Новости по теме

Всякий человек носит в себе Музей…

16 мая, в эту субботу, Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при Библиотеке №180...

О выпуске альманаха «Самопознание»

На сайте политической консервативной мысли «Русская Idea» в разделе...

К списку новостей

Статьи по теме

Как известно, общество думает и творит главным образом через свою элиту. К человеку массы нельзя предъявлять завышенные требования: его бытие может и не выходить за горизонт воли к жизни.

Что бы, если бы…

И в сослагательно-виртуальной перспективе можно работать вполне серьезно и...

К списку статей

Разговор с президентом России

Разговор с президентом России

Разговор с президентом России


Россия – не Запад или Восток, а – Север.

Иногда об историческом пути России говорят, что вышла она неизвестно откуда и идет неизвестно куда. Безродные и беспутные, с мучительными сомнениями относительно себя и с неясностью жизненной перспективы, россияне пробуют все подряд, требуют немедленных результатов, мечутся в поисках образцов для подражания.

Но поход в неизвестность весел и заманчив: «Пойдешь туда, незнамо куда. Принесешь то, незнамо что».

Как водится, шли на все четыре стороны. Западники вели на Запад, но в маленьком общеевропейском доме было тесно и жестко. Восточники продвигали Россию на Восток, но там столкнулись с несопоставимо высокой демографической плотностью. Броски на Юг увязли в рыхлых структурах азиатских обществ. Только на Севере России удалось удержать прочные позиции, найти свое место и обрести себя.

На протяжении многих столетий Россия в глазах всего цивилизованного мира однозначно ассоциируется с Севером, морозами и сугробами, медведями и шапкой-ушанкой. И это не удивительно: почти полгода зима, с вечной мерзлотой – 60% территории страны.

Но Север – это, прежде всего, нравственный выбор России. Приведем строки Анны Ахматовой, подводящие итог самоопределению России:

Запад клеветал и сам же верил,

И роскошно предавал Восток,

Юг мне воздух очень скупо мерял,

Усмехаясь из-за бойких строк.

Но стоял как на коленях клевер,

Влажный ветер пел в жемчужный рог,

Так мой старый друг, мой верный Север

Утешал меня, как только мог.

Жизнь на суровом Севере диктует хорошо известные нормы общежития. Это низкая биопродуктивность ландшафтов и сопутствующие ей невысокая эффективность специализированной деятельности, разбросанность, постоянные перемены. Отсюда и житейская нетребовательность: «Живем, да и ладно…». Это и приоритет жизнеобеспечения: тепло, свет, вода… Все это должно быть обеспечено независимо от конъюнктуры рынка. Это и коллективизм, экономящий путем централизации инфраструктуры издержки жизнеобеспечении.

Жесткие ограничения жизни на Севере определяют примат жизнеобеспечивающей экономики. План и рынок в России допустимы лишь при условии, что они повышают надежность жизнеобеспечения. Говорят поэтому «Жизнь есть жизнь!» тогда, когда приходится поступиться принципами либеральной или коммунистической идеологии.

Северный выбор России позитивно разрешает кризис ее идентичности. На известный вопрос России «Кто я и куда иду?» мы даем простой и ясный ответ: «Мы идем на Север!» – туда, где пушнина, нефть и газ, Севморпуть и Арктика, Северный полюс – там «вьюги поют».

О национальной гордости великороссов.

Представляя Россию и храня ее как величайшую ценность, нужно отчетливо понимать – почему бесценна она и ее великий народ.

Сам факт исторически длительного существования российского государства демонстрирует, что оно обладает определенной ценностью для человечества. Народы России, сохраняя ее в череде веков, устойчиво воспроизводят эту ценность, оставляя в стороне другие, менее важные блага. Поэтому ущербность России – во многих и очень многих измерениях благосостояния – является оборотной стороной ее величия.

В чем же состоит величие России? Достаточно взглянуть на глобус и увидеть: достоинство и величие России – в ее масштабе и размахе. Россия – это самое большое по территории государство мира.

Умалять ценность размера территории может лишь то государство, которое после неудачной экспансии все потеряло. Государства бывают большими и малым. Но даже малые государства стремятся расти. Центры силы распространяют поле власти настолько, насколько позволяет им собственная энергетика. Энергетика государственной власти в России остается наиболее мощной в мире.

Распростершись практически по все Северной Евразии, наше государство оказалось настолько мощным, что обеспечило внутреннее единство державы, граничащее с унификацией. Как правильно замечал В.И. Ленин, в России нет законности тамбовской или рязанской (в отличие, например от США или ФРГ).

Однообразие быта – от Калининграда до Анадыря – хотя и приводит в уныние, но имеет несомненные преимущества. Организационная однородность – по соображениям экономии власти – обусловливает простоту человеческих отношений, по которой так тоскуют на соотечественники за границей. Отсюда и легкость адаптации при внутренней миграции: всюду как дома!!!

Рискну предположить, российская модель управления самым большим государством мира может стать эталоном, на которое будет ориентироваться мировое сообщество, преодолевающее издержки региональных конфликтов в терниях глобализации.

Русская Океания.

Зависть белая гложет, когда на карте мира видишь бесчисленные заморские территории, принадлежащие европейским метрополиям и США. Историки могут назвать тьму причин, по которым нецелесообразно было закреплять юрисдикцию Российской империи над Гавайскими, Маршалловыми, Ионическими островами, Мальтой, Калифорнией и Берегом-Миклухо-Маклая и др. Но с высоты исторического опыта и «заднего ума», вряд ли можно признать правоту подобных геополитических потерь

И уже не белая зависть, а добрая злоба охватывает, когда раздумываешь над мотивацией упорных добровольных отказов России от принадлежавших ей заморских территорий1. Узнаешь знакомое самодурство начальства, которое старается не замечать или отбрасывать все, не поддающееся самодержавию.

Сказался и православный этос, выраженный в поговорке: «На тебе, небоже, что нам не гоже». Мир не православен, и только славит русского дурака, разбрасывающегося добром и напрасно ожидающим благодарности.

Лагуны, коралловые рифы, пальмы… Как это вернуть? Наверное, традиционным путем – покровительство в обмен на режим безвизового въезда и особого благоприятствования для граждан России.

Для реализации данного глобального проекта Российской федерации нужна не Морская доктрина (фактически – это доктрина военной безопасности приморских регионов), а Океаническая доктрина. Круизы, базы, океаническое хозяйство и межрасовые браки изрядно украсят нашу жизнь.

Кому управлять Россией?

Русскую Океанию отдали военные. С начала XIX века военно-промышленный комплекс России стал приносить народному хозяйству уже зримые убытки. Колонизация в XVII веке Сибири – последний экономический эффективный проект силовиков.

Возник вопрос о том, кто должен управлять Россией: силовики? семинаристы? юристы? инженеры? экономисты? На повестке дня не вопрос «Что делать?» (делай, что делают все в «цивилизованном» мире), а «Кто будет делать (точнее, править)?».

В последние десятилетия на руководящих постах показали себя представители многих профессиональных корпораций. Очевидные дефекты профессионального сознания (и даже кретинизма), проявленные в руководстве государством, убеждают, что управлять должны не те категории профессионалов, которые сейчас имеются.

Предположения о том, представители какой профессии должны править государством могут быть самыми экзотическими. Платон предлагал возложить эту миссию на философов (фактически, по содержанию работы, – на астрологов). С учетом репутации России как «страны дураков» эта миссия могла бы быть возложена на психиатров. Думается, в профессионализации нуждается занятие политикой.

Профессии политика нужно учить. Для этого не годятся Академия государственной службы или факультеты политологии. Нужно создать ГУ - Высшая школа политики с широким спектром специальностей высшего профессионального образования. Практика студентов – в многочисленных общественных организациях. Дипломная работа – политтехнология, прежде всего, внешнеполитическая, а затем уже – от макрополитики до микрополитики на всех уровнях гражданского общества. Править Россией должны политики.

Гражданский космос.

Править столь обширной страной как Россия удобнее всего из космоса. Но правление с этой позиции должны осуществлять не военные, а отечественные политики всех уровней и мастей. Соответственно, гражданскому обществу позарез нужен гражданский космос.

Не будучи специалистом в области космической деятельности, могу только судить о том, что вырвавшись первой в космос, Россия серьезно отстала от других стран в мирном и доступном для населения использовании космоса. Индейцы Аляски следят за выпасом стад оленей, используя спутник. А наши КМНС?

Космос – безусловный стратегический приоритет России, но эффективность инвестиций в космическую деятельность будет определяться общедоступностью для гражданского общества его космического достояния.

Об алкогольных напитках.

Известный отечественный литературовед и культуролог Г.Д. Гачев сформулировал правило (назову его «правило Гачева»), согласно которому градус алкогольного напитка должен соответствовать градусу широты.

Будучи практически трезвенником, но попробовав действительно высокоградусные алкогольные напитки, я охотно с ним согласился. Эффектно, эффективно и не раздражает нудностью долгопития. Величина личной дозы и периодичность приема – медицинский вопрос.

Но реализовать в жизни правило Гачева не удается. Представляемая потребителю шкала высокоградусных алкогольных напитков настолько скудна и дорогостояща, что с тоской вспоминаешь знаменитый русский самогон. Есть еще неиспользованные резервы в развитии рыночной экономики в России.

_______________

1 См. публикацию и ее обсуждение: Несостоявшаяся заморская Россия



Об авторе: Тюгашев Евгений Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Новосибирского государственного университета.


Теги: Что я сказал бы президенту?

Автор:  Евгений ТЮГАШЕВ

Комментарии (39) 05.12.2010

Обсуждение:
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
Конфуцианец
Китайцами эта ориентация России на Север может быть только приветствоваться. Новосибирск должен стать пограничным городом, граница - по Оби!
ИмяЦитировать
Сибиряк
Кому управлять Россией?
Философы уже пробовали (1917 год), но к власти в конечном итоге приходят другие.
Кому управлять страной? Это должен быть Лидер, как в животном мире, и не важно, кто он, инженер, юрист, строитель. Только за Лидером пойдёт народ и будёт его слущать. А уж если он дошёл до "верхов", то он (Лидер) прошёл жесточайший отбор "по законам джунглей". Только бы его дела были направлены на благое дело, а не ради банальной наживы. Но увы, у нас пока не так.
У нас сейчас только деньги правят миром. А жаль...
ИмяЦитировать
Тюгашев
Я просто Запад-Восток не смешиваю с Европой- Азией.
Мои публикации по евразийству (в т.ч. по проблеме Северной Евразии) легко найти в Сети.
ИмяЦитировать
Guest
О Китайцах

Синологи давно отмечают, что Север для китайцев малопривлекателен по разным причинам. Юг им более симпатичен. Пример тому Юго-Восточная Азия.
ИмяЦитировать
Тюгашев
Несостоятельность своей модели управления Россия демонстрирует уже тысячу лет, пугая Англию с 16 века.
Хорошо об этом написал Прохоров, кажется, про русскую модель управления
ИмяЦитировать
Диана Сивакова
Автор хочет привлечь внимание хлёсткостью формулировок, но ничего нового и, что важнее, конструктивного, статья не даёт.  :(
ИмяЦитировать
Харитонова Н., ГФМ-1
Цитата
Егоров Сергей, аспирант НГАХА пишет:
Смеялся. Это вот эта псевдо-литературная бурда из баек, пословиц и цитат - теперь называется философией?

Какая-то клюква, разве что медведей на улицах городов нет, да пресловутые лапти не упомянуты. Это с такими рассуждениями наша страна будет возрождать самоуважение?

Нет, я не спорю - написано весело и живо, но уж очень не в строку.

Идите-ка лучше потягайтесь с Задорновым с такими текстами. А геополитику оставьте в покое.

Самая, на мой взгляд, конструктивная критика. Статья отнюдь не получилась философской. Какие здесь вообще могут быть обсуждения? Какой космос, какие алкогольные напитки? Не вижу никакой логической связи между выдвинутыми положениями, отсутствует какая-либо структура текста, нет заключения. Выдвигаемая проблема получилась размытой.
Особенно позабавил момент про безвизовой режим для граждан РФ. Хочется ответить в духе автора данной статьи "После драки кулаками не машут".
ИмяЦитировать
Guest
Извините, понимаю, что критиковать, или заниматься "разбором" написанного гораздо проще, чем обозначить свою точку зрения путем выработки собственного мнения по поводу развития, или без оного, но всё же, ознакомившись, хотелось бы высказаться... Не принимайте строго, я конечно же не геополитик и не политтехнолог..., так, выражаюсь иногда...

"Вышла неизвестно откуда, и идёт неизвестно куда" - замечательная картина, напоминающая путь Человечества вообще, а тем более сопряженный с так называемым  "божественным планом"..., неужели кто-то из присутствующих на политической арене знает - куда идет человечество, и откуда оно вышло (сразу хочу дополнить себя, разговор не о гинекологии, как я понимаю)...
Интересно, кому это интересно? Неужели тому, кто знает куда идет? Насколько мне известно из личного опыта, когда кто-то знает куда он идет, то не обращает особого внимания на окружающих, даже идущих в иную сторону... Так почему же данный вопрос находится в зоне особого внимания определившихся с собственным путем развития держав? Так кого это интересует, знающих, или не знающих? А может желающих? Поумерьте желания, иначе они вас поглотят и не поперхнуться...
Перспектива развития, как плановая экономическая система - требует ожидаемых результатов, но если путь долгий изначально не очевиден, о какой безоговорочной перспективе можно рассуждать в неконтролируемо-временном процессе. Плановая система - провальна при соблюдении банального свободного выбора как сотрудников планового отдела, так и конечных исполнителей, что уж говорить о свободной воле, о которой все пытаются кричать как о неотъемлемой части общественных взаимоотношений...
Россия идет куда надо, всем бы туда попасть хотелось, ан нет..., перспективы и планы развития мешают...

"В глазах цивилизованного мира" - каким образом нужно рассматривать данное выражение? С точки зрения насильственно-внушенного "глазам....", или лично оправданного и принятого государством, находящимся под пристальным взглядом этих глаз? И что значит - удалось удержать прочные позиции? В каком плане - в административно-территориальном..., то есть рассматривая Россию как центральный регион? Что такое "запад" для запада, или "восток" - для востока??? Не напоминает ли подобный взгляд со стороны надменный эгоцентризм? На мой взгляд, при употреблении многословных эпитетов - "поход на ...", можно говорить лишь о культурном влиянии, и, как отмечает автор, "нравственном выборе". Но возлагать итог выбора государственного пути на строки поэтессы с определено больной репутацией..., опять же, вряд ли правильно и целесообразно.
Рассматривая государственный путь как направление, а не как внутренний выбор внутреннего пространства, мы, волей-неволей упираемся в границы. У "Севера", как известно многим, границы тоже существуют (согласно данным географического общества)... Каков же будет ответ на вопрос вопрошающих, когда "поход на Север" дойдет до своего логического завершения? России придется снова куда-то повернуть, только ради того, чтобы оправдать ожидания вопрошающих? А стоит ли идти куда-то ради этих самых вопрошающих? Может, пора подумать не об авторитете среди глазеющих слепцов с отсутствием терпения и постоянными криками "я, мне, моё... дай", готовых бежать куда глаза глядят (напомню - слепые глаза) лишь бы только находиться в постоянном движении, которое априори - существование, а о преобразовании влияния на внутреннее пространство собственного конгломерата? О культурном влиянии внутри страны, а не на отдаленные участки суши или жижи путем забрасывания их всевозможными сладостями или горестями. Иначе же, из слов автора получается, что Россию кто-то постоянно подталкивает на судьбоносные лишь для нее же решения, смещающие ее все дальше и дальше на северный полюс, оставляя территориальное преимущество средней полосы для "бегущих и толкающих". При чём, хотелось бы сразу заметить, что другое полушарие не освобождается ради движения России "вперёд", а продолжает существовать в своём обычном режиме, режиме занятости.
Да и вообще - кто сказал, что те глаза, которые смотрят - "цивилизованнее"...??? Что автор понимает под понятием "цивилизация", мне думается, что "развитие", но разве развитие - это эксплуатация человеческих и территориальных ресурсов...??? Эксплуатация - это использование, получается: использование использованного ради развития используемого для использования в дальнейшем использовании ради развития... Какой это круг ада???
 
Кризис идентичности многонационального государства, занимающего 1/7 часть суши? Идентичности по отношению к чему, или к кому? Да откуда может возникнуть данный вопрос внутри подобного государства? Он, данный вопрос, прерогатива мелких латифундистов, желающих как можно эффективнее использовать, подчеркну именно использовать, территориальный потенциал, прикрываясь при этом всевозможной идентичностью и принадлежностью к тому или иному образу жизни, или направлению внешней и внутренней политики, экономики итд, итд, итд... И все только ради того, чтобы как можно громче заявить о себе, как о существующем. Но, как известно крик - удел слабости.
Идентичность, как и приверженность чему-то конкретно-обусловленному говорит лишь об ограниченности внутреннего восприятия, об ограниченности вместимости внутреннего сосуда, широты души, если хотите... Попробуйте вместить в себя все множество, и урегулировать на основе единого закона сосуществования внутри условных границ самовыражение каждого, расширяющегося по мере осознания всеобщего коллектива... О какой идентичности, или ее необходимости, речь? Как можно говорить о возможном кризисе идентичности в отношении чего-то нового в громадном, неоднородном социуме, если постоянное взаимодействие разности потенциалов порождает новое даже без конкретного целенаправленного стремления к переменам.
Повторюсь - перемены необходимы в основном тем, кто устал от однообразия и мелководья, когда водоем мелок и дно сразу видно и неизменно на протяжении многих циклов, а внутренний потенциал постоянно требует выплеска наружу, но кроме поселенцев своего болота никто не желает быть подопытным неопытных, конечно же возникает внутренний вопрос о захвате новых территорий ради применения своего потенциала (но стоит ли торопить-ся неопытным? "были вы на небе но не познали истины, но познали лишь часть тайны......и этой тайной на земле творится непомерное зло", как-то так звучало, вроде).
Отсутствие идентичности в нашем же случае идет в купе с долгосрочным неотъемлемым стремлением к единству, на основании относительного равенства сторон в достижении единой цели взаиморазвития. А это дорогого стоит, на мой взгляд.

Региональные конфликты в трениях глобализации?
Глобализация условна, и ограничена законами властной структуры, и рамками именно ее внутреннего развития.  Да и вообще, глобализация, сама по себе, тупиковый путь достижения, то есть безысходная ассимиляция сильными слабых под эгидой слабых ("каждый может обидеть слабого, но только слабый желает обидеть слабого"), а это мир без любви, мир превосходства и постоянной борьбы, войны, революции..., то есть постоянный поиск "нового" пути, "нового" направления, "новой" идентификации..., до условно победного конца, конца мира..., нелюбимого мира, так как желание его конца после победы - очевидно... Но мы, как это не странно, постоянно забываем - шарик то уже отмерен, перемерен и вымерен весь..., весь поделен, разлинован и разграничен между силовыми центрами, оказывающими влияние на территориальный носитель информации... И с кем мы боремся, как не между собой..., тем самым отражая внешне и внутренне свой единственный образ, образ уничтожения, разрушения...
На мой же субъективный взгляд, суть отмеренного жизненного пространства наполненного чрезвычайным многообразием физических видов и образов (в нашем случае социально-политических) не в борьбе за территориальное превосходство и овладении богатой ресурсной базой, а в попытке соотнести порою несовместимое в одном едином пространстве, то есть не империализация пространства под эгидой одного правителя (даже учитывая высшую цель мнимого единства, говорю - мнимого, так как с помощью насилия ничего истинного не получается), но возможность сосуществования множества в единстве, в едином стремлении к жизни..., в едином жизненном пространстве, если хотите... Не порабощение и подчинение друг друга (с помощью умеренных демократизаторов), но взаимопомощь в достижении единого направления развития окружающего мира..., и это не запад, не восток, не юг, и даже не север, куда нас с легкой руки желает переместить автор ради избежания идентификационного кризиса. Это мир в мире...

Автор, почему-то постоянно пытается вернуть нарастающую мысль о свободе в рамки государственных границ. Откуда приходит идея - "покровительства", почему Россия должна быть чьим-то покровителем (она только подобным образом должна проявлять себя), почему снова и снова - борьба и война, вассалы и господа...? Откуда жажда возврата территорий, зачем? Для безоговорочной победы? Над кем? Мы все разные, но живём в одном мире... - почему? По какой причине мы не задаемся этим вопросом? А задаемся вопросом как остаться одним во всем мире. Или теория дарвинизма по прежнему прерогатива развития эволюционного процесса самоуничтожения? Ну останешься ты один на земле, всех победишь, чего дальше то делать будешь? Кого побеждать? Кого захватывать - галактику? Вселенную? У них уже есть хозяин, будьте уверены в этом, и он то как раз и наблюдает за своими детьми, братьями и сестрами, которые ослеплены сами собой в попытках "покровительства" друг над другом, и желании исполнить до боли знакомый образ из мифологизмов практически фсех народностей: "сын убивает своего отца"... Старо, банально и глупо..., а если точнее - противно, когда попахивает трупным ядом...

Единственный глобальный проект стОящий воплощения - прекращение борьбы за территориальное, экономическое, политическое, физическое, морально-нравственное... (исключение безумия: "разделяй и властвуй" из повседневного обихода управления) превосходство друг над другом... Как было сказано устами: "хватит жрать друг друга". По реализации которого не будет надобности в покровительстве и в проектах по "возвращению" утраченного территориально..., но появится шанс вернуть утраченное духовно (душевно, морально..., как хотите), при чём без
оригинальных проектов, и политтехнологических нововведений, обозначенных автором в образе дипломной работы ради проявления властности очередного политически подкованного управленца над рабами его политтехнологии, которая, к глубокому сожалению, как и многие другие уже отжившие свое, окажется лишь очередным тупиком для массового потребителя..., да и для "политтехнолога", а попросту - раба "своей" "новой" идеи...
Интересно, ответственность за внедрение в жизнь новой политтехнологии, которая заведомо (или по ходу вовлечения масс в процесс) влечет за собой очередное жертвоприношение во благо ее самой, кто на себя возьмёт? Снова, как и принято на всех четырёх сторонах света, многострадальный народ ограниченный той или иной государственной границей? Ну конечно же..., ведь людей так много, а дипломированных политиков - так мало...
Задумался..., почему-то ни разу не слышал, что какой-то политтехнолог отбывает наказание (или попросту наказан по суду) за свое очередное детище, повлекшее массовые жертвы среди народонаселения, или разрушение социально-экономических устоев погрузивших мировой (или хотя бы ограниченно государственный) и без того хаос в еще большую тьму безумия самоуничтожения... Ну конечно же, ответственность снова на тех, "кто неправильно понял, или неверно реализовал программу"...
А от кого зависит верная реализация того или иного проекта? От идеолога, который обязан просчитать все возможные варианты (что, как известно, невозможно хотя бы при малейшем допущении свободы реализации, за которую тут борются все революционеры и человеколюбцы; за исключением дара "свыше" - не стоит упускать подобную полуфантастическую возможность), или от исполнителя, не готового к принятию того или иного реформаторского решения, а соответственно и к принятию последствий реформы? Так, для справки, какое количество "жизнеутверждающих" реформ претерпел на себе русский народ в период с начала так называемой "перестройки"... И по какой причине "реформаторы" до сих пор у власти? Они что, учатся убивать и насиловать?
Ответственность всех и каждого перед единым законом: "не навреди" - одна из прерогатив достойного развития как народонаселения, так и управленческого персонала в частности. Я могу конечно же принять образ обучения, но учиться, в первую очередь, нужно на себе, а не на других... А иначе получается, что кто-то в попытках сообразить "новый" мир утопает в старом, о котором кто-то однажды сказал: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи."

Извините за многословное пустословие и потраченное время на его прочтение.
Всем всего хорошего и доброго в построении мира добра и согласия.
ИмяЦитировать
Guest
Да, и благодарность автору статьи конечно же, за право высказаться...
Евгений Александрович, извините за резкость суждения, ничего личного.
Всего хорошего.
ИмяЦитировать
Jacqueline
ИмяЦитировать
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
Комментировать

Возврат к списку

Русская философия > ЛогоСфера: философский журнал