
Nike Sneakers
Adidas Outlet
Red Bottoms Louboutin
Nike Air Max 270
Adidas Sneakers
Womens Nike Shoes
Yeezys
Asics Running Shoes
Pandora Canada
MLB Jerseys
Jordans Shoes
NFL Jerseys
Pandora Outlet
Louboutin Shoes
Christian Louboutin Outlet
Lebrons Shoes
Nike Clearance
NFL Shop
Nike 720
Nike Shoes 2019
Adidas Ultra Boost
Pandora Charms Sale Clearance
Adidas Shoes
Nike Sneakers For Women
Yeezy Boost
Pandora Charm Bracelet
Asics Shoes
Red Bottom Shoes
Red Bottom
Pandora Jewelry Official Site
Nike Factory
Nike Outlet
Asics Shoes
NFL Jerseys Cheap
Puma Outlet Store
NMD Adidas
Christian Louboutin Outlet
Yeezy Boost 350 V2
Pandora Jewelry Black Friday
Asics Running Shoes
Goyard
NFL Shop
Lebron 16
Pandora Necklace For Women
Nike Store
Nike Air Max 270
Pandora Jewelry Official Site
Adidas Shoes
Pandora Jewelry
Yeezy 500
Christian Louboutin shoes
Pandora Ring
Nike Clearance
Adidas Yeezy
Pandora Charms
Balenciaga Shoes
Air Force 1 High
Nike Store Online
Pandora Jewelry
Adidas Stores
Nike Running Shoes For Men
Salvatore Ferragamo Shoes
Nike Factory Outlet Store Online
Golden Goose Shoes
Yeezy Shoes
MLB Store Official Site
Nike Air Max 95 Essential
Pandora Jewelry
Christian Louboutin
MLB Shop Online
Jordans Sneakers
Nike Store
Cheap Yeezys
Yeezy
NFL Shop Official
Nike Outlet
Adidas Outlet
Mens Nike Shoes
Nike Store UK
Nike Outlet Store
Fila Shoes For Men
Nike Shoes
Fila Sneakers
Nike Sneakers
Nike Clearance
Vans Shoes Outlet
Pandora Store
Nike Shoes 2019
NFL Store
NMD R1
Red Bottom Shoes
Pandora Charms
Christian Louboutin Shoes
Nike Shoes
Nike Clearance Outlet
Nike Running Shoes
NMD
NFL Jerseys
NFL Jersey
Fjallraven Kanken
Jordans Retro
Basketball Shoes Nike
Pandora Bracelet
Jordan Retro
Nike Sneakers
Nike Air Max 98
Air Jordan Retro
Yeezy Shoes
Ultra Boost
Adidas
Jordan Retro 11
NHL Gear
Nike Running Shoes
Pandora Charms
ИмяЦитировать
Darleen
Pandora Charms
Pandora Jewelry Official Site
Pandora Charm
Pandora Jewelry
Goyard Handbags
Pandora Jewelry Official Site
Nike Store
Pandora Bracelets
Puma Shoes
Wholesale Jerseys
Adidas Running Shoes
NFL Apparel
Pandora Jewelry
Cheap NFL Jerseys
NFL Jerseys
Pandora Jewelry Official Site
Cheap Nike Shoes
Pandora
Cheap NFL Jerseys
NHL Jerseys
Jordan 1 Mid
Jordan 1 Retro
Adidas Website
Nike Shoes
Pandora Ring
Moncler Jackets
Pandora Jewelry
Nike Sneakers Women
Air Jordan 1 High
Best NFL Jerseys
Air Jordan Retro 1
Moncler Coats
Pandora
Nike Outlet Store
Pandora Jewelry Outlet
Jordan Ones
Pandora
MLB Fan Shop
Adidas Shoes
Nike Running Shoes Sale
Pandora Charms Sale Clearance
Pandora Bracelet Charms
Nike Men Shoes
NFL Gear
Pandora Jewelry
Cheap NFL Jerseys
Pandora Jewelry Official Site
Nike Shoes Women
Pandora Bracelets
Nike Sneakers For Men
Pandora Jewelry
Pandora Outlet
Ferragamo Belts
Pandora Jewelry Official Site
Cheap Moncler
Wholesale Jerseys China
Pandora Charms
Cheap NFL Jerseys
Pandora Charms
Asics Running Shoes
Balenciaga
Wholesale Jerseys
Pandora Charms Sale Clearance
Pandora Charms Sale Clearance
Air Jordan 1 High
Pandora Outlet
Adidas Shoes
Jordan 1 Retro
Pandora Bracelets
Balenciaga Sneakers Sale
Pandora Charms
Balenciaga
Asics Shoes Outlet
Nike Air Jordans 1
Pandora Jewelry
Adidas Shoes
Moncler Outlet
NHL Jerseys
Pandora Outlet
Ferragamo Belt
NFL Jerseys China
Pandora
Cheap Adidas
Moncler
Adidas Outlet Store
New Nike Shoes
Moncler Coat
Nike Shoes For Women
Baseball Jerseys
Basketball Shoes
Jordan 1 Low
Jordan 1 Low
Pandora Charms
Balenciaga
Pandora Charms
Moncler Jackets Outlet
Nike Outlet Store
NFL Football Jerseys
Pandora
Pandora Jewelry
Nike Air Jordan 1
Nike Outlet
Pandora Charms
Adidas Women's Shoes
NHL Jerseys
Pandora Jewelry
Moncler Jacket
Goyard Bags
Air Jordan 1 Dior
Football Jersey
Pandora Jewelry
Nike Store
Jordan 1s
Salvatore Ferragamo
Adidas Sale
Pandora
Pandora Charms
Men's Nike Shoes
Moncler Sales
Pandora
ИмяЦитировать
Darleen
ИмяЦитировать
Barbara
Moncler Outlet Store
Jordan 5s
Balenciaga Triple S
Hermes Birkin
Air Max 90
Mid Star Golden Goose
New Nike Shoes
Adidas NMD
Jordan 12 Retro
Nike Shoes For Women
GGDB Sneakers
Nike Air Force 1 High
Jordan Win Like 96
Moncler Outlet Store
ECCO
Pandora
Nike Air Max 95
Retro Jordans
Cheap Jordans For Sale
Fjallraven Kanken Backpack
Nike Running Shoes Sale
Nike Air Max 98 Cone
Air Jordan 9
Jordan 11 Red
Jordans 4
Red Bottoms Shoes
Jordan Retro 8
Jordan Retro 5
Nike Shoes Women
Pandora Jewelry
Pandora Charms
Air Jordan 4
Nike Air Max
Nike Shoes
Harden shoes
Ferragamo Outlet
Air Jordans
Jordan Sneakers
Jordans Retro
New Jordans
Moncler
Fitflop Shoes
Red Bottoms Louboutin
Yeezys
Moncler
Nike Shoes
Pandora Jewelry Official Site
Air Jordan 5
Louboutin shoes
Yeezy
Golden Goose Factory Outlet
Kyrie Irving Shoes
Yeezy Shoes
GGDB Sneaker
Jordan 12
Moncler Jackets Outlet
Pandora Ring
New Jordans 2021
Air Force 1
Jordan Shoes
Jordan 11s
Balenciaga
NMD R1
Nike Outlet Store Online
Nike Factory
Air Jordan 10
Jordan 11
Jordans Sneakers
Air Max 2018
James Harden Shoes
Golden Goose Shoes Women
Jordan 11
Moncler Jacket
Jordan 11
Golden Goose For Sale
Nike Official
Jordan Sneakers
GGDB Shoes
Retro Jordans
Yeezy Shoes
Jordan Shoes
Jordan 1
Pandora Jewelry
Jordan Retro 12
Fitflops
Air Jordan 6
Pandora Jewelry Official Site
Golden Gooses Sneakers Sale
Air Jordan 4
Pandora Bracelet
Jordan 11's
Jordan 6 Rings
Golden Goose Sneakers
Valentino Shoes
Huaraches Nike
Sneakers Golden Goose
Jordan 4 Retro
Golden Goose
Air Jordan Retro
Pandora
Jordans 11
Pandora Ring
Pandora Charms
Jordan Sneakers
Jordan Retro 11
Nike Snkrs
Jordan 3s
Yeezy
Nike Air Max 270
Nike Factory Outlet
Air Jordan 14
Jordan Retro 6
Air Jordan Sneakers
Red Bottoms
Jordan Retro 3
Mens Nike
Retro Jordan 11
Air Jordan 11
Jordan Shoes
Jordan 12
Jordan 13
Yeezy
Pandora
Nike Outlet
Louboutin Shoes
Pandora Jewelry
Air Jordans
Jordan Shoes
Golden Goose Outlet
Moncler Jackets
Air Jordan 11
Nike Outlet Store Online Shopping
Women Moncler Vest
Soccer Cleats
Ferragamo Outlet
Moncler Outlet
ИмяЦитировать
Janes
ИмяЦитировать
Страницы: Пред. 1 2
Комментировать

Возврат к списку

Русская философия > ЛогоСфера: философский журнал